Найти в Дзене

- Она просто не такая, как другие дети, и нечего это скрывать

Вера сидела в коридоре детской поликлиники, держа за руку пятилетнюю Настю. Девочка тихо листала книжку с картинками, не произнося ни слова. За последние полгода они обошли уже трёх специалистов, и везде был один диагноз: расстройство аутистического спектра.

— Настенька Петрова, — позвала медсестра.

Вера встала, но Настя продолжала сидеть, словно не слыша. Мать нежно тронула её за плечо.

— Настя, солнышко, пойдём к доктору.

Девочка подняла глаза — большие, умные, но словно смотрящие сквозь мир — и молча встала.

В кабинете детский психиатр внимательно изучала результаты обследований.

— Вера Андреевна, мы завершили все тесты. Настя — особенный ребёнок. Ей потребуется специальная программа развития, возможно, коррекционная школа...

— Но она же умная, — перебила Вера. — Она читает, считает, рисует красиво...

— Конечно, умная. У детей с РАС часто бывают выдающиеся способности в отдельных областях. Но социализация даётся им тяжело.

Вера кивнула. Она это знала и без врачей. Настя была замкнутой с самого рождения, мало говорила, избегала объятий, могла часами заниматься одним делом. Но для Веры она была просто особенной, не больной.

Вечером дома Вера рассказала мужу Павлу о результатах обследования.

— Значит, официально подтвердили, — вздохнул он. — Что теперь?

— Будем работать с психологами, искать хорошую школу, любить нашу девочку, — ответила Вера.

Павел обнял жену. Он принял диагноз дочери спокойно — для него Настя всегда была самым дорогим человеком, независимо от особенностей.

Но не все родственники отнеслись к новости с пониманием.

— Что значит аутизм? — громко спросила по телефону мать Павла, Галина Ивановна. — Это что, психическое заболевание?

— Это особенность развития, — терпеливо объяснила Вера. — Настя просто по-другому воспринимает мир.

— По-другому? Она что, ненормальная?

— Не говорите так, — попросила Вера. — Настя всё слышит и понимает.

— А что тут понимать? Ребёнок больной, это же очевидно.

Вера положила трубку, чувствуя, как сжимается сердце. Рядом стояла Настя и своими огромными глазами смотрела на мать.

— Мама, я больная? — тихо спросила девочка.

— Нет, солнышко. Ты особенная. И это прекрасно.

Настя кивнула и вернулась к своим рисункам. Но Вера видела — слова бабушки задели её.

Через неделю приехала сестра Веры, Оксана, с дочкой-ровесницей Насти.

— Вер, ну что это за ерунда с аутизмом? — сказала она сразу с порога. — Настя просто застенчивая. Все дети разные.

— Это не застенчивость, Оксан. У неё действительно особенности.

— Какие особенности? Вон Ника тоже тихая была в её возрасте, а сейчас не заткнёшь.

Дочка Оксаны действительно была очень общительным ребёнком. Она сразу побежала к Насте, пытаясь вовлечь её в игру.

— Настя, давай в куклы играть! — громко предложила Ника.

Настя отодвинулась в угол, сжимая свою любимую книжку.

— Она не хочет играть, — заметила Оксана. — Настя, не капризничай, иди к Нике.

— Она не капризничает, — мягко сказала Вера. — Ей нужно время, чтобы привыкнуть.

— Ерунда. Ей нужна дисциплина. Настя, немедленно иди играй с сестрой!

Настя съёжилась ещё больше и начала раскачиваться — это была её реакция на стресс.

— Оксана, пожалуйста, не повышай голос, — попросила Вера.

— Не повышаю. Просто объясняю ребёнку, как себя вести. Или ты будешь потакать её капризам всю жизнь?

— Это не капризы!

— А что тогда? Она просто не такая, как другие дети, и нечего это скрывать, — резко сказала Оксана. — Но это не значит, что можно всё ей разрешать.

Вера почувствовала, как закипает внутри. Настя же начала тихо плакать, всё ещё раскачиваясь.

— Всё, хватит, — твёрдо сказала Вера. — Оксана, или ты начинаешь относиться к моей дочери с уважением, или уходишь.

— Что? — удивилась сестра. — Ты меня выгоняешь?

