Одним из ярких символов искусства каменного века являются женские
(иногда мужские) фигурки, которые называют общим словом «Венеры» или
«Палеолитические венеры». Больше всего их известно из Европы: от Франции
до европейской части России, но найдены они по всей планете.
История этих фигурок восходит к глубокой древности. На стоянках,
возрастом около 400 тысяч лет, таких как в Тан-Тане (Марокко) найдены
камни странной формы, которые имеют естественное происхождение, но
похожие на форму тела. Древние люди, находя такой необычный камень,
удивлялись и видели, что он похож на человека. Иногда немного
подправляли форму, чтобы придать большую схожесть с человеком. По
крайней мере, достоверно известно, что находка из Тан-Тана имеет следы
лёгкой шлифовка. Вероятно, древние люди подвешивали фигурку на какую-то
верёвочку и носили на себе.
Это были одни из первых шагов к тому, чтобы древние люди стали
видеть форму тела в каких-то естественных объектах. Это свойство не
исчезло из человеческой психики, потому как антропологам и археологам
современные люди постоянно приносят различные булыжники, которые
отдалённо похожи на человечка с уверенностью, что нашли древнюю
статуэтку. Другое дело когда она действительно сделана руками, и как
минимум со времени около 40 тысяч лет назад люди стали делать статуэтки
своими руками. Древнейшая такая статуэтка, достоверно созданная руками
человека, найдена в Германии в местонахождении Холе-Фельс. Это
уникальное местонахождение, где найдено много удивительных артефактов, в
том числе и статуэтка. Представляет она собой дородную женщину без
головы, вместо которой имеется петелька для подвешивания.
На других фигурках голова может быть сделана шариком. Иногда
встречается, что на макушке имеется какой-то орнамент или рельеф,
который нередко интерпретируют либо как причёску, либо как шапочку.
Шапочки и причёски, для каждой статуэтки всё индивидуально, наводят
специалистов на мысль, что эти статуэтки могут являться изображениями
вполне конкретных женщин.
Лица делались крайне редко. Одним из самых известных примеров
фигурок с лицом является статуэтка из Брассемпуи (Франция), где имеется
качественно сделанное лицо. Однако есть мнение, что она может быть
подделкой, потому что это находка XIX века, а в то время было много
фальсификаций. Хотя исследования не проводились и доказательств этому
нет.
Есть другие примеры с изображением лиц. В Дольни-Вестонице
(Чехия), обнаружена фигурка из керамики, но её стиль значительно
отличается от общепринятых Венер.
Самый распространённый вариант статуэток имеет немного припухший
вид, с гипертрофированной грудью, ягодицами, с выступающим пузиком, с
толстыми ножками и намеченными тоненькими ручками, а иногда и без них.
Голова может присутствовать, а может не присутствовать. Многие
исследователи видят в такой форме стеатопигию – тип телосложения, при
котором жироотложение особенно развито на ягодицах и на бедрах. Не
исключено, что в верхнем палеолите либо такой тип телосложения
конституционально был широко распространён, и древние люди что видели,
то и ваяли, либо это был идеал, к которому они стремились и, собственно,
свой идеал воплощали в подобных фигурках.
Но есть и другие примеры фигурок. В Мальтé (Бурятия, Россия) на
двух стоянках рядом с Иркутском найдены совершенно другие статуэтки
разного размера: от нескольких сантиметров до едва ли не до полуметра.
Они тонкие, узкие и вытянутые и совершенно плоские, и при этом ещё и
одеты.
Если европейские Венеры практически всегда голые, и в лучшем
случае у них есть какой-нибудь маленький браслет на руке или на шее
изображено ожерелье, то иркутские находки одеты. В одежде чётко
прослеживаются капюшон, вдоль тела имеется то ли плетение, то ли шерсть
или изображены какие-то шкуры.
У экспертов возникает вопрос: такие различия в стиле отражают разницу
племён, разницу во времени, индивидуальные предпочтения мастера или
предназначение самих статуэток? Назначение является самым туманным
вопросом, потому что подавляющее большинство находок сделано без
какого-либо контекста. Однако есть случаи, когда фигурки находили и в
контексте. Один из таких случаев – статуэтка из Зарайска (Московская
область, Росссия). В одну из ям особым образом была положена женская
статуэтка и сверху прикрыта большой плоской костью мамонта. Интересно и
то, что она не была закопана. Яма осыпалась значительно позже. И
археологи могут только догадываться, зачем древние люди это сделали.
Но это был явный обряд, что показывает, что эта статуэтка – не
просто какая-то игрушка. Конечно, всегда есть вероятность, что дети
могли устроить тайник, но тут явно прослеживаются какие-то обрядовые
действия. Другой пример обнаружен в Борщёво (Воронежская область), где
узкая длинная статуэтка была воткнута рядом с очагом, что наглядно
показывает, что её воспринимали как хранительницу очага.
Другой пример обнаружен в Брно (Чехия) в погребении так
называемого шамана с различным погребальным инвентарём, среди которого
найдена мужская фигурка из бивня мамонта с подвижными элементами. Эта
фигурка, судя по всему, была марионеткой и была случайно повреждена при
обнаружении.
Читайте также: