Как мы помогли Максиму справиться с тревожностью
...Продолжение. Историю второй консультации можно прочитать тут..
На третьей консультации я решила сосредоточиться на развитии эмоционального интеллекта Максима. Считаю, что это очень важно, потому что тревожность, связанная со страхом ошибки и критики, часто сопровождается трудностями в распознавании эмоций или трудностями в выражении своих чувств. Для этой работы я взяла карточки с изображением различных эмоций (мои любимые от «Выручалкин» - «Развивающие карточки «Эмоции. Эмоциональный интеллект»»).
Консультацию я начала с простого разговора, чтобы объяснить Максиму цель встречи.
— Максим, сегодня мы поговорим об эмоциях и чувствах. Знаешь, что такое чувства или эмоции? – спросила я.
Максим ответил после небольшой паузы пожав плечами:
— Ну, это когда радуешься? Злишься?
— Это точно! Эмоции – это то, что мы чувствуем внутри себя. Они бывают разными. У человека есть 6 базовых эмоций.
И я перечислила эти 6 базовых эмоций (рассказ про эмоцию я сопровождала карточкой с изображением этой эмоции).
- радость – когда нам весело и хорошо,
- грусть – когда мы скучаем, огорчаемся или хотим плакать,
- злость – когда нам обидно, мы раздражены и хотим кричать,
- страх – когда мы чего-то боимся, тревожимся,
- удивление – когда нас что-то застало врасплох и мы удивлены,
- отвращение – кода нам что-то не нравится, вызывает неприязнь.
Потом дав Максиму рассмотреть карточки и прочесть описание эмоций на обороте я продолжила:
— Мы все, даже взрослые, иногда испытываем подобные чувства. И это абсолютно нормально! Никакие чувства не бывают плохими, они просто говорят нам о том, что у нас происходит внутри. Иногда мы понимаем, что чувствуем, а иногда – нет. Порой мы даже не замечаем своих эмоций. Но если человек научится распознавать свои эмоции, то ему легче будет справляться с трудными ситуациями.
Пока мы обсуждали с Максимом эмоции и рассматривали карточки я предложила ему выбрать те карточки, которые соответствуют эмоциям, которые он чаще всего испытывает. Максим выбрал карточки «грусть», «страх», «злость» и рассказал, что грусть и страх он испытывает, когда делает что-то не так, ошибается.
Я мягко поддержала Максима:
— Это нормально испытывать любые эмоции, в том числе страх или грусть. Например, когда ты боишься совершить ошибку, то это значит, что ты просто хочешь сделать все хорошо. Но иногда этот страх может быть сильным, и он мешает тебе. Как думаешь, как ты бы мог справится с таким страхом?
Максим ответил, подумав:
— Может быть с кем-то поговорить?
— Да, это отличная идея. Давай ты попробуешь это сделать в следующий раз? —спросила я.
Максим хоть и с сомнением, но согласился.
После этого мы еще какое-то время работали с карточками. Я предложила поделить эмоции-карточки на 2 категории: приятные и неприятные. Для этого разделила лист на 2 части и Максим разложил по своему выбору карточки. А потом мы обсудили что помогает Максиму испытывать приятные эмоции. И я обратила его внимание, что эти занятия являются его ресурсами:
— Здорово! Это твои ресурсы. Если тебе грустно или страшно, то ты можешь всегда вспомнить об этих занятиях и попытаться вернуть себе хорошее настроение.
Потом мы придумали короткую историю про мальчика, который сначала испытывает страх, но потом что-то происходит, и он начинает радоваться. Очень хорошо, что Максим придумал историю про школу: про то, как мальчик боялся идти на контрольную, но потом выполнил все задания хорошо и получил пятерку!
— Как ты думаешь, что помогло мальчику справиться со страхом? – спросила я.
Максим:
— Наверное он просто старался не думать о плохом?
Далее мы обсудили с Максимом как он может использовать полученные на этой консультации знания в жизни.
После встречи с Максимом у меня состоялась встреча с его мамой, чтобы обсудить промежуточные результаты работы и ее манеру общения с сыном.
— Максим очень старается порадовать вас. Но высокие требования и Ваши ожидания от Максами только усиливают его тревожность. Попробуйте чаще хвалить его за старания, а не только за результаты. Например, вместо фразы «Ты мог бы сделать это и лучше» просто скажите: «Я вижу, как ты старался и это здорово!»
Мама согласилась попробовать новый подход и сказала, что будет более внимательна к эмоциям сына, постарается больше проговаривать с ним эмоции.
Также я предложила ввести ежедневные ритуалы с Максимом, которые помогут снизить его тревожность:
- «Дневник воспоминаний». Простой, но очень эффективный ритуал, который можно использовать уже с 3-х летнего возраста ребенка: завести блокнот и каждый вечер с ребенком наклеивать стикеры с изображением того, что прошло за день. Это поможет Максиму делиться эмоциями
- «Зажигаем звездочки». Для этого можно заранее приготовить звездочки и банку или коробку, которая будет служить копилкой для звездочек. Объяснить ребенку: «Каждый вечер мы будем вспоминать что-то хорошее, что произошло за день, и «зажигать» звездочку». Если Максим будет испытывать трудности, то можно помочь ему наводящими вопросами
- Семейный ритуал «Остров мечты». В этом ритуале может принимать участие вся семья. Суть ритуала в том, что каждый из членов семьи делиться тем, что произошло за день и может помечтать о том, что хочет чтобы произошло завтра. Это простой ритуал создаст пространство для открытого общения, позволит научиться (в том числе и взрослым) концентрироваться на позитивных моментах, а также создаст ощущение стабильности.
Важно понимать, что работа с эмоциями – это важный момент в развитии ребенка, особенно если он испытывает тревожность. При этом успех такой работы во многом зависит от совместных усилий психолога и родителей. Ведь только такой тандем позволит создать для ребенка условия для гармоничного развития.
После нескольких консультаций, в ходе которых мы работали с эмоциями Максима, и я применяла различные методики и обсуждение конкретных жизненных ситуаций мы закончили работу с ребенком. Мама отметила, что Максим стал более открыто делиться своими чувствами, научился лучше называть свои эмоции и стал реже переживать из-за ошибок…