Найти в Дзене

История одной консультации… История 1. Визит 2

История 1. Визит 2. Диагностическая сессия
В этой статье предлагаю продолжить рассказ о работе с 10-летним Максимом, который пришёл на вторую консультацию. На первой встрече мы уже установили контакт и я надеялась, что на второй встрече Максим будет менее скован. Для этой встречи я сформулировала для себя цель — провести диагностическую сессию, чтобы глубже разобраться в эмоциональном состоянии Максима и выявить ключевые факторы, влияющие на его тревожность. В конце первой встречи я просила маму заполнить анкету для родителей и пройти тест PARI (Опросник родительских установок). Эти инструменты помогают мне больше узнать о семье ребенка не тратя время консультации (конечно на самой консультации я могу задавать вопросы для получения более полной картины), получить информацию об эмоциональной и социальной сферах жизни ребенка, изучить стиль воспитания, отношения между родителями и ребенком, а также выявить эмоциональное состояние самих родителей. В начале встречи, пока Максим находился в

История 1. Визит 2. Диагностическая сессия
В этой статье предлагаю продолжить рассказ о работе с 10-летним Максимом, который пришёл на вторую консультацию. На первой встрече мы уже установили контакт и я надеялась, что на второй встрече Максим будет менее скован. Для этой встречи я сформулировала для себя цель — провести диагностическую сессию, чтобы глубже разобраться в эмоциональном состоянии Максима и выявить ключевые факторы, влияющие на его тревожность.

В конце первой встречи я просила маму заполнить анкету для родителей и пройти тест PARI (Опросник родительских установок). Эти инструменты помогают мне больше узнать о семье ребенка не тратя время консультации (конечно на самой консультации я могу задавать вопросы для получения более полной картины), получить информацию об эмоциональной и социальной сферах жизни ребенка, изучить стиль воспитания, отношения между родителями и ребенком, а также выявить эмоциональное состояние самих родителей.

В начале встречи, пока Максим находился в игровой зоне, я побеседовала с мамой, уточнила некоторые моменты по заполненной анкете, а также я предложила ей результаты теста PARI. Я всегда прошу родителей (чаще всего маму) заранее пройти онлайн-тест и выслать мне его результаты. Перед этой консультацией я проанализировала результаты и подготовила файл, в котором описала свои выводы с разбивкой по показателям и рекомендации.

Обсудив с мамой цели диагностической сессии (нашей второй консультации) я пригласила Максима к себе за стол.

Психолог всегда работает в тесном контакте с родителями, это является одним из ключевых факторов успешной работы с ребенком.

Когда Максим сел за стол, он выглядел более уверенным, чем при первой встрече, хотя всё ещё заметно волновался. Взглянув на меня, он тихо, но спокойно произнёс: «Здравствуйте». Было заметно, что его интерес смешивается с напряжением, но общая атмосфера в кабинете уже казалась ему более знакомой и безопасной.

Привет, Максим! Как ты сегодня себя чувствуешь? — спросила я.

Максим пожал плечами:
Нормально... — ответил он, отводя взгляд в сторону.

Я решила уточнить:
Мама говорила тебе, почему мы снова встретились?

Максим кивнул:
Да, она сказала, что нужно помочь мне справиться со страхами, которые мешают мне учиться.

На мой взгляд такой подход в работе с ребенком очень важен. Важно чтобы ребенок осознавал проблему и готовился к работе. Я продолжила:
Хорошо. А есть ли какие-то вопросы, которые ты хотел бы обсудить сегодня?

Максим задумался, а потом произнёс:
Я боюсь, что снова сделаю что-то не так.

Этой фразой Максим подтвердил мою гипотезу о том, что его тревожность связана со страхом ошибок и критикой со стороны окружающих. Для меня это стало отправной точкой к началу работы на этой сессии.

Чтобы помочь Максиму осознать свои чувства и научить его справляться с переживаниями и тревогой я предложила ему технику «Шар тревоги».

Максим, представь, что тревога - это шарик, который живет внутри тебя. Иногда он может становиться большим я тяжелым, а иногда совсем маленьким и легким. Покажи, пожалуйста, какой сейчас у тебя этот шарик. Покажи его размер.

