Найти в Дзене
Писатель | Медь

Главная роль

Нина увидела себя по телевизору в день своего пятидесятилетия. Сидела на кухне, резала салат оливье — дочь с зятем должны были приехать поздравлять, — когда по первому каналу начался фильм "Лучшие каникулы". Её фильм. То есть не её — она сыграла там эпизод, официантку в ресторане. Три реплики, полторы минуты экранного времени.

Но тридцать лет назад ей обещали главную роль. Обещали, понимаете?

Нина застыла с ножом в руке. На экране молодая девушка с её лицом, но чужим голосом — переозвучили тогда, сказали, тембр не подходит, — подавала шампанское главным героям.

— Ваш заказ, — говорила девушка.
— Спасибо, милочка, — отвечал герой.
— Приятного вечера.

Всё. Полторы минуты славы. Вот тебе и карьера в кино!

Телефон зазвонил. Это была дочь Катя.

— Мам, мы в пробке торчим! Ты включи первый канал, там твой фильм показывают!

— Вижу, — выдохнула Нина.

— Круто же! Ты такая молодая там, красивая!

— Спасибо, доченька.

— Мам, а почему ты больше не снималась? Что случилось-то?

Нина выключила телевизор. Резко, со щелчком.

— Не сложилось. Давайте уже, я вас жду.

Она вернулась к салату. Руки дрожали. Тридцать лет прошло, а до сих пор больно. Господи, как же больно до сих пор!

Тогда, в девяносто пятом, ей было двадцать два, она только что закончила театральный. Она была красивой, талантливой — все так говорили. На дипломный спектакль пришёл режиссёр Воронов, который искал актрису на главную роль. Нина играла Нину Заречную в "Чайке". После спектакля он подошёл: "Вы — то, что мне нужно. Завтра пробы".

Она не спала всю ночь. Главная роль у Воронова! Это же путёвка в большое кино!

На пробах всё прошло отлично. Воронов сиял: "Вы родились для этой роли!" Подписали договор. Нина уже видела своё имя в титрах. Дура наивная!

А через неделю позвонил помощник режиссёра: "Планы изменились. Главную роль будет играть Елена Друнина".

— Какая ещё Друнина? — не поняла Нина. — Что за бред?

— Дочь кое-кого. Но для вас есть эпизод. Официантка. Три реплики.

Нина бросила трубку и поехала к Воронову домой. Он открыл сам — помятый, в халате, с опухшим лицом.

— Нина? Что вы здесь делаете?

— Вы обещали мне роль!

— Нина, послушайте, это кино. Тут всё решают деньги и связи. У Друниной есть и то, и другое.

— Но вы же сказали, что я родилась для этой роли!

— Вы родились. Но Друнина родилась в правильной семье. Хотите совет? Играйте официантку. Это тоже кино, засветитесь. Авось кто заметит.

Она сыграла официантку. Полторы минуты. Переозвученные. И никто не заметил, представляете?

После этого были ещё пробы, ещё обещания. Но главных ролей не давали — не было связей, денег на взятки, умения локтями работать. А на другие эпизоды после той истории она больше не соглашалась — гордость не позволяла, хватило одного унижения.

В двадцать пять вышла замуж за Сергея — инженер, хороший человек. Родила Катю. Устроилась в школу, преподавать литературу. Театральную студию вела. Десять лет назад Сергей умер — инфаркт. Нина осталась одна с дочерью. Обычная жизнь обычной вдовы-училки. Вот тебе и звёздная карьера!

— Мам!

Катя с Димой ввалились в квартиру с цветами и тортом.

— С юбилеем!

— Спасибо, дорогие.

За столом Дима, зять, сказал:

— Нина Александровна, а Катя говорит, вы актрисой были?

— Недоучкой была. Институт закончила и всё.

— Мам, ну что ты! — возмутилась Катя. — Ты же в кино снималась!

— Три реплики — это не съёмки.

— А почему бросили? — не отставал Дима.

— Не моё оказалось, — отрезала Нина.

Катя с сомнением посмотрела на мать, но промолчала. Умная девочка.

После ухода гостей Нина мыла посуду и думала. Пятьдесят лет. Половина жизни прошла в мечтах о несбывшемся. "Ну что ты, дура старая, - одернула себя Нина. - Не все же так плохо!" Но она до сих пор иногда репетировала перед зеркалом. Монологи из пьес, которые никогда не сыграет. Никогда, понимаете?

Телефон зазвонил. Незнакомый номер. Ну что ещё?

— Нина Александровна Сомова?

— Да.