— Я защищаю своего ребёнка от твоего невежества.

— Какого невежества? Я же хочу помочь!

— Помочь? Ты довела Настю до слёз своими требованиями «быть нормальной». Это помощь?

Оксана посмотрела на рыдающую племянницу и немного смутилась.

— Я просто думала...

— Ты не думала. Ты решила, что можешь «исправить» моего ребёнка своими криками.

— Но ведь её же нужно приучать к общению...

— Приучать нужно постепенно, с пониманием, с любовью. А не силой.

Оксана собрала вещи и уехала, обиженно бормоча что-то о «избалованных детях».

Вера подошла к Насте и осторожно обняла её. Девочка не отстранилась — с мамой ей было спокойно.

— Прости, солнышко. Я не должна была позволить тёте так с тобой разговаривать.

— Мама, почему все хотят, чтобы я была другой? — прошептала Настя.

— Потому что люди боятся того, чего не понимают. Но ты не должна быть другой. Ты должна быть собой.

С тех пор Вера стала жёстко ограждать дочь от токсичных родственников. Когда Галина Ивановна приезжала в гости и начинала «воспитывать» внучку, Вера сразу пресекала это.

— Настя, ну почему ты так странно себя ведёшь? — спрашивала свекровь. — Другие дети как дети, а ты...

— Галина Ивановна, — перебивала Вера, — либо вы принимаете Настю такой, какая она есть, либо общение прекращается.

— Но я же бабушка!

— Бабушки любят внуков безусловно. А вы пытаетесь её переделать.

Постепенно Вера сформировала вокруг Насти защитный круг из понимающих людей. Психолог, который работал с девочкой, учителя в специальной школе, где к особенным детям относились с пониманием, несколько семей с такими же детьми.

— Мама, а я правда особенная? — спросила как-то Настя.

— Да, солнышко. И знаешь что? Это твоя сила.

— Как это сила?

— Ты видишь мир по-своему. Ты замечаешь то, что другие не видят. Ты умеешь сосредотачиваться на том, что тебе интересно. Это дары.

Настя задумалась.

— А почему тогда тётя Оксана и бабушка Галя говорят, что это плохо?

— Потому что они не понимают. Но их непонимание — это их проблема, не твоя.

Через два года Настя пошла в коррекционную школу, где к ней относились с пониманием. Она начала потихоньку раскрываться, нашла друзей среди таких же особенных детей.

Галина Ивановна продолжала критиковать внучку, но теперь Вера просто не позволяла им общаться наедине.

— Ты лишаешь меня внучки, — жаловалась свекровь.

— Я лишаю свою дочь негативного воздействия, — отвечала Вера. — Если хотите общаться с Настей, научитесь её принимать.

— Но она же не развивается!

— Развивается. По своему пути. И показывает отличные результаты.

Действительно, Настя оказалась талантливой художницей. Её рисунки были необычными, глубокими, не похожими на детские работы. Учителя говорили, что у неё огромный потенциал.

— Видишь, — сказала Вера дочери, показывая её рисунки на школьной выставке, — ты создаёшь красоту. Это могут не все.

Настя улыбнулась — редко, но искренне.

— Мама, спасибо, что ты не хочешь меня изменить.

— Никогда, солнышко. Ты прекрасна именно такая, какая есть.

Годы спустя, когда Настя стала известной художницей, Галина Ивановна стала гордиться внучкой. Но Вера помнила те времена, когда бабушка хотела «исправить» ребёнка.

— Знаешь, — сказала она Насте, которой уже исполнилось двадцать, — самое важное, что я поняла: родители должны защищать своих детей даже от собственной семьи, если эта семья не принимает ребёнка.

— Ты меня всегда защищала, — ответила Настя. — И благодаря этому я выросла с пониманием своей ценности.

Вера обняла дочь. Она не жалела ни о чём. Даже о том, что пришлось ограничить общение с родственниками. Потому что любовь к ребёнку должна быть сильнее страха осуждения. И принятие должно быть безусловным.

Спасибо вам за активность! Поддержите канал лайком и подписывайтесь, впереди еще много захватывающих рассказов. 

Если вам понравилась эта история, вам точно будут интересны и другие: