Он десятилетиями жил на скорости звука, а гитара в руках была и спасительным якорем, и разящим мечом, а его жизнь напоминала нескончаемый блюзовый стандарт с головокружительными взлётами, горькими потерями и вечным поиском ускользающего покоя.
Он – единственный музыкант, включенный в Зал славы рок-н-ролла трижды: как солист и в составах рок-коллективов The Yardbirds и Cream.
Сегодня ритм этой жизни кардинально изменился.
Эрик Клэптон, легенда, чьё имя стало синонимом гитарной виртуозности, нашёл свой собственный, далёкий от суеты темп.
Его жизнь в поместье в графстве Суррей - это не просто тихая старость, а осознанный выбор человека, который переиграл все главные роли и теперь пишет музыку для самого себя.
Он больше не бежит от своих демонов и не пытается заткнуть внутреннюю пустоту грохотом аплодисментов.
Детство, юность и семья Эрика Клэптона
Эрик Патрик Клэптон родился весной 1945 года в британской деревне Рипли графства Суррей у 16-летней Патрисии Молли Клэптон.
Его отцом был солдат из Монреаля Эдвард Уолтер Фрайер, который после Второй мировой войны вернулся на родину, в Канаду, и больше никогда не видел ни Патрисию, ни своего сына.
Мать будущей легенды была слишком юной, чтобы самостоятельно растить незаконнорожденного ребенка, а в те времена этот термин был еще в ходу и во многом мог испортить жизнь мальчику.
Так что до 21 года Эрик считал мамой свою бабушку Розу, а папой – ее второго мужа Джека, свою мать, Патрисию, он считал своей сестрой, а ее брата Адриана – своим старшим братом.
Когда мальчик немного подрос, его мама-«сестра» познакомилась с еще одним канадским солдатом, который увез ее на постоянное место жительства в Германию, а Эрик остался в Англии.
Ему было около шести, когда «папа Джек» взял его с собой на автогонки. С тех пор мальчик стал его постоянным спутником и буквально заболел автомобилями.
Он на полном серьезе заявлял семье, что вырастет и станет гонщиком, и чтобы отвлечь Эрика от этих мыслей, мама Роза, неплохо игравшая на пианино, пыталась привить ему любовь к музыке.
Разучивать гаммы на клавишных Эрику не нравилось, но все изменилось в день его 13-летия.
Подростку подарили акустическую гитару Hoyer.
У нее были стальные струны, и, изранив пальцы в кровь, мальчик отложил это занятие, но в 15 он впервые услышал Чака Берри, стал скупать пластинки с рок-н-роллом, слушал всех, кто играл на струнных инструментах, в том числе индусские и блюзовые композиции.
Нравился Эрику и Little Walter Jacobs, исполнявший мелодии на губной гармошке.
Вспомнив о подарке, Эрик снова взялся за гитару и уже не бросал занятия музыкой.
Позже Клэптон расскажет:
Сначала в течение шести или семи месяцев я пытался играть как Чак Берри. Затем я переключился на блюзменов более старшего поколения.
Например, под рукой оказался известный Big Bill Broonzy; позже я услышал и таких мастеров, о которых раньше ничего не знал: Robert Jonson, Skip James и Blind Boy Fuller.
Наконец я полностью погрузился в новый для меня мир музыки. Я изучал ее, слушал, ложился с нею спать и с нею вставал.
Однажды я включил радио и услышал Би Би Кинга, с тех пор он стал для меня единственным образцом для подражания.
Начало музыкальной карьеры Эрика Клэптона
Поступив в Кингстонский художественный колледж, Клэптон продолжал заниматься музыкой – в свободное время играл в двух любительских группах «The Roosters» и «Casey Jones and the Engineers». Но нигде не задержался дольше, чем на две недели.
Учеба стала отвлекать его от главного дела жизни, из колледжа он ушел, поскольку Эрику предложили место в коллективе «The Yardbirds».
За полтора года, проведенных в группе, Клэптон сумел заявить о себе, особенно запомнилось их выступление 1964 года в знаменитом Альберт-Холле.
