У наших сериалоделов, кажется, случилось очередное обострение. Едва мы пережили Екатерино-манию, телеэфиры захватывает Петро-вирус. И в ближайшее время выходит несколько проектов, посвященных Петру I.
Одно расстраивает - пролистав список актеров в ролях, к сожалению, опять не увидела в нем такого персонажа как Дарья Михайловна Арсеньева, супруга А. Д. Меншикова.
А это значит, что
Во-первых, сценаристы не в состоянии придумать ничего нового, кроме повторения сюжетных линий романа А. Н. Толстого. И вечно быть Алексашке пятым колесом в семейной телеге Петра.
Во-вторых, кмк уже даже самые отсталые слои кинодеятелей сообразили, что целевая аудитория исторических сериалов - женщины. А за кого в истории Петра I по-женски топить? За Евдокию? Монсиху? Марту Скавронскую? Марию Гамильтон? Софью? Если ими проникнуться... то, пожалуй, не проникнешься Петром.
А вот княгиня Меншикова - идеальный персонаж. На 100% продукт петровских реформ и того, как круто они изменили жизнь теремного бабьего племени.
Ранее уже была статья про находчивую боярышню Арсеньеву, которая выбрала из петрова курятника самого крупного павлина (Алексашку) - и свила с ним свое собственное гнездо.
Но хотелось бы подробнее осветить семейную жизнь Дарьи Михайловны и Александра Данилыча.
К венцу царь-батюшка тянул свободолюбивого минхерца разве что не волоком. Однако, как выражаются историки, свершил тем самым высоконравственное дело.
Не только тем, что пресек многолетнее блудное сожительство безродного фаворита с девушкой из приличной семьи. Но и тем, что обеспечил главному сподвижнику крепкие тылы. Как говорится, обихоженный, хорошо накормленный работник -> выполнение плана. Выполнение плана -> счастливый царь.
Петр так и пишет Дарье
Откормите Данилыча, чтоб я не так его паки видел
Но не только пищей земной, как говорится.
И тут Дарья Михайловна оказалась на высоте. Чем она могла сразить наповал мужа-кавалериста? А тем что (кажется, первой из русских придворных дам) стала ездить верхом. Даже "гарцевать" - если верить летописцем.
И гарцевала госпожа Меншикова не в каком-нибудь КСК в Подмосковье, а в более неспокойных краях.
Потому что в качестве свадебного путешествия, не имеющий отпусков и выходных Александр Данилыч мог предложить только военный поход. И Дарья, подумав - согласилась. С милым рай и в обозной телеге!
Меншикова несколько извиняет то, что это был хотя бы заграничный поход. Российские войска отправились в Польшу - спасать шкуру союзника, Августа Сильного.
И надо сказать, жена в походе - это не только приятно, но и полезно.
-Светлейшая княгиня просто ЖАЖДЕТ познакомиться с женами польских магнатов - так позиционировала Дарью в Польше российская дипломатия. А подкупить польских магнатов через тщеславных жен - план надежный как швейцарские часы.
- генеральша, находясь в обозе, может лучше наладить материальное снабжение и откармливание благоверного, чем какой-нибудь денщик или адьютант.
"Извольте к нам прислать немедленно две телеги с потребными нам запасами, а больше прикажите отпустить хлебов, понеже здесь есть в том вящая нужда"
По возвращению из Польши Дарья не отправилась на Москву. Может, походная романтика понравилась. А может, княгиня была просто ревнива. И павлиний хвост благоверного нуждался в прореживании.
" Князь его милость сегодня приехал к нам без княгини - погулять. Стал у фельдмаршала, сегодня будет обедать у Гаврилы Ивановича, а завтра у меня." Шафиров из ставки Шереметева.
Но имелась, конечно, и иная причина. Дарья просто боялась за мужа.