— Меня зовут Кирилл Волков, я режиссёр театра "Современный". Мы ищем актрису на роль в спектакле "Поздняя любовь" Островского. Возрастная героиня, сильная роль. Ваш бывший студент, Артём Белов, сейчас у нас работает. Говорит, вы потрясающая актриса.

Артём? Господи, Артёмка! Она помнила его — талантливый мальчик из её студии. Золотой был мальчик!

— Я не актриса. Я учительница. Обычная училка, понимаете?

— Артём показал запись вашего урока-спектакля. Вы играли Кабаниху. Это именно то, что нам нужно. Именно!

Урок-спектакль. Она показывала детям, как надо играть. Артём, оказывается, снимал. Вот ведь хитрец!

— Я тридцать лет не играла профессионально.

— Тем интереснее. Приезжайте на пробы. Завтра в три.

— Я... у меня уроки.

— Нина Александровна, это шанс. Не упустите.

Он положил трубку.

Нина плюхнулась на диван. "Современник". Настоящий театр. В пятьдесят лет. Господи, да это же безумие!

Позвонила Кате.

— Мам? Что-то случилось?

— Меня на пробы позвали. В "Современник".

— Что?! Мам, это же круто! Ты пойдёшь? Ну конечно пойдёшь!

— Не знаю. Мне пятьдесят, Кать.

— И что? Мерил Стрип шестьдесят, и она звезда! Мам, это твой шанс! Хватай его!

— Поздний шанс.

— Лучше поздний, чем никакой! Мам, ну что ты как маленькая?

Нина всю ночь не спала. Ворочалась, вставала, пила воду. Утром позвонила директору школы — отпросилась. Достала из шкафа старое чёрное платье — театральное, берегла все эти годы. Дура сентиментальная!

В театре её встретил молодой режиссёр — лохматый, в джинсах, весь такой творческий.

— Нина Александровна! Спасибо, что приехали! Артём столько о вас рассказывал! Уши прожужжал!

— Где он?

— На гастролях в Екатеринбурге, на две недели. Но передавал — если вы придёте, он сделает всё, чтобы вы остались. Всё-всё-всё!

Её провели на сцену. Пустой зал, софиты, запах кулис. Тридцать лет прошло, а запах тот же.

— Прочитайте монолог Людмилы Ивановны. Вот текст.

Нина взяла листок. Руки дрожали.

— Можно пять минут?

— Конечно.

Она села на сцене, прочитала текст. Женщина пятидесяти лет, влюблённая в молодого человека. Боится признаться, боится быть смешной. Боится жить.

Это про неё. Всё про неё. Один в один, господи!

Нина встала, отложила текст.

— Я готова.

И начала. Без текста — она запомнила с первого раза, память актёрская не подводила. Говорила не словами Островского — своими словами, своей болью. О годах, прожитых не так. О мечтах, задушенных бытом. О страхе быть смешной в пятьдесят лет. Выворачивала душу наизнанку, понимаете?

Когда закончила, в зале стояла тишина.

— Это... это было не по тексту, — наконец сказал режиссёр.

— Извините. Я могу по тексту.

— Не надо! Это гениально! Вы сыграли не роль — вы сыграли себя. Это то, что нужно современному театру — правда, а не заученные слова! Когда можете приступить? Завтра? Послезавтра?

— Но... я же не профессиональная актриса. Я училка обычная!

— А кто сказал, что нужна профессиональная? Нужна настоящая. Вы — настоящая. Понимаете? На-сто-я-щая!

Нина плюхнулась прямо на сцене. Ноги подкосились, не держали.

— Мне пятьдесят лет. Пять-де-сят!
— И героине пятьдесят.
— Я тридцать лет в школе просидела.
— Тридцать лет готовились к этой роли.
— Тридцать лет готовились к этой роли.
— Это безумие.
— Театр — всегда безумие. Так что?

Нина посмотрела в зал. Пустые кресла. Но она видела их заполненными. Видела себя на сцене. Не эпизод, не три реплики. Главная роль. Наконец-то главная!

— Хорошо. Я попробую. Попробую, слышите?

Дома она позвонила Кате.

— Ну что?

— Взяли. Главная роль.

Катя взвизгнула так, что Нина отодвинула трубку.

— Мам! Это невероятно! Когда премьера?
— Через два месяца.
— Мы придём! Все придём! Мам, я так горжусь!

Вечером Нина достала старый альбом. Фотографии из института. Она — Нина Заречная. Она — Джульетта. Она — Катарина.

