Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Глубокие воды” (1981, Eaux profondes): Чужие (у)влечения – это потемки

Психологический криминальный триллер “Глубокие воды” французского режиссёра Мишеля Девиля (Michel Deville) – это первая экранизация одноимённого романа 1957 года Патриции Хайсмит. Второй экранизацией стал фильм от американского режиссёра Эдриана Лайна, который вышел в 2022 году. Но, на самом деле, между двумя этими фильмами была ещё телевизионная адаптация Tiefe Wasser – она вышла на немецком телевидении в 1983 году и представляла собой мини-сериал из двух полуторачасовых эпизодов. Мишель Девиль познакомился с романом “Глубокие воды” в 1974 году, когда актёр Жан-Пьер Кассель попросил Девиля прочитать его. На тот момент некоторые романы Патриции Хайсмит уже были экранизированы (“Незнакомцы в поезде”, “Талантливый мистер Рипли”, “Бестолочь”), и все сошлись на мнении, что они очень трудны для переноса на экран. Но Кассель знал, что это должно только подстегнуть Девиля, потому что тот упивался решением сложных задач. Действительно, проект оказался сложной задачей. Первый подход не удовлетв
Оглавление

Психологический криминальный триллер “Глубокие воды” французского режиссёра Мишеля Девиля (Michel Deville) – это первая экранизация одноимённого романа 1957 года Патриции Хайсмит. Второй экранизацией стал фильм от американского режиссёра Эдриана Лайна, который вышел в 2022 году. Но, на самом деле, между двумя этими фильмами была ещё телевизионная адаптация Tiefe Wasser – она вышла на немецком телевидении в 1983 году и представляла собой мини-сериал из двух полуторачасовых эпизодов.

постер к фильму “Глубокие воды” (1981), режиссёр Мишель Девиль | источник фото FilmAffinity
постер к фильму “Глубокие воды” (1981), режиссёр Мишель Девиль | источник фото FilmAffinity

Долгий путь к экранизации

обложка романа "Глубокие воды" Патриции Хайсмит | источник фото The Second Shelf
обложка романа "Глубокие воды" Патриции Хайсмит | источник фото The Second Shelf

Мишель Девиль познакомился с романом “Глубокие воды” в 1974 году, когда актёр Жан-Пьер Кассель попросил Девиля прочитать его. На тот момент некоторые романы Патриции Хайсмит уже были экранизированы (“Незнакомцы в поезде”, “Талантливый мистер Рипли”, “Бестолочь”), и все сошлись на мнении, что они очень трудны для переноса на экран. Но Кассель знал, что это должно только подстегнуть Девиля, потому что тот упивался решением сложных задач.

Действительно, проект оказался сложной задачей. Первый подход не удовлетворил режиссёра – женский образ получился слишком несимпатичным. Девиль отошёл от проекта на некоторое время, и им хотел заняться Клод Шаброль. Но Шабролю не удалось найти актёра на главную роль – мало кому хотелось играть рогоносца.

Спустя семь лет Мишель Девиль возвращается к роману – он пишет сценарий в соавторстве с Кристофером Франком и Флоранс Делай, и делает правильный выбор актёров – Изабель Юппер и Жан-Луи Трентиньян, которые, кажется, были созданы для этой истории. Он не прогадал, потому что после премьеры критики сошлись во мнении, что дуэт великолепен.

Сюжет

Парфюмер Виктор Аллен (в исполнении Жана-Луи Трентиньяна) живёт в большом красивом доме с женой Мелани (в исполнении Изабель Юппер) и 10-летней дочерью Марион (в исполнении Сандрин Кляич).

На первый взгляд, это обычная семья, живущая в своё удовольствие. Но, на самом деле, между Виктором и Мелани выстроились своеобразные отношения – она встречается с другими мужчинами, не скрывая этого от мужа, который, в свою очередь, не устраивает сцен ревности жене. Виктор лишь говорит её поклонникам, что убивает тех, кого считает вульгарным.

Однажды его слова перестают быть устрашающей шуткой.

Совместные работы Изабель Юппер и Жана-Луи Трентиньяна

Это второй фильм для Изабель Юппер и Жана-Луи Трентиньяна, в котором они поработали вместе. Первым был арт-хаусный фильм Алена Роб-Грийе “Постепенные изменения удовольствия” (1973, Glissements progressifs du plaisir), а следующие два состоялись много позже – уже в 2010-х. Это были две драмы Михаэля Ханеке – “Любовь” (2012, Amour) и “Хэппи-энд” (2017, Happy End), и в обоих Юппер и Трентиньян играли роли отца и дочери.