Потому что как только звучало "воистину во мне не сумневайтесь, в баталии не буду" - следом обязательно шли вести о ранениях, убитых под Данилычем лошадях и прочие малоприятные новости.
Неприятель прежде нашего приходу сюда не в дальнем был расстоянии, и как мы сюда пришли, неприятель паки назад поворотился. И так мы здесь, слава Богу, безопасны. Анна Даниловна! Варвара Михайловна! Унимайте того, кто трусит, чтобы больше не трусила.
Да и в принципе... Северная война шла уже много лет. Ежели сиднем сидеть на Москве, то так вся жизнь могла пройти вдали от любимых.
Перемещавшиеся вслед за армией Дарья и составлявшие ей компанию сестры(ее сестра Варвара и сестра Меншикова Анна) в 1707-1709 вели кочевую жизнь и обретались то в Минске, то в Смоленске, то в Харькове.
Меншиков писал жене каждый день и слал подарки для улучшения настроения. Собачку, трофейных коней, шапку, перстень...
Иногда правда дарил живой товар - арапа, чтобы "женить на арапке". Или вообще двух пленных шляхтенок.
"Одна маленькая, может вам за попугая быть, такая словесница, какой еще из младенцев мало видел, и может вас больше увеселить нежели попугай. И пока своих Бог даст, что дай Боже счастливо дождаться, то по то время сею забавляйтесь"
Свой ребенок появился у Меншиковых в феврале 1709 года в Белгороде, куда Дарья на последнем месяце беременности, вырываясь из рук родственниц, прибыла для встречи с супругом. Царь Петр с Екатериной тоже подъехали, и вся "кумпания" изрядно погуляла на крестинах.
Младенца царь нарек экзотическим именем Лука-Петр (в честь святого Луки, в день которого состоялась битва при Калише, ну и в честь святого Петра, разумеется). Не знаю, какое предполагалось потом отчество... Лукич? Петрович? Лукапетрович?
Петр Алексеич объявил, что жалует крестнику деревню в 100 дворов. Меншиков во всей России такой редкости не сыскал, нашел почти такую же, но в 150 дворов. Царь подтвердил.
В нелегком фаворитском труде была задействована вся меншиковская семья, и когда Петр уже направился под Полтаву, в Харькове его должна была встречать княгиня с трофейной шведской пушкой и младенцем, обернутым трофейным же шведским знаменем. (все это Дарье заблаговременно отправил супруг. Как говорится, в каждой семье свой вкус на подарки)
Думаю, государь от увиденной милоты расстрогался.
Еще больше игрушек пушек и знамен удалось захватить в самой Полтавской баталии и после, под Переволочной.
Шведов всех живьем в полон побрали, меж которыми генерал Левенгаупт, генерал-майор Крейц, пушки и амуницию также взяли, также своих пленных всех выручили
Пишет Меншиков жене.
Та отвечала, и как!
Он получил письмо, при котором приложена была звезда за Полтавское сражение и супружескую любовь, с подписью "За любовь и отечество"
Этот девиз потом украдет царская чета. Именно он сопровождает учрежденный царицей Екатериной I орден Святой Екатерины.
Но конечно же, Дарье Михайловне был пожалован этот орден. И конечно же, его отняли во время опалы.
Перемещения вдоль линии фронта из рассказа могут показаться веселой прогулкой. Но нет. Все это было очень опасно, не очень комфортабельно, и исключительно волнительно. Однажды Дарью (в сопровождении царевича Алексея) едва не захватили в плен шведы. Данная ситуация повторилась затем и в Померанской кампании, где Дарья также сопровождала мужа. Но эти мелкие неприятности княгиню Меншикову никогда не останавливали.
Так что... вот такую вдохновляющую, счастливую и достаточно скрепную (в отличии от Петровских похождений) историю могли бы рассказать российские сценаристы, если бы им действительно был интересен их предмет.
Но они лучше про меркантильную Анну Монс нам в 100500й раз поведают.