Студенческие городки – интересная страница в истории Москвы. От большинства из них уж нет и следа на карте города, но остались фотографии, живы воспоминания. Сегодня поговорим про студгородок Алексеевский, что был когда-то в одноимённом районе столицы.
В 20-е годы прошлого столетия в России стали активно развиваться высшие учебные заведение. Советская власть считала ликвидацию отставания молодого государства от передовых стран в науке одной из главных задач. В столице появилось большое количество студентов, многие из них были иногородними и не могли найти жильё – квартирный вопрос в Москве и без того стоял остро. Для будущих специалистов принялись спешно строить общежития, даже целые студенческие городки. Алексеевский – один из первых таких посёлков.
Возвели его в конце 1920-х годов – для учащихся близлежащих высших и средних специальных учебных заведений – от Кожсырьевого техникума до Московского архитектурного института. Студгородок занимал обширную площадь в окрестностях нынешних улиц Космонавтов, Касаткина и Бориса Галушкина. Примерно на месте этих улиц располагались номерные проезды студгородка. Сам посёлок представлял собой комплекс небольших построек – бараков. Строили их быстро, на «скорую руку». На заводе делались деревянные панели, а потом прямо на месте из них «лепили» непритязательного вида в два этажа жилища. Были они довольно хлипкими, из дешёвых материалов, с деревянными перекрытиями, обшитые дранкой и по ней оштукатуренные. Изначально предполагалось, что строения те – «на время», но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. По факту Алексеевский простоял несколько десятилетий. Последние его здания исчезли с карты района в начале 70-х годов.
Без горячей воды и отопления
О том, как был устроен нехитрый быт в студенческом городке, можно узнать из воспоминаний его обитателей.
Жила учащаяся молодежь без привычного нам городского комфорта. Горячая вода в бараки не подавалась, только холодная – на кухни и в туалеты. Последние находились в конце длинных коридоров. В отдельных корпусах там же располагались и кухни, но в большинстве зданий под них переделывали жилые комнаты (как, правило, по две на этаже). Они, кстати, были небольшие – порядка 16 квадратных метров. На кухнях в основном делали ужин. Обедали в институте, а скромный завтрак состоял из чашки чая с сахаром и хлеба. На ужины скидывались деньгами и готовили на всю комнату. Каждый день назначался дежурный, в распоряжении которого имелось три рубля. На них «повару» полагалось организовать вечернюю трапезу на шесть человек. Говорят, подспорьем была располагавшаяся на территории посёлка в одноэтажном здании пирожковая. По вечерам оттуда приносили кастрюлю полную вкуснейших пирожков с начинкой. Вся не распроданная за день выпечка отдавалась вечно голодным студентам, конечно, бесплатно.
В посёлке отсутствовало центральное отопление. Обогреваться приходилось печами. В каждом корпусе устанавливали по несколько печек-голландок. Одна сторона такой печи располагалась в комнате, а другая, та, что с дверцей, выходила в коридор.
В бараках на первом этаже на вахте стоял телефон, возле которого всегда нёс «дозор» один из старшекурсников. Если кому-то из студентов звонили, дежурный снимал трубку и со своего поста громко звал подойти к аппарату.
В домах имелась нормальная канализация, а вот помыться было негде. Хорошо, что недалеко от посёлка работала баня. Иногда жители студгородка ходили принимать душ в гостиницы при ВДНХ. На первых этажах зданий находилось по 10-12 душевых кабинок. Днём они обычно пустовали. Собравшись компанией, вузовцы платили администратору гостиницы один рубль и занимали все душевые.
ВДНХ была для обитателей Алексеевского и любимым местом для прогулок. На развлечения, кафе и рестораны денег ни у кого не находилось, но большая территория, величественные фонтаны, красивые цветники, сама атмосфера главной выставки страны создавали атмосферу праздника.
Конец городка
Шли годы, дома в посёлке постепенно ветшали. Местами отваливалась дранка со штукатуркой. Жильцы уже боялись хлопнуть дверью, пробежать да и просто пройти по коридору быстрым шагом – настолько шаткими были постройки. В конце концов бараки, изначально не предназначенные для долгой эксплуатации, стали не пригодны для проживания, даже опасны для всех, кто в них находился. Так в одном из корпусов однажды утром в санузле второго этажа примерно на метр упал пол. К счастью, он остановился и обошлось без жертв на первом этаже, где в таком же помещении собралось множество студентов – было как раз время умывания.
Жильцов посёлка стали расселять в строящиеся по всей Москве общежития, а бараки сносить. К началу 70-х годов Алексеевский прекратил существование. Освободившуюся территорию в скором времени заняли многоэтажки. Одним из первых возвели «дом на ножках» – жилое здание уникальной конструкции архитектора Виктора Андреева и инженера Трифона Заикина. Построили дом между 1-м и 3-м проездом студгородка. А в середине — конце 1970-х на пересечении 7-го проезда и Ярославской улицы появилась гостиница «Космос».
Понравилась история? Ставьте 👍
--------------------------------------------------------------
Также может быть интересно: