Продолжаем вспоминать, как менялись железнодорожные вокзалы Москвы. Сегодня наш рассказ о Киевском вокзале.
Киевский вокзал расположен в районе Дорогомилово на Киевской площади. Это важный транспортный узел Москвы, соединяющий столицу с крупными городами России, ближнего зарубежья и множеством пригородных населённых пунктов.
Надо сказать, сейчас с Киевского вокзала отправляется не так уж много поездов дальнего следования. Отсюда можно уехать в Брянск, Калугу, Адлер, Анапу и ещё некоторые города, расположенные на юге России. Действует также маршрут до Санкт-Петербурга. Поезд прибывает из Москвы на Ладожский вокзал Северной столицы. Основной же пассажиропоток транспортному узлу обеспечивают электропоезда. Помимо обычных пригородных электричек, с Киевского вокзала идут аэроэкспрессы в аэропорт «Внуково».
Станция «Москва»
Первое здание будущего Киевского вокзала появилось в конце XIX века. Строительство инициировало Общество Киевско-Воронежской железной дороги. В 1895 году городские власти дали ему разрешение проложить железнодорожную магистраль между Москвой и Брянском. Промышленное развитие западных регионов страны требовало новых транспортных маршрутов. Построить вокзал решили в районе Дорогомиловской заставы. Свободного пространства там было много – вокруг огороды да пустоши. Из построек – в основном деревянные склады. Рядом Москва-река – главная водная артерия города. Под застройку отдали участок, называвшийся «Бережковские огороды».
Открылся железнодорожный вокзал 1 августа 1899 года. Здание представляло собой совершенно простую одноэтажную длинную постройку, частично сделанную из дерева. Никаких архитектурных изысков не было и в помине. Говорят, провинциального вида вокзал частенько становился поводом для карикатур. Шутники высмеивали и вытянутую деревянную постройку с двумя подъездами, и прижимистую транспортную компанию, что «украсила Москву таким срубом».
В то время вокзал, который называли станцией «Москва» принимал всего два пассажирских поезда. Предназначался объект главным образом для обслуживания грузовых составов. Предшественник Киевского вокзала являлся единственным в городе крупным транспортным узлом с отличным доступом к Москве-реке. Товары могли доставлять по воде, затем перегружать на поезда и уже по железной дороге отправлять в западные регионы России. Располагался вокзал там, где сейчас стоит гостиница Рэдиссон Славянская.
Московские власти за предоставление участка под строительство вокзала обязали правление Киевско-Воронежской железной дороги облагородить прилегающую территорию, прежде всего, Бережковскую набережную. Надо было также обновить Бородинский мост.
Брянский вокзал
Скромная одноэтажная постройка просуществовала до начала XX века. В 1912 году правление железнодорожной компании приняло решение построить новый вокзал. Говорят, здесь не обошлось без вмешательства императора Николая II. То был юбилейный год – столетие Бородинской битвы. К тому времени стараниями всё того же общества железной дороги был возведён Бородинский мост.
Прибывший в Москву на торжественные мероприятия Николай II остался не доволен видом здания вокзала, стоявшего на стратегическом направлении на Бородино. Самодержец то ли приказал, то ли попросил правление кампании привести транспортный объект в надлежащий вид, что вскоре и было исполнено.
Разрабатывать проект транспортного узла взялся известный московские зодчий Иван Рерберг при участии другого видного специалиста Вячеслава Олтаржевского. Надо сказать, в то время в архитектуре на пике популярности был стиль модерн, но мастера предпочли взять за основу неоклассицизм. В итоге то, что получилось сильно отличалось от других железнодорожных вокзалов города. При этом в архитектурной концепции сооружения, в его оформлении прослеживалась явная связь с Отечественной войной 1812 года, а ключевым являлся мотив Триумфальной арки. Так были оформлены оба портала со стороны главного фасада: правый — для пассажиров 1-го и 2-го классов, левый — 3-го и 4-го. Таким образом каждый пассажир приобщался к великим событиям отечественной истории. Обращённый к Москве-реке главный фасад здания украшали величественные колонны. Приковывала взоры огромная башня с часами высотой в 51 метр. Её венчали фигуры орлов, напоминающие о памятниках на Бородинском поле. Могучие птицы – символ империи, готовой к встрече врага со всех сторон света.
В нишах по бокам входных арок поставили аллегорические скульптуры «Труд» и «Урожай» авторства Сергея Алёшина. Сделали их из бетона. На тот момент это являлось техническим новшеством. Скульптурные композиции посвятили промышленности и сельскому хозяйству южных регионов страны. Фасады вокзала украшали мозаики – Георгий Победоносец и Архангел Михаил. Создал изображения небесных покровителей Москвы и Киева Борис Ланге. Новый вокзал расположился на площади 36 000 квадратных метров.
Прекрасны были интерьеры вокзала, где тоже повторялась победная символика. Переходы между залами стилизовали под триумфальные арки и там. Стены просторных залов ожидания украшали росписи, выполненные талантливыми художниками Игнатием Нивинским и Фёдором Рербергом, руководителем Художественного училища в Москве, старшим братом архитектора Ивана Рерберга.