Но позже музыкант признается, что сглупил, соединившись с коллективом, который требовал от него играть лишь то, что им нужно.
Он соблазнился шиком, возможностью путешествовать и большими деньгами, а после понял, что воспринимает музыку гораздо серьезнее, чем остальная группа.
Покинув «The Yardbirds» с прозвищем slowhand («медленная рука»), которое ему придумал Джорджо Гомельский из-за манеры менять порванные струны прямо на сцене, Клэптон в 1966 году стал гитаристом и солистом рок-группы «Cream».
За два года работы в коллективе Эрик стал известным не только в Британии, но и в Штатах, куда «Cream» отправились на гастроли.
Их альбомы ждал большой коммерческий успех, но внутри коллектива нарастали проблемы из-за злоупотребления алкоголем и наркотиками.
В 1968 году музыкант сотрудничал с одним из знаменитых битлов – Джорджем Харрисоном, да и в принципе был в приятельских отношениях со всей четверкой.
Известно, что в песне The Beatles «While My Guitar Gently Weeps» Клэптон играет на гитаре вместо Харрисона, хотя узнать его сложно – он постарался максимально изменить собственный стиль.
1970 год стал для Клэптона знаковым: вышел его дебютный сольный альбом «Eric Clapton», он создал группу «Derek and the Dominos» и выпустил с ней единственный студийный альбом «Layla and Other Assorted Love Songs».
Позже его признали одним из лучших музыкальных успехов Эрика.
В группе тем временем назревали конфликты на фоне употребления тяжелых наркотиков.
В 1971 году в аварии погиб гитарист Дуэйн Олман, которого Клэптон называл своим музыкальным братом, и коллектив распался.
Лишь к 1974 году музыкант пришел в себя после бесконечной череды запоев и отправился в мировое турне.
В семидесятые он также записал пять новых студийных дисков, самыми известными из которых стали «461 Ocean Boulevard» и «Slowhand».
Начало восьмидесятых вернуло Клэптону померкнувшую популярность, к тому же он лег в клинику, чтобы избавиться от алкогольной зависимости.
Музыкант активно гастролировал, выпустил пять новых альбомов, был участником концерта, организованного Китом Ричардсом в честь 60-летия Чака Берри.
В 1987 году ему вручили Британскую премию в знак большого вклада в музыку.
В девяностые Эрик пережил новые потрясения.
В 1990 году музыканты из его команды разбились на вертолете, а спустя полгода погиб его маленький сын – выпал из окна.
Спасла Клэптона музыка. Он посвятил своему мальчику песню «Tears In Heaven» и выпустил концертный альбом 24Nights.
Следом вышел его студийный диск «Unplugged», который обогнал все предыдущие альбомы по количеству продаж. Вошла в него и песня «Tears In Heaven», завоевавшая три «Грэмми».
Пожалуй, это самая коммерчески успешная песня Клэптона, но в 2004 году он перестал ее исполнять, заявив, что сумел справиться с утратой.
Впрочем, с 2013 года песня снова звучит на концертах Эрика.
В конце девяностых Клэптон отклонился от блюзовых мелодий и в 1997 году выступил в электронном проекте TDF, а в следующем за ним представил соул-программу «Pilgrim».
В начале нулевых музыкант вместе с Би Би Кингом записал альбом «Riding with the King», а в 2006 году записал диск «The Road to Escondido» совместно с Джей Джей Кэйлом.
Клэптон играл практически со всеми знаменитыми артистами, в числе которых Стив Уинвуд, Элтон Джон, Стинг.
В 2018 году вышел 24 студийник музыканта «Happy Xmas», а в 2020 году Эрик отметил свое 75-летие.
Личная жизнь Эрика Клэптона
Личная жизнь жизнь Эрика стала неотъемлемой частью его творческой биографии, напрямую питавшая его музыку глубоким страданием и откровенностью.
