Найти в Дзене

Окрестности Москвы, часть 10: хордовая линия Мытищи — Фрязево

Оглавление

Сегодня речь пойдёт о железной дороге, чья история связана с Ярославским направлением, а сама дорога связывает Ярославку с Горьковским-Нижегородским направлением. Это хордовая линия Мытищи — Фрязево. Одна из самых популярных на Мосузле и среди поездов, и среди населённости городков вдоль своей трассы. Но интересное место я знаю лишь 1. Так что обо всём по порядку. Во избежание недоразумений, о некоторых других ходах Ярославского направления тоже скажу пару слов.

Хорда, ставшая таковой не сразу

Это сейчас на хорде полно дальних поездов, но знаете ли вы, что первоначально они должны были ходить по-другому?
Это сейчас на хорде полно дальних поездов, но знаете ли вы, что первоначально они должны были ходить по-другому?

История этой железной дороги начинается ещё в 1894 году в рамках идеи построить железную дорогу из нынешнего Иванова через Бельково в Щёлково. Для выхода её в Москву был построен первый участок будущей хорды — от Мытищ до, собственно, Щёлкова. Но от Иванова линию пробили лишь до Белькова, далее до Фрянова идут лишь насыпи, а затем вообще никаких следов этого плана.

Следующие участки, уже не связанные с этим старым планом, были открыты в 1929 г. Прежде всего, у этого тогда ещё ответвления появилось своё — от Подлипок (полустанок был открыт в 1911 г.) сначала в Ивантеевку, потом во Фрязино. Кроме того, основной ход самого ответвления, будущей хорды, был продлён в Монино, к текстильной фабрике в этом районе. До Великой Отечественной весь основной имевшийся на тот момент участок Монинской ветки — так называли это всё ещё ответвление — успели электрифицировать в 2 очереди: в 1930 г. — от Мытищ (напомню: электричество сюда провели годом ранее) до Щёлкова, в 1934 г. — до станции Томская (ныне — Чкаловская, поначалу в честь большевика, покончившего с собой, когда его Каменев и Зиновьев сдали, в 1937 г., после этого — в честь того самого лётчика, что перелетел из Москвы в Ванкувер через Северный полюс без посадок), а в 1936 г. электрификация всей ветки в её тогдашнем виде была завершена. Электрифицировали на 1,5 кВ, на время осадного положения Москвы электрификация снималась, в 1956 г. её перешили на 3 кВ. В 1948 г. было электрифицировано всё ответвление во Фрязино, также сначала на 1,5 кВ, потом на 3. Но 2-го пути фрязинцы так и не увидят. То ответвление и по сей день 1-путное.

Наконец, уже после войны, в начале 1970-х гг., решаются на превращение прежде тупикового ответвления в хорду, соединяющую Ярославское направление с Горьковским, а то, говорят, участок от Курского вокзала на восток забит сворой поездов… В 1972 г. был построен завершающий участок хорды, от Монина до Фрязева, электрифицированный сразу, но вплоть до 2002 г. он был однопутным, как до окончания хорды однопутным был участок до Монина. Именно этот участок сделал хорду довольно загруженной, а станцию Фрязево, по которой поезда с Ярославского вокзала и попадают на основной ход Горьковского направления (Фрязево стоит на его главном ходу) — одной из самых напряжённых на Мосузле. Впрочем, там есть ещё одно ответвление, уже чисто "горьковское", но о нём в другой раз.

Почему эта хорда такая людная?

Строго говоря, всю "кассу" пригородным поездам хорды составляют всего 3 остановки: Подлипки-Дачные, Болшево и Воронок. При этом жители именно этих 3 остановок пытаются перетянуть всё "одеяло" с главного хода на свою хорду, аргументируя это именно "исторически большей загрузкой поездов в Болшево, чем на главному ходу". Хотя Королёв, в прошлом — Калининград, стал городом только в 1938 г. (но, справедливости ради, сюда удобно выходит Ярославское шоссе, это как раз граница Мытищ и Королёва), Щёлково — с 1925 г., пусть там и была текстильная промышленность, позволившая сюда провести дорогу, изначально должную было идти в Иваново-Вознесенск (впоследствии, да, уже после революции его название упростили до Иванова). При этом Сергиев Посад и Александров с точки зрения туристического потенциала куда сильнее развиты, да и других локаций на главном ходу тоже хватает, тогда как на хорде…

Дело в нагрузках в утренний пик и в развитии обоих городов. В Королёве, как известно, ходится центр управления полётами Роскосмоса. Здесь же достаточно много локаций, так или иначе имеющих отношение к космической тематике, во главе с РКК "Энергия", главным предприятием нашей космической отрасли. Ну и здесь же, а также в Щёлкове очень многие выезжают на работу в Москву и обратно. Вот не просто так я сказал, что много кассы тут делает платформа Воронок, а не станция Щёлково: именно Воронок очутился поближе к новоявленным жилым массивам, появившимся тут в последние годы (да, я о тех самых "человейниках").