Над железнодорожными перронами возвели навесы из стекла и металла. Конструкцию создали при участии легендарного изобретателя и инженера Владимира Шухова.
Первый камень вокзала был заложен в 1914 году, а основные строительные работы на объекте завершили в 1918 году. Таким образом возводили здание в очень непростое для страны время. Назвали железнодорожный вокзал Брянским.
Регулярное движение поездов началось уже при советской власти в 1918 году. Поэтому Киевский вокзал считается последним вокзалом Российской империи.
Киевский вокзал
В 1934 году Брянский вокзал переименовали в Киевский – в соответствии с направлением железнодорожного маршрута. Вскоре стало очевидно, что привокзальные территории слишком малы для такого крупного транспортного объекта. И в 1935 году в Генеральный план развития Москвы внесли решение, в котором говорилось, что «площадь Киевского вокзала расширяется до Дорогомиловской улицы, архитектурно оформляется с учётом ансамбля Москвы-реки». Кстати, сделать это предлагал ещё сам Иван Рерберг. Но в то время это не посчитали таким уж необходимым.
В первой половине 1940-х годов к вокзалу пристроили корпус с пригородным кассовым залом. Спроектировал его архитектор Дмитрий Чечулин. Вначале предполагалось, что сооружение будет в стиле основного здания. Однако Чечулин предпочел для оформления пристройки другое направление –итальянский ренессанс, чтобы строение сочеталось со станцией метро «Киевская» нынешней Филёвской линии. Для этой станции конструкция служила поначалу наземным вестибюлем. А в 1952 году постройку отдали под новую станцию «Киевская» Арбатско-Покровской линии.
В послевоенное время несколько изменились интерьеры залов ожидания. Появились барельефы с изображениями русских и украинцев. Композиции дополнили выдержками из советской Конституции о праве на труд и пенсию. Автором барельефов был Вячеслав Олтаржевский, мастер, который проектировал Киевский вокзал вместе с Иваном Рербергом. Позже в одном из залов установили витраж. Он символизировал дружбу народов Украины и России. Надо сказать, это была не единственная реконструкция транспортного узла в годы СССР. Были и другие обновления. Например, в 1979–1981 годах здание Киевского вокзала отреставрировали: модернизировали кровлю перронного зала и воссоздали элементы первоначальной внутренней отделки. Но в целом облик исторического здания снаружи и внутри остался практически неизменным.
В 1979 году был утверждён проект застройки площади Киевского вокзала. Он предусматривал строительство гостиниц «Интурист» и «Киевская», реконструкцию вокзала и пристройку новых залов для пассажиров.
Реставрация 2013-2016 годов
Самыми масштабными стали реставрационные работы, проведённые на вокзале с 2013 по 2016 год. Их основная цель заключалась в восстановлении исторического облика Киевского вокзала, возвращении первоначальных архитектурных элементов и адаптации транспортного узла к современным условиям эксплуатации.
В тот период удалось отреставрировать два участка стены и арок, отремонтировать кирпичную кладку в ризалитах и часовой башне, восстановить гранитные цоколи, колонны, пилястры, ступени и постаменты. Латунные ручки и дверные петли выполнили по образцу оригинальных, а пластиковые оконные блоки на первом этаже заменили на реставрационные. Во время ремонта мастера сумели добиться почти оригинального оттенка декоративного штукатурного слоя.
Для реставрации майоликовых мозаичных панно, изображающих Георгия Победоносца и Архангела Михаила, циферблата часов на башне и бетонных скульптур в арках специалисты использовали архивные материалы. Кстати, часы Киевского вокзала — одни из старейших действующих часов в Москве. Они идут бесперебойно с 1917 года. Были попытки перевести их работу на автоматику, но оказалось, что только ручной завод гарантирует точность механизма.
Поработали и над интерьерами вокзала. В помещениях были отреставрированы кессонированные потолки, карнизы, восстановлены плафонная и настенная живопись, архитектурный лепной декор, мраморные панели и витражи. С особым вниманием отнеслись к реставрации светильников и дверных блоков, многие из которых были воссозданы по образцам оригиналов.
Воссоздали и овальное панно на потолке с крупными буквами МКВ и датами — 1914 и 1916. МКВ — это Московско-Киево-Воронежская дорога, а даты — время начала строительства вокзала и предположительная дата завершения.
Во время ремонтных работ специалисты обнаружили несколько интересных артефактов. В одном из залов ожидания была найдена мраморная ниша с надписью «кипяток» и «холодная», предположительно предназначенная для пассажиров третьего и четвёртого классов.
Киевский вокзал стал лауреатом конкурса «Московская реставрация 2016». А в июне 2017 года после реставрации на вокзале открыли Красный зал. В ходе работ стены были облицованы мрамором, восстановлена художественная лепнина, декоративная живопись, люстра и бра.
Понравилась история? Ставьте 👍
--------------------------------------------------------------
Также может быть интересно: