Найти в Дзене

Вокал - буддистская практика или искусство?

Что общего между оперным певцом и монахом дацана? Вопрос звучит абсурдно? А хотите убедиться в сходстве опытного йога и вашего любимого певца? Я подарю вам такую возможность!

Соблазн начать подобное рассуждение с рассказа о своём первом опыте в вокальном классе был велик, но начнем с разговора о буддизме и йоге. Йога появилась в древней Индии. Как все мы знаем:

“Не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полудённом далёкой Индии...”

В описании экономического изобилия былинный Индийский гость не обманывал Садко. Люди там не испытывали нужды. Стали появляться отчаянные богачи, отринувшие мирское ради “повышения уровня сознания”. Так появилась йога - практика, позволяющая достичь новых духовных высот. 

«Йога» в переводе с санскрита (мертвого Индийского религиозно-литературного языка) - соединение. Это не случайно: речь о соединении тела и духа, высокого с низким, божественной энергии и силы тела. Любой вокалист “вздрогнул” уже на слове “соединение”: это же, как соединение низкого дыхания с наполнением головных резонаторов, как ощущение вокального столба!

Но не спешите. Интереснее - как йоги достигают этого эффекта. Задача йога, вопреки расхожему заблуждению, не в растяжке, расслаблении или укреплении тела.

Практикующий должен следить за движением внутренней энергии через фокусировку внимания на дыхании! 

Nadi shodhana
Nadi shodhana

Вспомните ваш первый урок вокала (а если его еще не было, то представьте). Первое что любой мастер скажет вам: “Правильно вдохните.” “Но как это сделать?” - спросите вы. У йогов ответ на этот вопрос был еще во времена до нашей эры. Согласно их учению, для достижения правильного вдоха необходимо провести воздух через два главных энергетических канала (Нади).

Поразительно то, что описание этих каналов абсолютно идентично внутренним ощущениям верного вокального вдоха: следует через нос одновременно наполнить гайморовы пазухи и лоб, улыбнуться и полностью расслабить живот, включая его лобковую зону. В индуизме это трактуется как проведение энергии через все чакры от Аджны (третьего глаза) до Муладхары (корневой чакры). 

Ида, пингала, сушумна
Ида, пингала, сушумна

При том, понимание дыхания, как потока энергии, не очень далеко от современной биологии. Кислород играет основную роль в процессе энергообмена в мышцах, он необходим для питания мозга. Оперный тенор Лучиано Паваротти, который известен буквально каждому, говорил:

“Перед тем как петь, дышите. Перед вступлением, во время вступления и всегда, когда возможно.” 

Но не только метод дыхания роднит йогу и пение. Само отношение к дыханию имеет большой вес. Главное, за чем следит любой успешный вокалист - воздух: его движение, количество и распределение. Это внимание, направленное глубоко в самого себя, позволяет певцам тонко контролировать звук, а йогам - сохранять сознание в настоящем.

При этом, необходимо дышать свободно, не допускать зажимы, не терять тонуса. Именно это искусство баланса совершенствут интеллект йога и голос вокалиста.

Вы наверняка думаете, что сходство забавно, но не более. Но впереди больший шок. Основная цель йоги - “Саматха” (санскрит) - просветление, достигнутое при жизни и сохранении тела. Как вы отреагируете, если я скажу, что между “Саматхой” и катарсисом можно поставить знак равно? Сущностно, их равенство неопровержимо. 

Три колесницы - Три Пути. Махаяна, Ваджрайана и Тхеравада
Три колесницы - Три Пути. Махаяна, Ваджрайана и Тхеравада

В Буддизме существуют три пути познания, три колесницы: большая, малая и тайная. Последняя, также известная как “Ваджрайана”, путь тайных мантр (тантр), имеет интересную особенность. Этот путь предлагает стремительное приближение к просветлению, но при условии, что ученик не может практиковать самостоятельно, а его учитель обязан контролировать обучение до мелочей. И здесь вновь угадывается родство вокального образования и познания буддизма, “мудрости” в переводе с санскрита. Любой учитель вокала скажет вам, что до момента полного формирования приемов, привычек и навыков, самостоятельные занятия - табу.

Интересно, что тантрические занятия понимают путь к просветлению как единение с индуистскими божествами. Чем вам не актерское проживание на сцене? 

Здесь-то равенство между “саматхой” и катарсисом отрицать становится невозможно. Проживая жизнь героя на сцене и вызывая сопереживание божеству (герою, архетипу), мы приходим вместе со зрителями к просветлению, к истинно буддистскому освобождению от страданий через страдания. 

Надеюсь, что этой статьей я не только приоткрыл завесу тайны перед искусством певца, его работой, но и вызвал живой интерес к вокалу и йоге. Оба этих искусства настолько велики, что на них можно положить жизнь и ни минуты не пожалеть!

Автор: Данила Кулик

#НеДиванныйКультуролог

Пение
3339 интересуются