Вообще городищем принято считать археологический памятник представляющий собой укреплённое поселение, обнесённое земляными валами и охватывающие огромную историческую эпоху от бронзового века до средних веков.
В древности территорию современной Москвы населяли племена Дьяковской культуры, существовавшие с VII века до н. э. – до V века н. э. Дьяковские племена заселяли обширную территорию, включая современные Московскую, Ивановскую, Ярославскую, Костромскую, Вологодскую, Владимирскую и Тверскую области. На юго-востоке дьяковские племена соседствовали с носителями городецкой культуры, граница проходила по Оке, на юго-западе – с мощинской.
Такое наименование культура получила по городищу у села Дьяково в Коломенском. Дьяковцы строили свои селения на высоких берегах, в основном, на местах впадения двух рек, чтобы обезопасить себя с обеих сторон, укрепляли селения валами со рвом между ними, частоколом, иногда бревенчатыми «жилыми» стенами, служившими, также, хозяйственными постройками.
В городище проживал род, состоящий из больших семей, около 100 человек. Люди занимались скотоводством и охотой. Скот был родовой собственностью и признаком богатства. Жилищами сначала служили круглые полуземлянки с очагом в центре, потом они сменились длинными домами, а затем, небольшими квадратными постройками из брёвен на опорных столбах.
Усопших в те времена кремировали и хоронили в «домиках мёртвых» – это небольшие полуземлянки, стоящие вдали от городищ, с прахом умерших, погребальным инвентарём и «шумящими подвесками». На месте городищ найдена лепная «текстильная» керамика, орудия из кости, глиняные грузики и таблички с точечным узором, изделия из бронзы и, в дальнейшем, железа, также римские бусины и скифские украшения. К V веку дьяковская культура приходит в упадок, затем полностью исчезает.
Изучение ее оставляет много вопросов, большинство данных говорит о том, что дьяковская культура объединяет финно-угорскую, балтскую и славянскую культуры.
А вот самые уникальные городища дьяковцев на территории современной Москвы:
Московский кремль (Боровицкий холм) – Ведьмина гора
Поселение «Москва» появилось на Боровицком холме задолго до 1147-го года, это было древнее укреплённое поселение дьяковской культуры, находилось оно на месте современной Соборной площади, и было защищено двумя оврагами. Проживало в нём около 200 человек, основными занятиями были земледелие, скотоводство и металлургия. Скорее всего, уже тогда это поселение носило название «Москва», хотя существует огромное множество версий, но точных научных данных на сегодняшний день нет.
Боровицкий холм получил своё название от дремучего соснового бора, располагавшегося на этом месте в то время, бор защищал дьяковцев от вторжения чужаков, отсюда пошли слова «оборона», забор», «борец». Позже, с приходом славянских племён, это место, по всей видимости, служило святилищем и с принятием христианства, его стали звать Ведьминой горой. Из школьных учебников мы помним, что Юрий Долгорукий убил боярина Кучко, владевшего этими землями, и воздвиг в 1147 году на этом месте крепость, с этого события и начинается история современной Москвы.
Дьяково городище (Коломенское) – Чёртово городище
Название всей Дьяковской культуре дало городище в Коломенском. Но местные жители прозвали его «Чёртовым городищем». Расположено оно на правом берегу Москвы-реки, между Голосовым (Волосовым) оврагом и руслом реки, место это считается мистическим и таинственным. Например, в полицейских документах XIX века отмечены случаи загадочного исчезновения людей, в 1810-м году двое крестьян решили пойти через Голосов овраг и попали в туман, вернувшись в деревню, они обнаружили своих родных на 20 лет постаревшими, а на дворе был 1831-й год. Полиция провела в Голосовом овраге расследование, в результате которого, один человек зашёл в туман и не вернулся. Это происшествие описано в «Московских ведомостях» от 9.07. 1832-го года. А летописи XVII века упоминают исчезновение целого войска татар, пытавшихся захватить Москву в 1571-м, они решили укрыться в Голосовом овраге, и проведя в тумане несколько минут, вышли через 50 лет…
Дьяково городище было открыто З. Я. Ходоковским в 1818-м году, раскопки его начались в 1864-м Д. Я. Самоквасовым и продолжены В. И. Сизовым в 1889-м. На сегодняшний день оно полностью исследовано и является памятником Федерального значения.
Кунцевское городище (Кунцево-Фили) – Проклятое место
В 1838-м году Михаил Воскресенский пишет роман «Проклятое место», а в 1872-м году художник Алексей Саврасов написал картину «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место». На картине изображено древнее городище дьяковской культуры, которое в XVII веке прозвали проклятым местом, якобы, здесь, всего за одну ночь, церковь Покрова Богородицы, принадлежащая Савинскому монастырю, провалилась по самый крест под землю вместе с прихожанами. Говорят, что до сих пор можно услышать звон колокола, если приложить ухо к земле.
«… не даром же оно слывёт проклятое место. На путном народ православный не проваливается, да ещё во время обедни. Говорят, и доселе тут в ночное время иногда слышутся колокола, да голоса поющие…»
(М. Воскресенский «Проклятое место»)
Расположено городище на правом высоком берегу Москвы-реки, с двух сторон окружено огромными оврагами, в начале новой эры оно было огорожено мощными фортификационными сооружениями, состоящими из тройной линии валов, частоколов и рвом глубиной до 5 метров, это самое укреплённое городище дьяковской культуры.
На сегодняшний день, только на территории современной Москвы и Московской области известно полсотни дьяковских городищ, к наиболее изученным относятся Щербинское городище и городище Кузнечики в Подольском районе, Лужнецкая излучина, Нижние Котлы, Сетунь, Капотня, Домодедово, Тушино, Химки и другие, всего, на территории Центральной России их более пятисот.
Понравилась статья? Ставь лайк. Подпишись на канал и жди новые публикации.