"Или крестик, или исподнее" - сия дилемма, думаю, неумолимо возникала перед героями сегодняшней истории.
Думаю, многим известна трагическая история первой жены Петра I, Евдокии Лопухиной, и ее любви к офицеру Степану Глебову, коего царь жестоким образом казнил в марте 1718 года.
Но помимо посаженного на кол прелюбодея Глебова, и колесованного бывшего царского фаворита Кикина - в тот день с жизнью расстался еще один занятный персонаж. Ростовский епископ Досифей (Глебов), однофамилец царицыного полюбовника.
Так уж случилось, что Евдокию из царских теремов отправили с глаз долой - в Суздаль. Как утверждали власти - там Евдокия была пострижена в монахини и жила смиренно и праведно... покуда в ее жизни не появился злой гений, Досифей, настоятель соседнего монастыря.
Простое человеческое любопытство и сочувствие к опальной царице - таковы были мотивы самого священнослужителя (по его же словам).
Но Досифей в юности служил у Лопухиных, то есть его с Евдокией вдобавок связывало давнее знакомство.
В чем же криминал, Евдокии же не было запрещено общаться с родственниками и знакомыми?
Дело в том, что Досифей в определенных кругах имел славу святого провидца. Он видел вещие сны и видения, и тем самым предсказывал будущее.
Сошедшись с Евдокией (в монашестве Еленой), Досифей предсказал ей следующее:
он от святых слышал гласы от образов, что нынешнего году, в котором ей сказывал, будет царицею по прежнему
Как же это... Лапушка призовет в царицы, а я тут в монашеском сижу? - резонно рассудила Евдокия.
Скинула рясу, облачилась в светское - и "стала жить мирянкой".
Прошел год с момента первого пророчества. Царь о Евдокии не вспоминал. Опальная царица начала что-то подозревать.
«Для чего де не сделалося?», Досифей нашелся с ответом: «За грехи де отца твоего». «И она де ему веливала о грехах отцовых молитися и за то де ему денег много давывала». Досифей сказывал, что он его (отца царицы) видел уже из ада выпущенного до пояса, а в другой год, то ж чиня, сказывал, что только по колени во аде. И такие де обманные слова сначала и до сего дня ей, бывшей царице, сказывал и во многих письмах писал».
Тем временем возврат к мирской жизни принес Евдокии новые соблазны - и именно в этот момент в Суздале, выполняя приказ о поиске рекрутов, появился Степан Глебов. Как и все более-менее значимые персоны, появлявшиеся в городе - он не преминул почтить визитом мать наследника.
И тут - искра, буря, безумие!
Блудная связь Евдокии и Степана Глебова длилась около двух лет. Царица давала возлюбленному деньги, в разлуке писала (вернее, писала ее служительница Каптелина) страстные письма. Которые тщеславный Глебов, к несчастью, сохранил.
Что характерно, Досифей об этой связи знал и потворствовал ей. Служительницы показали, что они (Евдокия, Глебов и Досифей) втроем частенько ужинали в келье Евдокии.
В то же самое время по велению Досифея Евдокия поминалась в числе других членов царской семьи как царица, а вот Екатерина Алексеевна, вторая жена Петра и та, которую царь сам считал царицей, не поминалась вовсе.
И вот где логика? О чем вообще думал Досифей?
Если Евдокия - монахиня, то ее блудное дело - грех и преступление по церковным законам, кои он обязан блюсти.
Если же Евдокия мирянка и действующая царица, то ее блудное дело - это государственная измена. Которой верноподданный тоже не должен потворствовать.
Понятно, что такая ригидность в оценках, возможно, была присуща царю Петру, но не к лицу нам, диванным критикам.
Всех же можно понять, не так ли? Молодую женщину, насильно запертую в монастыре. Мужчину - которому выпал такой ШАНС.
Да и Досифея понять можно... К чему строгость к и так обиженным судьбой? Сострадание надо проявлять. Понимание.
Но не так прост и человеколюбив был епископ, как кажется на первый взгляд.
Не складывать яйца в одну корзину - рабочий принцип для тех, кто жил в эпоху перемен.
Заручившись благодарностью Евдокии и тем самым укрепив свое будущее (после воцарения Алексея), Досифей решил, что и о настоящем подумать неплохо. Тем более, что и будущее могло быть туманно - кому этого не знать, как провидцу.
Зверь на ловца прибежал сам. В те времена Петр Алексеевич начал активную борьбу с коррупцией - и тучи сгустились над головой некогда всесильного царского фаворита, Александра Данилович Меншикова.
От переживаний за свою шкуру Данилыч исхудал, заболел и вообще изводился так, что его супруга Дарья не могла более на это смотреть. Она знала о существовании "провидца Досифея" и предложила мужу обратиться к нему. Все лучше, чем неизвестность.
Видимо, Меншикова в тот момент припекло по-настоящему, и он согласился.
Вопрос был в следующем - Когда все это (уголовные дела) кончится, и с каким исходом?
Досифей был рад дать свое пророчество - что все у светлейего князя закончится хорошо.
Меншиков так воодушевился благими вестями - что с этих пор карьера Досифея резко пошла в гору, и он из настоятеля монастыря стал епископом Ростовским.
С "еретиком Алексашкой", верным слугой царя-антихриста, они продолжали поддерживать самые теплые отношения, и именно епископ Досифей освятил домовый храм Меншикова в Москве, печально известную Меншикову башню.
Меншиков настолько был уверен в искренности и святости епископа, что сделал то, на что мало кто решался во времена процесса царевича Алексея: вступился за арестованного.
Вот что он пишет Екатерине
И известился я, что ростовский епископ взят за караул, которого не ведая вины, не могу Вашему величеству за него предстательствовать, однакож, зная то, что оной всегда до сего случая непрестанно приносил Вышнему за здравие Ваших величеств и дражайших детей ваших, как государя царевича, так и царевен государынь, дненощные молитвы, того для, ежели оной, паче чаяния моего, явитца в какой малой вине, прошу Ваше величество, всемилостивейшую нашу государыню мать, явить к нему всякое возможное призрение с природным матерним заступлением.
Петр, который из своего окружения,похоже, был наименее дремучим, да и не имел обыкновения доверять чьим-то дненощным молитвам, отвечал Меншикову из Москвы с нескрываемым сарказмом
При сем посылаю манифест, которой здес публикован, чаю вам не без удивления будет о сестре моей и о мнимом святом.
Досифея, с которого сняли сан, по результатам "суздальского дела" приговорили к жестокой казни - колесованию.
Интересно, что всю эту трагичную (но в чем-то смешную) историю Петр не стал заметать под ковер - напротив, вопил на всех углах - Полюбуйтесь мол, люди добрые, какие у меня рога ветвистые!
По мотивам дела был опубликован официальный Манифест, к которому царь не постеснялся даже приложить письма Евдокии к любовнику - сия бумага активно распространялась среди дипломатического корпуса, да и все остальные граждане могли купить интимную переписку бывшей царицы за небольшие деньги, в любом газетном киоске.
PS. Кстати говоря, много где видела утверждения, что в отличии от царя, Глебов вел себя как джентльмен, и даже под пытками не признавался в связи с Евдокией.
Это разумеется, романтическая неправда. Глебов сразу признался в блудной связи. Да и странно было бы отпираться, учитывая что при нем были найдены письма дамы, да и сама она написала чистосердечное признание. В чем отпирался Глебов - это в соучастии в деле побега царевича Алексея, к чему он действительно не имел никакого отношения.