Как тут ходят поезда?

Так как хорда начиналась как ответвление Ярославского направления, то и обслуживают пригородные перевозки здесь лишь поезда депо Москва-2 при Ярославском вокзале (построенном, к слову, специально для электричек в своё время, на заре электрификации) и только туда. Пригородные поезда следуют не далее Фрязева. Хотя для отрезка от Монина на юг и с Курского вокзала посылать поезда не будет безумием — путевое развитие станции Фрязево это позволяет. Возможные конечные до Горьковского хода (перечисляю с юго-востока на северо-запад): Монино, Щёлково, Болшево.

Есть и ответвление на Фрязино, но оно однопутное и по сей день, развития вроде бы пока не предвидится. И у станции Болшево для этого ответвления есть своя платформа, стоящая отдельно от хорды — поэтому оно фактически идёт от Подлипок-Дачных.

Экспрессы есть и на хорде, и на ответвлении на Фрязино. Последнее проходится до конца. А вот с главным ходом веселее. Экспрессы идут не далее Монина, не до Фрязева. Железно поезда остановятся на Ростокине (там и МЦК), Лосиноостровской, Мытищах, Болшеве (для части поездов это конечная), Загорянской, Воронке, Чкаловской и Бахчиванджи. Некоторые останавливаются и на Подлипках.

Одно время существовали электрички, следовавшие с Ярославского вокзала по хорде то в Электрогорск (это одно из ответвлений Горьковского направления, начинается от Павловского Посада), то в Крутое (это в границах станции Орехово-Зуево, уже главный ход). Но, видимо, не прижились. Не из-за того ли, что Ярославское направление не имеет пересадок на метро до вокзала?…

Центральный музей ВВС

Это единственная интересная локация на хорде для туристов. Да, масштабная, но главный ход этим не крыть.
Это единственная интересная локация на хорде для туристов. Да, масштабная, но главный ход этим не крыть.

Единственная сколь-либо крупная туристическая локация на всей хордовой линии находится в Монине, причём ближе к Горьковскому шоссе, чем к хорде. Да, один из крупнейших в Европе музеев авиации, посвящённый тематике, собственно, военно-воздушных сил. Здесь действительно собраны представители самых разных поколений военных самолётов и не только. Но вряд ли он способен закрыть собой Александров или даже Сергиев Посад, вошедший в канон Золотого кольца.

Сам музей, к слову, возник благодаря тому, что тут была смешанная дивизия советских ВВС со своим аэродромом, но длина ВПП тут составляла лишь 1300 м, и к 1956 г. новые перспективные виды авиатехники уже не испытать здесь. Потому дивизию и расформировали, а её место занял новый музей авиации, созданный в 1958 г., а открыт он был 2 года спустя.

В нынешнее время музей состоит из открытой площадки и 2 ангаров. Один из залов даже предлагает посмотреть на формы пилотов! А аэродром позволяет время от времени проводить здесь авиашоу! Даже сделали авиатренажёр — можно попробовать себя в роли пилота совместно с инструктором.

От станции сюда идти неплохо, но прямо — по улице Маршала Красовского на юг, так попадёте в музей. Есть и автобус, но он следует в музей по параллельной Авиационной улице.

P. S.

Я обещал рассказать пару слов о паре других ответвлений Ярославского направления в черте области.

Так вот, в 1956 г. было проложено ответвление от станции Софрино в городок Красноармейск. Это ответвление однопутное, да и электрифицировано оно было лишь в 1994 г., уже в новой России. Там ничего интересного нет. Само ответвление некогда было узкоколейным, открытым в 1896 г. и шедшим только до Фёдоровского, в Красноармейск его продлили уже на широкой колее.

А вот про некогда существовавшее ответвление в Пирогово поговорим чуть подробнее. Оно возникло ещё в 1930 г., электрифицировано в 1961 г. на 3 кВ. И его значение для москвичей, особенно в момент электрификации дороги, было весомым — дело в том, что оно вело на базы отдыха на Клязьминском водохранилище, их как раз массово строили в начале 1960-х гг. За счёт близости этих баз отдыха (там даже тогдашние административные районы Москвы имели свои зоны на водохранилище!) сюда ездило достаточно много горожан — то была зона отдыха "выходного дня". Тем не менее, на волне распада СССР пошла массовая автомобилизация — увы, "квартира — машина — дача" оставались ещё в памяти, хотя для меня автомобиль пока выглядит несколько непрактичной обузой (на нём не удастся спланировать дальний выезд, он окажется дольше по времени и сложнее, чем поездка на поезде или тем более перелёт), — и пассажиропоток резко сдал. Да, на волне заторов можно было бы сохранить поезд, ведь железная дорога от трафика на дорогах шоссейных не зависит. Но, увы, пошли по наименьшему и потаканию моде: частоту работы поездов постепенно урезали, пока наконец в 1997 г. пассажирское движение не было остановлено вовсе, а в 2000 г. вся линия не была демонтирована.

На этом с хордой и с ответвлениями Ярославки заканчиваю!