Найти в Дзене
Бортовой журнал kua1102

Система старт-стоп в автомобиле и EFB-аккумулятор - ещё один пример дешевизации производства

Здравствуйте, уважаемые читатели! Хотелось бы сегодня продолжить разговор про систему старт-стоп, которой оснащён китайский кроссовер Chery Tiggo 4 New и которую я сразу же отключил. Акцент в обсуждении сегодня сделаем на тандеме «система старт-стоп» и аккумуляторе, изготовленном по технологии EFB. Это очередной пример удешивизации производства, который очень сильно способен ударить по кошельку. Лет 20 назад к инженерам, конструирующим автомобиль, присоединились не только маркетологи, но и экологи. Автомобили с ДВС стали замещаться на гибридные автомобили, а в конструкции автомобилей с ДВС стали применяться экологоориентированные технологии. Одной из такой можно считать технологию «старт-стоп». Во время остановки автомобиля двигатель глушится, поэтому в окружающую среду не выбрасываются вредные выбросы и снижается акустическая нагрузка. Но это – лишь одна сторона медали. Обратная сторона медали заключается в том, что во время кратковременной стоянки с отключенным двигателем вся бортова
Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Хотелось бы сегодня продолжить разговор про систему старт-стоп, которой оснащён китайский кроссовер Chery Tiggo 4 New и которую я сразу же отключил. Акцент в обсуждении сегодня сделаем на тандеме «система старт-стоп» и аккумуляторе, изготовленном по технологии EFB. Это очередной пример удешивизации производства, который очень сильно способен ударить по кошельку.

Зачем система старт-стоп стала внедряться в автомобили?

Лет 20 назад к инженерам, конструирующим автомобиль, присоединились не только маркетологи, но и экологи. Автомобили с ДВС стали замещаться на гибридные автомобили, а в конструкции автомобилей с ДВС стали применяться экологоориентированные технологии. Одной из такой можно считать технологию «старт-стоп».

Во время остановки автомобиля двигатель глушится, поэтому в окружающую среду не выбрасываются вредные выбросы и снижается акустическая нагрузка. Но это – лишь одна сторона медали. Обратная сторона медали заключается в том, что во время кратковременной стоянки с отключенным двигателем вся бортовая сеть начинает питаться от аккумуляторной батареи.

Технология EFB как попытка удешевить производство

Когда эта технология «старт-стоп» только появлялась, она ставилась только на автомобили премиум-сегмента и в таких автомобилях устанавливались аккумуляторы, выполненные по технологии AGM. AGM – это сокращение от Absorbent Glass Mat. Данная технология была разработана достаточно давно – в 1970-х годах.

Но важно помнить, что помимо высокой цены такой аккумулятор нужно располагать подальше от источников тепла. Т.к. он не любит высоких (выше 50 градусов Цельсия) температур. Поэтому если в автомобиль такой аккумулятор устанавливался, то он выносился за пределы моторного отсека (под сиденье водителя или в багажное отделение).

Сделаю отступление – на свой предыдущий автомобиль, Volkswagen Polo, я устанавливал такой аккумулятор и он у меня прожил 4 года именно в моторном отсеке и к этому моменту начал показывать признаки скорого отхода на свалку – перестал держать заряд и разряжался буквально за сутки-двое. Хотя, теоретически, срок эксплуатации таких аккумулятор может составлять более 10 лет.

AGM аккумулятор я установил в 2020 году, а уже осенью 2024 года он стал проявлять признаки неисправности. Автор фотографии kua1102
AGM аккумулятор я установил в 2020 году, а уже осенью 2024 года он стал проявлять признаки неисправности. Автор фотографии kua1102

Так вот, если мы заглянем под капот Chery Tiggo 4 New, то аккумулятор там располагается в подкапотном пространстве и он выполнен по технологии EFB (сокращение от Enhanced Flooded Battery). Почему? Совершенно очевидно, что в силу невозможности размещения AGM-аккумулятора в подкапотном пространстве было принято решение выбрать менее эффективную для системы «старт-стоп» технологию EFB. Этот вопрос я очень подробно разбирал ранее на страницах бортжурнала, делаю ссылку на заметку, поэтому отмечу очень тезисно. EFB-аккумулятор менее устойчив к глубоким разрядам, а его срок службы также менее длителен по сравнению с AGM-аккумулятором. Ну и AGM-аккумулятор быстрее заряжается.

Вот такой аккумулятор установлен под капотом моего Tiggo 4 New. Автор фотографии kua1102
Вот такой аккумулятор установлен под капотом моего Tiggo 4 New. Автор фотографии kua1102

Использование системы старт-стоп – быстрый путь к замене АКБ

А теперь снова возвращаемся к системе «старт-стоп». Как я уже выше писал, если эта система активирована, то при каждой остановке автомобиля двигатель глушится и все электронные приборы работают исключительно благодаря аккумулятору.

Если автомобиль эксплуатируется в неблагоприятных условиях – поездки на небольшие расстояния в пробках, то двигатель будет глушиться-заводиться десятки раз за поездку, при этом не факт, что аккумулятор будет успевать заряжаться в короткой поездке. Что будет приводить к его достаточно быстрой деградации.

О том, как себя чувствовал EFB-аккумулятор на Volkswagen Polo

Моим предыдущим автомобилем был Volkswagen Polo. И с завода устанавливался аккумулятор, выполненный по технологии EFB. Хотя никакой системы старт-стоп в машине не было. Эксплуатировался он в достаточно экстремальных условиях – короткие поездки, морозы (хотя ниже -30 я никогда не ездил, но машина-то находилась на улице). Подвергался он и глубоким разрядам (благодаря неисправности системы ЭРА-ГЛОНАСС). «Прожил» он у меня ровно три года.

Поскольку добавление в эту цепочку работающую систему «старт-стоп» этот срок жизни АКБ однозначно уменьшит, то как я не включал эту систему у себя в автомобиле, так включать и не планирую. Да, определённый процент сэкономленного литража бензина я упущу, но что-то мне не хочется каждые два года менять аккумулятор…

Другие мои статьи

О принципиальных отличиях в технологиях EFB и AGM производства АКБ и их достоинствах

Трёхлетний AGM-аккумулятор против пятидневных морозов -30 градусов: кто победил?

С уважением, Юрий (kua1102)