Максим сделал небольшую паузу, задумался, затем протянул руку и показал примерно половину расстояния между собой и столом, за которым мы сидели.

Вот такой он большой, - сказал он.

Я взяла карандаш и нарисовала шар размером во весь лист.

Вот такой твой шар? А теперь расскажи, что происходит, когда твой шар тревоги становится таким большим? Что ты чувствуешь?

Иногда когда ребенок затрудняется назвать свои эмоции я использую в работе карточки эмоций или обнаружив такую трудность включаю в план работы отдельные занятия по работе с эмоциональной компетенцией (формирую навыки, позволяющие ребенку идентифицировать, осмысливать и управлять своими эмоциями).

Развитие эмоционального интеллекта важно, потому что он влияет на личность, обучение и психологическое здоровье ребенка.

Максим рассказал, что у него начинает болеть живот, он чувствует себя плохо и просто хочет убежать куда-нибудь. Я записала эти ощущения внутри шара.

Затем мы обсудили как можно уменьшить этот шар. Я показала ему технику работы с дыханием. Максим предположил, что ему может помочь прогулка или разговор с мамой. В этом случае он будет меньше переживать и тревожиться. Далее мы обсудили все эти варианты и насколько они помогут Максиму справится с его тревогой.

Для диагностики я предложила Максиму нарисовать свою семью. Это классический метод, который позволяет выявить внутренние переживания ребёнка через символические образы (я использовала проективную методику «Рисунок семьи»).

Максим долго выбирал цвета, прежде чем взять в руки карандаш.

-2

Его рисунок получился детализированным: он изобразил маму, папу и себя. Однако Максим расположен слева от родителей, несколько дальше, чем они друг от друга (родители держатся за руки). Это может указывать на определенную дистанцию между ребенком и родителями или на то, что он чувствует себя отдельно от них (но с этим стоило еще разобраться, так как рисунок если следует анализировать только после беседы с ребенком).

К концу встречи было заметно, что Максим устал, но от прежнего волнения не осталось и следа. Я похвалила Максима за то, что был со мной сегодня откровенен и мы подвели итоги работы.

После работы с Максимом я пригласила маму в кабинет для обсуждения результатов работы. Начала разговор с обсуждения результатов теста PARI.

Ваш тест показал, что Вы очень требовательны к себе и ребёнку. Это может оказывать повышенное давление на Максима, особенно в ситуациях, когда он боится ошибиться.

Мама кивнула:
Я понимаю, что иногда слишком много говорю о результатах. Но я хочу, чтобы он добился успеха.

Я объяснила ей, что успех — это не только хорошие оценки или достижение каких-либо результатов, это также уверенность в себе. Мы обсудили как важно хвалить ребенка за старания, а не только за результат.

Потом я поделилась своим наблюдениями и выводами по результатам проведения проективного теста «Рисунок семьи».

На рисунке Максим изобразил себя отдельно от родителей. Это может указывать на определенную дистанцию между вами, на то, что он чувствует себя менее значимым или зависимым. Возможно, стоит уделять больше времени качественному общению с ним.

Мама задумалась:
Я всегда думаю, что делаю всё правильно, но, может быть, действительно стоит чаще спрашивать его мнение.

Я посоветовала ей начать практиковать регулярные «вечерние беседы», во время которых они могли бы обсуждать прошедший день без критики и давления.

По итогам диагностической сессии я сделала следующие выводы:

  1. У Максима высокая тревожность, связанная с боязнью ошибок и критики.
  2. Мама предъявляет высокие требования, что может усиливать тревожность ребёнка.
  3. Максим чувствует себя менее значимым в семье.
  4. Необходимо поработать над развитием эмоционального интеллекта у Максима.
  5. Необходима работа с мамой - корректировка стиля общения.

Вторая консультация позволила мне лучше понять причины тревожности Максима и выявить ключевые факторы, которые влияют на его состояние.Теперь у меня есть конкретные направления для работы.

На следующих занятиях мы будем работать над этими аспектами, используя различные техники и игры.

#ИсторияОднойКонсультации #Детскаяпсихология #Тревожностьудетей