Его ранние романтические связи были интенсивными и часто сложными. В конце 1960-х он был глубоко влюблен в модель Элис Ормсби-Гор, однако его чувства к Патти Харрисон, жене своего близкого друга Джорджа Харрисона, положили конец этим отношениям.
Его страсть к Патти вдохновила на создание таких знаковых песен, как «Layla», написанной в состоянии одержимости, и позднейшей «Wonderful Tonight».
После долгих лет ожидания их брак состоялся в 1979 году, но завершился разводом в 1988 году по причине его растущей зависимости и измен.
Алкогольная и героиновая зависимости Клэптона были центральным фактором, разрушавшим его отношения на протяжении многих лет.
Периоды лечения и реабилитации сменялись рецидивами, что создавало напряженную и непредсказуемую атмосферу в его личной жизни.
Трагедия достигла апогея в 1991 году, когда его четырехлетний сын Конор выпал из окна 53-го этажа нью-йоркской квартиры.
Эта невообразимая потеря навсегда изменила Клэптона. Выражением его горя стала акустическая баллада «Tears in Heaven», принесшая ему несколько премий «Грэмми».
Период исцеления начался для него в конце 1990-х. Он женился на молодой американской художнице Мелии Макинери в 2002 году.
Их брак, длящийся уже более двух десятилетий, считается стабильным.
Вместе они воспитали трех дочерей: Джулию, Эллу и Софи. Семейная жизнь в поместье в Суррее стала для него тихой гаванью после десятилетий бурь.
Помимо семьи, его страстью на протяжении всей жизни оставалось коллекционирование автомобилей.
Он также основал реабилитационный центр «The Crossroads Centre» на Антигуа в 1998 году, что стало прямым результатом его личного опыта борьбы с зависимостью и желанием помочь другим.
Таким образом, личная жизнь Эрика Клэптона представляет собой путь от разрушительных страстей и глубоких потерь к обретению стабильности и созиданию, где музыка всегда служила ему и исповедью, и спасением.
Сколько зарабатывает Эрик Клэптон и на что он тратит свои миллионы?
Эрик Клэптон - один из немногих музыкантов, чье финансовое состояние почти целиком построено на творчестве, а не на рекламе и побочных бизнес-проектах.
Сейчас его состояние оценивается в 450 миллионов долларов.
Основу этих средств составляют доходы от многолетней и непрерывной концертной деятельности, продаж записей и авторских отчислений.
Концертные туры были и остаются его главным источником дохода. Клэптон десятилетиями оставался артистом, чьи гастроли неизменно собирали полные залы по всему миру.
Даже в последние годы перед окончанием карьеры его шоу приносили десятки миллионов долларов за тур.
Авторские отчисления (роялти) формируют второй мощный финансовый поток. Речь идет не только о его собственных хитах, таких как «Layla» или «Tears in Heaven», но и о каверах.
Самый яркий пример — его версия песни Боба Марли «I Shot the Sheriff», которая принесла значительные доходы и познакомила с его творчеством новую аудиторию.
Эти роялти продолжают поступать с радиоэфиров, стриминговых сервисов и коммерческого использования композиций.
Продажи произведений искусства — еще одна заметная статья дохода. Клэптон является страстным коллекционером и знатоком живописи.
Время от времени он продает работы из своей коллекции с огромной прибылью.
Например, картина Джерарда Дэвида была продана им за 4,2 миллиона долларов, а работа Люсьена Фрейда — за 23,4 миллиона. Эти сделки носят эпизодический, но очень существенный характер.
Основные траты Клэптона соответствуют его статусу и образу жизни. Значительная часть средств уходит на содержание недвижимости.
В его активе несколько роскошных домов: в Суррее (Англия), на Манхэттене (Нью-Йорк) и в Огайо (США). Содержание таких особняков, включая персонал и безопасность, требует миллионов долларов в год.
Коллекционирование искусства и гитар — это одновременно и инвестиция, и страсть. Его коллекция гитар включает уникальные экземпляры, стоимость которых исчисляется сотнями тысяч долларов каждая.
