Найти в Дзене

Городища древней Москвы (дьяковские) и их легенды

Вообще городищем принято считать археологический памятник представляющий собой укреплённое поселение, обнесённое земляными валами и охватывающие огромную историческую эпоху от бронзового века до средних веков.  В древности территорию современной Москвы населяли племена Дьяковской культуры, существовавшие с VII века до н. э. – до V века н. э. Дьяковские племена заселяли обширную территорию, включая современные Московскую, Ивановскую, Ярославскую, Костромскую, Вологодскую, Владимирскую и Тверскую области. На юго-востоке дьяковские племена соседствовали с носителями городецкой культуры, граница проходила по Оке, на юго-западе – с мощинской. Такое наименование культура получила по городищу у села Дьяково в Коломенском. Дьяковцы строили свои селения на высоких берегах, в основном, на местах впадения двух рек, чтобы обезопасить себя с обеих сторон, укрепляли селения валами со рвом между ними, частоколом, иногда бревенчатыми «жилыми» стенами, служившими, также, хозяйственными постройками.  В
Оглавление

Вообще городищем принято считать археологический памятник представляющий собой укреплённое поселение, обнесённое земляными валами и охватывающие огромную историческую эпоху от бронзового века до средних веков. 

В древности территорию современной Москвы населяли племена Дьяковской культуры, существовавшие с VII века до н. э. – до V века н. э. Дьяковские племена заселяли обширную территорию, включая современные Московскую, Ивановскую, Ярославскую, Костромскую, Вологодскую, Владимирскую и Тверскую области. На юго-востоке дьяковские племена соседствовали с носителями городецкой культуры, граница проходила по Оке, на юго-западе – с мощинской.

Городище у села Дьяково в Коломенском
Городище у села Дьяково в Коломенском

Такое наименование культура получила по городищу у села Дьяково в Коломенском. Дьяковцы строили свои селения на высоких берегах, в основном, на местах впадения двух рек, чтобы обезопасить себя с обеих сторон, укрепляли селения валами со рвом между ними, частоколом, иногда бревенчатыми «жилыми» стенами, служившими, также, хозяйственными постройками. 

В городище проживал род, состоящий из больших семей, около 100 человек. Люди занимались скотоводством и охотой. Скот был родовой собственностью и признаком богатства. Жилищами сначала служили круглые полуземлянки с очагом в центре, потом они сменились длинными домами, а затем, небольшими квадратными постройками из брёвен на опорных столбах. 

Усопших в те времена кремировали и хоронили в «домиках мёртвых» – это небольшие полуземлянки, стоящие вдали от городищ, с прахом умерших, погребальным инвентарём и «шумящими подвесками». На месте городищ найдена лепная «текстильная» керамика, орудия из кости, глиняные грузики и таблички с точечным узором, изделия из бронзы и, в дальнейшем, железа, также римские бусины и скифские украшения. К V веку дьяковская культура приходит в упадок, затем полностью исчезает. 

Изучение ее оставляет много вопросов, большинство данных говорит о том, что дьяковская культура объединяет финно-угорскую, балтскую и славянскую культуры.

А вот самые уникальные городища дьяковцев на территории современной Москвы: 

Московский кремль (Боровицкий холм) – Ведьмина гора 

Поселение «Москва» появилось на Боровицком холме задолго до 1147-го года, это было древнее укреплённое поселение дьяковской культуры, находилось оно на месте современной Соборной площади, и было защищено двумя оврагами. Проживало в нём около 200 человек, основными занятиями были земледелие, скотоводство и металлургия. Скорее всего, уже тогда это поселение носило название «Москва», хотя существует огромное множество версий, но точных научных данных на сегодняшний день нет. 

Вид в Кремле у Тайницкой башни
Вид в Кремле у Тайницкой башни

Боровицкий холм получил своё название от дремучего соснового бора, располагавшегося на этом месте в то время, бор защищал дьяковцев от вторжения чужаков, отсюда пошли слова «оборона», забор», «борец». Позже, с приходом славянских племён, это место, по всей видимости, служило святилищем и с принятием христианства, его стали звать Ведьминой горой. Из школьных учебников мы помним, что Юрий Долгорукий убил боярина Кучко, владевшего этими землями, и воздвиг в 1147 году на этом месте крепость, с этого события и начинается история современной Москвы. 

Дьяково городище (Коломенское) – Чёртово городище 

Название всей Дьяковской культуре дало городище в Коломенском. Но местные жители прозвали его «Чёртовым городищем». Расположено оно на правом берегу Москвы-реки, между Голосовым (Волосовым) оврагом и руслом реки, место это считается мистическим и таинственным. Например, в полицейских документах XIX века отмечены случаи загадочного исчезновения людей, в 1810-м году двое крестьян решили пойти через Голосов овраг и попали в туман, вернувшись в деревню, они обнаружили своих родных на 20 лет постаревшими, а на дворе был 1831-й год. Полиция провела в Голосовом овраге расследование, в результате которого, один человек зашёл в туман и не вернулся. Это происшествие описано в «Московских ведомостях» от 9.07. 1832-го года. А летописи XVII века упоминают исчезновение целого войска татар, пытавшихся захватить Москву в 1571-м, они решили укрыться в Голосовом овраге, и проведя в тумане несколько минут, вышли через 50 лет… 

Дьяково городище было открыто З. Я. Ходоковским в 1818-м году, раскопки его начались в 1864-м Д. Я. Самоквасовым и продолжены В. И. Сизовым в 1889-м. На сегодняшний день оно полностью исследовано и является памятником Федерального значения. 

Кунцевское городище (Кунцево-Фили) – Проклятое место 

В 1838-м году Михаил Воскресенский пишет роман «Проклятое место», а в 1872-м году художник Алексей Саврасов написал картину «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место». На картине изображено древнее городище дьяковской культуры, которое в XVII веке прозвали проклятым местом, якобы, здесь, всего за одну ночь, церковь Покрова Богородицы, принадлежащая Савинскому монастырю, провалилась по самый крест под землю вместе с прихожанами. Говорят, что до сих пор можно услышать звон колокола, если приложить ухо к земле. 

«… не даром же оно слывёт проклятое место. На путном народ православный не проваливается, да ещё во время обедни. Говорят, и доселе тут в ночное время иногда слышутся колокола, да голоса поющие…»

(М. Воскресенский «Проклятое место») 

Расположено городище на правом высоком берегу Москвы-реки, с двух сторон окружено огромными оврагами, в начале новой эры оно было огорожено мощными фортификационными сооружениями, состоящими из тройной линии валов, частоколов и рвом глубиной до 5 метров, это самое укреплённое городище дьяковской культуры. 

На сегодняшний день, только на территории современной Москвы и Московской области известно полсотни дьяковских городищ, к наиболее изученным относятся Щербинское городище и городище Кузнечики в Подольском районе, Лужнецкая излучина, Нижние Котлы, Сетунь, Капотня, Домодедово, Тушино, Химки и другие, всего, на территории Центральной России их более пятисот.

Понравилась статья? Ставь лайк. Подпишись на канал и жди новые публикации.

Аннушка Путешественница | Дзен