Жан-Луи Трентиньян старше Изабель Юппер на 23 года, так что в целом она всегда была ему словно дочь. Если смотреть “Глубокие воды” без оглядки на их роли у Ханеке, то семейная пара Аллен выглядит экстравагантной, но вполне понятной – мужчина выбрал цветущую женщину, много моложе себя, она для него словно трофей, тешащий его самолюбие (потому, возможно, он готов терпеть её измены, лишь бы она оставалась при нём и делала его лучше и сильнее в своих же глазах).

Оглядываясь же назад на сюжет триллера “Глубокие воды” после просмотра драм Ханеке, то отношения между Алленами выглядят ещё более нездоровыми, они приобретают порочный окрас. Молодая жена ведёт опасную игру на грани нервного срыва, а мужу нравится находиться на этой грани, так как он живёт между двух крайностей – 10-летней Марион, своей настоящей дочерью, и 28-летней Мелани, ведущей себя как старшая избалованная дочь, знающая, что папочка из любви всё простит. Она может забыть о дне рождения их семьи, перепутать время их брака (не семь, а восемь лет, хотя она может ранить его намеренно) и без стеснения принять подарок от мужа, а следом тут же снова упасть в объятия любовника.

Мелани и Виктор | источник фото imdb
Мелани и Виктор | источник фото imdb

Мысли и впечатления после просмотра

Что любопытно, но и этот фильм (как и “Глубокие воды” Эдриана Лайна) не изобилует событиями, хотя напряжения в нём больше. Всё дело в Жане-Луи Трентиньяне, потому что его Виктор Аллен получился живее, чем у Бена Аффлека.

При одинаковом отсутствии интереса к сексу и показном спокойствии Вик Аффлека кажется мёртвым внутри, а Вик Трентиньяна пугает и по-настоящему настораживает – и когда молча наблюдает за своей милой женой, танцующей с другими, и когда полушутит в разговоре с поклонниками своей жены, упиваясь их реакцией.

То есть Жан-Луи Трентиньян действительно прекрасно исполняет роль невменяемого и чокнутого человека. В сюжетной линии его героя прослеживается черта легенды о Самсоне и Далиле, которую он рассказывает своей дочери перед сном.

Его жена Мелани словно Далила, которая всегда была готова предать Самсона (и предавала) и использовала манипуляцию, чтобы он делал то, чего она хочет – она угрожала, что бросит его, если он не откроет тайну своей силы. В фильме Мелани манипулировала тем же – если Виктор хочет, чтобы она жила в его доме, то он должен позволить ей встречаться с другими мужчинами.

Поскольку он оставлял ситуацию так, как она есть, значит, это то, что ему необходимо. Потому что в действительности, чувственность его жены и мужчины, желающие овладеть ею, вызывают у него равное отвращение. Виктору важно обладать женой как добычей – как улитками на ферме и пузырьками в парфюмерной лаборатории. Он знает, что есть возможность расставания и с Мелани, и с улитками, и с ароматами, но ещё более волнующая возможность заключается в том, что он может подойти к самому краю, у которого кружится голова, рискнуть по полной и отпрянуть назад. Ближе к финалу есть сцена, когда к Виктору в лабораторию приезжает жена одного его знакомого, и Виктор признаётся, что хотел бы полюбить такую женщину, как она, но не может. Это прямое заявление от него, что его устраивает та жизнь, которую он ведёт.

Вероятность поделиться дюжиной улиток вызывает у него всплеск эмоций – это единственный раз за фильм, когда Виктор повышает голос. Мелани при этом не меняется в лице и не нервничает. Ей, похоже, нравится, что удалось расшевелить мужа. Как ему нравится ходить по грани, наблюдая за изменами жены, так и Мелани нужны были не улитки, а важна сама возможность дотянуться до слабого места мужа и сделать ему очередной раз больно. Для Виктора нарушение численности улиток на его ферме равноценно нарушению темпа и целостности его унылой медленной жизни, которая всё же интересна ему в своей странности и неидеальности.

При том, что фильм оказался более изобретательным (чем у Лайна) в выстраивании нездоровых отношений, он ещё и визуально красив – у семьи Аллен очень красивый дом, а именно у Мелани – простой, но очень стильный гардероб. Над ним славно поработала художник по костюмам Розалинд Девиль (Rosalinde Deville), жена режиссёра этого фильма. Розалинд и Мишель Девиль – это словно Баз Лурман и Катрин Мартин, но от Франции. Они сделали (не вдвоём, но их вклад очевиден) элегантный и мрачный фильм с коварным обаянием и красивыми сценами, наполненными напряжением и недосказанностью. Но это тот случай, когда гадать всё же интересно, и гадание скуку не вызывает.

Ссылка на текст о фильме Эдриана Лайна "Глубокие воды" (2022):