Аукционная продажа части его гитар в 2004 году принесла более 7,4 миллиона долларов для основанного им центра реабилитации.
Благотворительность — принципиальная статья расходов. В 1998 году Клэптон основал центр Crossroads Centre на Антигуа, помогающий людям с зависимостями.
Для его поддержки он регулярно организует благотворительные аукционы гитар и концерты. Все вырученные средства идут на финансирование центра.
Личные увлечения также требуют вложений. Клэптон — известный автолюбитель, владеющий коллекцией редких и классических автомобилей. Их покупка, обслуживание и хранение represent собой дорогое хобби.
Таким образом, состояние Эрика Клэптона — это результат его исключительной музыкальной карьеры, подкрепленной дальновидными инвестициями в искусство.
Свои миллионы он тратит на поддержание комфортного образа жизни, дорогостоящие хобби и, что наиболее важно, на масштабную филантропическую деятельность.
Как живёт Эрик Клэптон сейчас?
2017 год стал для Клэптона переломным. После многолетних мучений Клэптон публично признался о проблемах с периферической невропатией, из-за которой он практически перестал чувствовать пальцы и ему стало физически трудно играть.
Это прозвучало как приговор, и музыкант всерьёз задумался о завершении карьеры, однако вместо ухода со сцены он начал прощальное турне, которое растянулось на несколько лет.
Каждый концерт в Европе, Японии и США был выстраданной победой над болезнью.
В 2018 году свет увидел его праздничный альбом "Happy Xmas", записанный в дуэте с такими артистами, как Дайана Кролл.
Это был неожиданный и камерный проект, показавший его любовь к джазовым стандартам и классическому рождественскому звучанию.
Год спустя, в 2019-м, Клэптон провёл масштабное турне по Японии, которое многие поклонники восприняли как последний шанс увидеть живого бога гитары.
Пандемия 2020 года заставила его, как и всех, остановиться. Но изоляция стала для него не временем простоя, а периодом творческого переосмысления.
Запертый в своём поместье, он вернулся к корням и записал альбом каверов на блюзовые классику вместе с продюсером и басистом Дойлом Брэмхоллом II.
Пластинка "The Lady in the Balcony: Lockdown Sessions", вышедшая в 2021 году, была записана в гостиной его дома с приглашённой минимальной аудиторией.
Это интимное, акустическое прочтение его же хитов и произведений кумиров стало своеобразным возвращением к истокам, очищенным от всей мишуры шоу-бизнеса.
В 2021 же году он неожиданно продал значительную часть своей легендарной коллекции гитар на аукционе Christie's, включая знаменитых «Чёрных красавиц» и Stratocaster по кличке «Брауни», на котором была записана соло-партия для «Layla».
Этот жест многие расценили как символическое прощание с прошлым и облегчение груза легенды, а вырученные 15 миллионов долларов он направил в свой фонд помощи центрам лечения наркотической и алкогольной зависимости.
В 2022 и 2023 годах, несмотря на продолжающиеся проблемы со здоровьем, Клэптон изредка появлялся на сцене, но уже не в роли главного хедлайнера мировых арен, а для камерных выступлений.
Он сыграл несколько благотворительных концертов в поддержку своих фондов и выступил на джазовом фестивале в Японии, где его сет состоял в основном из джазовых и блюзовых стандартов.
Его новая музыка, как и его жизнь, стала тише, глубже и более личной, окончательно освободившись от необходимости соответствовать чьим-либо ожиданиям.
Сегодняшняя жизнь Эрика Клэптона - это не финал, а новая, быть может, самая мудрая часть его длинной истории.
Вместо этого он нашёл тихую гавань в английской глубинке, где главными зрителями его музыки стали близкие друзья и семья.
Его путь от бунтаря, сжигавшего гитары на сцене, до седовласого джентльмена, борющегося с дрожью в руках, чтобы извлечь из струн ещё одну чистую ноту, - это и есть его самая честная блюзовая баллада.
И она, кажется, наконец обрела для него самого тот самый мир и покой, который он так долго искал в своих знаменитых соло.