Найти в Дзене
Сеятель

Табель о рангах при Петре I и уровень неравенства при оплате госслужащим

В первой половине этого года у меня выходила серия статей о неравенстве в оплате в различных российских компаниях и сравнение с зарубежными аналогами:

Теперь я решил обратиться к неравенству оплаты государственным служащим и начну со знаменитого Табеля о рангах, который был введен в 1722 году Петром I. В этой таблице все государственный должности, сгруппированные по типам службы (военная, гражданская, придворная) подразделялись на 14 рангов. Классификация на 14 рангов в общем сохранилась до конца Российской империи, 1917 года.

Но при сохранении общей иерархии, неравенство окладов внутри нее, менялось от монарха к монарху.

Эти изменения мы и проследим в новой серии статей.

Начнем с Петра I:

При первом российском императоре Табель о рангах имел следующий вид:

-2
-3
-4
-5

Посмотрим, как возник в России Табель о рангах и каково было неравенство в оплате:

### Почему Пётр I ввёл Табель о рангах?

Причины были системными и продиктованы задачами модернизации страны:

1. Ликвидация местничества: Отмена принципа назначения на должность по знатности рода («породе»). Табель о рангах заменила аристократическое происхождение на личную выслугу и заслуги.

2. Создание профессиональной бюрократии и офицерского корпуса: Для ведения Северной войны и строительства империи нужна была эффективная, дисциплинированная и лояльная государственная машина.

3. Стимулирование службы: Государственная служба стала главным и практически единственным способом получения высокого социального статуса, привилегий и богатства.

4. Контроль над дворянством: Знаменитый принцип, по которому достижение 8-го класса давало потомственное дворянство, работал в обе стороны:

* Снизу: Позволял способным выходцам из низших сословий (разночинцам, gifted крестьянам) выслужить дворянство.

* Сверху: Обязывал знатных, но ленивых потомков старых родов служить, чтобы не потерять свой статус и привилегии.

5. Унификация системы: Создание единой, понятной и централизованной системы чинов для всей империи.

---

### На какие страны опирался Пётр?

Пётр I не копировал одну систему, а взял лучшие, на его взгляд, элементы из нескольких государств, которые считались наиболее эффективными:

* Пруссия (главный образец): Была заимствована строгая иерархия военных и гражданских чинов, построенная на дисциплине и подчинении.

* Дания и Швеция: Оттуда была взята идея единой сквозной шкалы из 14 классов, где продвижение в большей степени зависело от заслуг.

* Что Пётр *не* взял: Он сознательно отказался от моделей Франции (где чины часто покупались) и Англии (с её упором на местное самоуправление).

Итог: Пётр создал гибридную, более милитаризированную модель, адаптированную под суровые российские реалии.

---

### Уровень неравенства в оплате при Петре I

Ключевой особенностью было значительное преимущество военных чинов над гражданскими того же класса. Это отражало военные приоритеты государства.

#### Сравнительная таблица окладов (годовых, в рублях)

-6

Анализ неравенства:

1. Вертикальное неравенство (между чинами):

* Официальное: Разрыв между окладом чиновника 14-го класса и 1-го класса составлял ≈ 1:70.

* Реальное: С учётом натуральных льгот (см. ниже) разрыв в благосостоянии достигал 1:200 и более.

2. Горизонтальное неравенство (между типами службы):

* Военные получали в 1.5 – 3.5 раза больше гражданских чинов того же ранга. Это было фундаментальным правилом, отражавшим статус и риск военной службы.

3. Реальные доходы (главный фактор неравенства):

* Для высших чинов: Основной доход поступал не от жалованья, а от пожалований поместий с крепостными, «столовых денег» (представительских расходов) и единовременных наград. Доход с имений мог в десятки раз превышать оклад.

* Для низших чинов: Оклад был основным, но скудным источником. Он часто задерживался.

Они были вынуждены жить на «кормления» (фактически взятки).

### Итоговый вывод:

Пётр I создал меритократическую по форме, но крайне неравную по сути систему. Он заменил принцип «знатность рода» на принцип «знатность по службе», но колоссальный разрыв в доходах не только сохранился, но и был усилен и законодательно закреплён. Ключевым проявлением этого неравенства стало системное преимущество военных над гражданскими служащими, что делало российскую модель уникальной по сравнению с европейскими аналогами.

Продолжение следует....