А завтра она будет Людмилой Ивановной. Женщиной, которая решилась жить в пятьдесят лет.

В школе отпустили неохотно. Ох как неохотно!

— Нина Александровна, середина учебного года! Дети к вам привыкли!
— Найдите замену. Я тридцать лет отработала. Хватит!
— Но это же несерьёзно! В вашем возрасте в актрисы! Что люди скажут?
— В моём возрасте самое время делать то, что хочется. А люди... люди пусть говорят что хотят.

Репетиции были изматывающие. Молодые актёры сначала косились с любопытством — учительница играет главную роль, надо же! Но после первой же читки зауважали. Ещё бы!

— Нина Александровна, вы где так играть научились? Это же... это же потрясающе!

— В театральном учили хорошо. Да и опыт преподавания помогает — приходится показывать ученикам, как надо.

Режиссёр Кирилл оказался гением. Он не заставлял её играть — он вытаскивал из неё то, что было спрятано тридцать лет.

— Не играйте любовь — вспомните её!
— Не изображайте страх — почувствуйте его!
— Это не Островский! Это вы! Ваша боль, ваша радость! Всё ваше!

За неделю до премьеры позвонил незнакомый номер.

— Нина?

Голос показался знакомым. До боли знакомым.

— Да.

— Это Воронов. Режиссёр.

Воронов. Тот самый. Господи!

— Здравствуйте.

— Слышал, вы в "Современнике" играете. Главную роль.

— Слухи быстро разносятся.

— Нина, я... я хотел извиниться. За тот фильм. Я был молодой, циничный. Думал, так надо. Так все делают.

— Прошло тридцать лет, Георгий Михайлович. Тридцать!

— Знаю. Но совесть мучает. Вы были гениальной актрисой. Я убил ваш талант. Убил, понимаете?

— Нет. Вы его законсервировали. На тридцать лет. А теперь он созрел. Как хорошее вино.

— Можно мне прийти на премьеру?

— Приходите. Билеты в кассе.

Премьера. Нина стояла за кулисами. Руки дрожали, как тридцать лет назад. Но дрожали по-другому — не от страха, а от предвкушения. От счастья, господи!

— Нина Александровна, ваш выход!

Она вышла на сцену. Свет софитов бил в глаза. Зал был полный. В первом ряду сидели Катя с Димой. Где-то там находился Воронцов. Коллеги из школы тоже пришли.

И она начала играть. Не роль — жизнь. Свою жизнь. Женщины, которая в пятьдесят лет решилась быть собой. Наконец-то решилась!

Зал взорвался аплодисментами. Стоя аплодировали. Кирилл выскочил на сцену, схватил её руку, поцеловал.

— Вы — чудо! Чудо, слышите?

Катя рыдала в первом ряду. Просто рыдала!

После спектакля в гримёрку набился народ. Цветы, поздравления, восторги. Шум, гам, суета!

Воронов стоял в дверях. Постаревший, седой, с мешками под глазами.

— Можно?

— Входите.

Он вошёл, тяжело опустился на стул. Постаревший, седой.

— Нина, это было... Я не знаю слов. Вы играли не роль. Вы играли правду. Чистую правду!
— Тридцать лет копила эту правду.
— Простите меня. Простите, если можете.

Нина долго молчала, глядя на него.

— Знаете что, Георгий Михайлович? Спасибо вам.

— За что?! — он даже подскочил.

— Если бы я тогда стала звездой в двадцать два, я бы не сыграла эту роль в пятьдесят. Не было бы что играть. А теперь есть. Понимаете? Теперь есть!

Он ушёл. Остались самые близкие — Катя, Дима, Кирилл, Артём, который успел вернуться с гастролей специально к премьере.

— Нина Александровна, вы понимаете, что произошло? — тараторил Артём. — Вы сыграли так, что весь театр плакал! Весь! Даже осветители!

— Я тридцать лет готовилась, — улыбнулась Нина.

— Будете играть дальше?

— Буду. В пятьдесят лет жизнь только начинается.

Дома, уже ночью, Нина сидела на кухне с чаем. На столе лежала программка спектакля. "Людмила Ивановна — Нина Сомова". Не эпизод. Не три реплики. Главная роль.

Телефон пиликнул. СМС от неизвестного номера: "Видел спектакль. Вы доказали — талант не умирает. Он ждёт своего часа. Продюсер Михайлов. Есть предложение о съёмках. Главная роль".

Нина улыбнулась. Пятьдесят лет. Самое время для главных ролей. В театре и в жизни. ( Все события вымышленные, все совпадения случайны)