Продолжаем рассказывать про студенческие городки, появившиеся в Москве в начале прошлого века. Сегодня вспомним историю студгородка Дорогомиловский.
В районе Дорогомилово недалеко от станции метро «Студенческая» есть архитектурный ансамбль зданий в стиле конструктивизм. Это комплекс студенческих общежитий, в прошлом Дорогомиловский студгородок. Изначально большую его часть занимали учащиеся Горного института, который находился на Большой Калужской улице (ныне Ленинский проспект). Потом в общежития стали заселять иногородних студентов и преподавателей из других ВУЗов.
Возвели комплекс в 1929–1930 годах на участке между Киевской и Окружной железными дорогами на 2-й Извозной улице, которую в 1952 году переименуют в Студенческую. Дорогомиловский – один из трёх студгородков, построенных в Москве по типовому проекту группы архитекторов – Бориса Гладкова, Павла Блохина и Алексея Зальцмана.
Городок застроили отдельными, небольшой длины шестиэтажными зданиями, связанными в единую композицию. В одной части расположили шесть корпусов для одиноких студентов, а в другой – два корпуса для семейных. Все дома объединили тёплыми переходами. У такой организации пространства было много плюсов. Например, участок хорошо проветривался и освещался. Благодаря чёткой расстановке объектов, можно было без труда попасть в нужный корпус. Да и поддерживать чистоту на территории становилось проще. Не обошлось, правда, без нюансов. Так, здорово портили ландшафт котельная и прачечная. К тому же место, которое они занимали, можно было бы использовать с большей пользой, например, отдать под площадку для занятий физкультурой.
Что касается внешнего оформления домов, лейтмотивом служили горизонтальные (линейные) окна – характерная особенность зданий, построенных в конструктивистском стиле. Лишь в одном-двух местах линия окон перебивалась лестницами и общими комнатами, подчёркнутыми в контрасте к жилой части. Если к этому добавить плоские крыши, то это будет, пожалуй, всё, что использовалось для внешнего дизайна. В оформлении интерьеров был задействован цвет. Жилые комнаты выкрасили в разные тона. Причем подбирали оттенки, обладающие благотворным психологическим воздействием – снимающие стресс или повышающие работоспособность.
Общежития для одиноких студентов
Типовой корпус для холостяков вмещал около 350-400 человек. Организующим элементом в здании являлась комната (или ячейка, как её называли) на двух учащихся. В комнате имелись стенной шкаф, рабочий стол и кровать. Стационарное оборудование, кстати, подсказало оптимальные пропорции и площадь жилого помещения – 14, 9 квадратных метра.
Комнаты располагались с двух сторон коридора, который прерывался в нескольких местах расставленными в продольном направлении общими комнатами и застеклёнными лестницами. Благодаря такому приёму коридор лучше освещался.
На первом этаже под общей комнатой был вестибюль и при нём галошная. По концам у торца располагались санузлы. Из общей комнаты шестого этажа жильцы могли выходить на плоскую крышу дома, приспособленную для занятий физкультурой.
Семейный быт
Многие вузовцы за время обучения в институте успевали обзаводиться семьями. Тогда им предоставлялось жильё в одном из двух семейных корпусов. Такое здание состояло из двух жилых секторов с коридорной системой, объединённых в середине обслуживающими помещениями. Двухкомнатные ячейки были рассчитаны на супружескую пару с ребёнком. Первая комната, меблированная двумя кроватями и столом, – общая. Второе помещение с рабочим столом и диваном предназначалось для занятий. У жильцов имелся также собственный умывальник.
В средней связующей части корпуса вдоль одностороннего коридора размещались общие кухни, буфет, уборные с умывальными и души. На первом этаже был вестибюль с галошной.
Надо сказать, семейные корпуса при всём их для того времени комфорте, были не лишены недостатков. Прежде всего, ругали планировку семейной ячейки. Для многих её обитателей «кабинет» оказался слишком мал, чтобы нормально выполнять там, скажем, домашние задания по черчению. В итоге рабочий стол перекочёвывал в общую комнату, а кровать отправлялась в помещение для занятий. Причину проблемы видели в том, что для организации семейного жилища использовали планировочный приём холостяцкой комнаты, а их назначение и функции всё же разные.
Возникали вопросы и к окнам – гордости проекта. Разработанные из эстетических целей, большие и стильные, они были мало приспособлены для использования в быту. Так средний пролёт из трёх, выходящих в комнату, раздвигался лишь в одну сторону. Помыть такие стёкла не представлялось возможным. Из-за плохой столярной работы ещё и плохо открывались рамы. Слабая вентиляция и невозможность нормально проветрить помещение вели к сильной духоте. Поэтому двери в жилые помещения приходилось почти всегда держать распахнутыми.
Постепенно стали заметны другие изъяны и странности. Например, было непонятно, зачем между комнатами возвели кирпичную стену толщиной в 0,38 сантиметров, а между квартирами поставили деревянную перегородку. Не нравились жильцам и вестибюли со входами – слишком узкие и тесные, а также трубы и радиаторы, выступающие от стены. Они делали меньше и без того довольно скромную площадь.
Но больше всего нареканий вызывал детский вопрос. Авторы проекта совершенно не подумали о юных жителях студгородка. В семейном корпусе подрастающая детвора почти весь день проводила в коридоре. Шумные игры и бесконечная беготня мешали взрослым отдыхать и заниматься. Об открытии в городке собственного детского сада в то время, конечно, не могло идти и речи, но выделить 2-3 комнаты для детского досуга было вполне реально.
С течением времени корпуса студенческого городка перестраивались, изменялись. В сплошное ленточное остекление окон в последующие годы вклинились межоконные перемычки. Стеклянные стены центральных лестниц частично были заложены кирпичом, а два холостяцких корпуса объединили парой панельных пристроек. Что касается обитателей студгородка, к учащимся Горного института присоединились иногородние и иностранные студенты других столичных ВУЗов – МИРЭА, МГТУ «Станкин», ВШЭ, МИИГАиК.
Понравилась история? Ставьте 👍
--------------------------------------------------------------
Также может быть интересно: