Найти в Дзене
ARINSKY

Велопоездка Обнинск – Боровск – Верея. Туда и обратно

Эта двухдневная велопоездка стала первой поездкой в формате байкпакинга после трёхлетнего перерыва, когда в основном я путешествовал автостопом и перемещался в формате бегового туризма. В Боровске бывал много раз, а прикидывая вариант поездки в Тверскую область, обнаружил довольно логичный маршрут через Верею. Вот и нашелся хороший повод побывать в старинном городе-герое, до которого предстояло проехать около 90 километров. Я стартовал в 5 утра со своей дачи в Жуковском районе, примерно в 50 км от Обнинска. Разбитая деревенская бетонка от Гостешево до Караулово оказалась довольно грязной после прошедшего накануне дождя. Через 40 минут выбрался на шоссе Протвино – Жуков в районе Высокиничей, первый раз проехав по мосту через Протву. После прошедших дождей вода в реке поднялась и было интересно узнать, что происходит в верховьях реки. По пустому шоссе я двинулся в сторону Жукова. Особенно не торопился, но все подъёмы взял довольно легко, всё же, успел более-менее подготовиться за пре
Оглавление

Эта двухдневная велопоездка стала первой поездкой в формате байкпакинга после трёхлетнего перерыва, когда в основном я путешествовал автостопом и перемещался в формате бегового туризма.

В Боровске бывал много раз, а прикидывая вариант поездки в Тверскую область, обнаружил довольно логичный маршрут через Верею. Вот и нашелся хороший повод побывать в старинном городе-герое, до которого предстояло проехать около 90 километров.

Старт. Высокиничи – Жуков – Обнинск

Я стартовал в 5 утра со своей дачи в Жуковском районе, примерно в 50 км от Обнинска. Разбитая деревенская бетонка от Гостешево до Караулово оказалась довольно грязной после прошедшего накануне дождя. Через 40 минут выбрался на шоссе Протвино – Жуков в районе Высокиничей, первый раз проехав по мосту через Протву. После прошедших дождей вода в реке поднялась и было интересно узнать, что происходит в верховьях реки.

-2

По пустому шоссе я двинулся в сторону Жукова. Особенно не торопился, но все подъёмы взял довольно легко, всё же, успел более-менее подготовиться за предыдущий месяц. На фотографирование в дороге более не останавливался, а дабы передать красоту дороги – предлагаю лучший кадр, сделанный у озера деревни Грибовка во время велопоездки по Старой Калужской дороге:

-3

Около 7 утра я проехал Жуков, движение стало гораздо более оживлённое. Очень порадовался, что выехал достаточно рано, и успел добраться до окрестностей Обнинска к 7:30.

-4

У светофора в Белоусово на шоссе уже была пробка в обе стороны, но велосипедисту она не помеха – это место всегда прохожу быстро по полосе для автобусов или широкой технической полосе.

Город, где я родился

В декабре 1979 года роддом в нашем городке не работал, и маме пришлось ехать за полсотни километров в Обнинск. Так что Обнинск – вполне родной для меня город, и каждый раз очень радостно сюда приезжать!

-5

Все предыдущие поездки я въезжал в город через знаменитый вечной пробкой автомобильный проезд под железной дорогой с реверсивным движением. Но в этот раз решил воспользоваться подземным переходом под станцией. Первый раз отметил для себя существенный недостаток лестниц, не оборудованных скатами для колясок и прочего колёсного транспорта. Зато в переходе услышал звуки баяна, игравшего отрывки популярных мелодий. Хоть и сбивчиво играл хмурый музыкант, но кого не порадует песенка «В траве сидел кузнечик» в начале трудового дня?!

-6

А выйдя из перехода, обрадовался я еще больше и в очередной раз понял, как важно бывает начинать знакомство с городом с железнодорожной станции —хоть и бывал в городе неоднократно, но первый раз открылся мне этот прекрасный вид на площадь и гостиницу:

-7

Обнинск – Боровск по грунтам

Попив чая на площади напротив гостиницы, я энергично двинул по проспекту Ленина через весь город. Самый короткий маршрут на Боровск хорошо знаком всем местным велосипедистам, он начинается у деревни Вашутино.

-8

По красивому грейдеру я доехал до Фатеево, где по знакомой с предыдущих поездок тропинке перебрался на другую сторону оврага. А заодно съел найденное в траве яблоко.

Въезд и храм Иоанна Предтечи в Комлево. Село - родина адмирала Д.Н. Сенявина
Въезд и храм Иоанна Предтечи в Комлево. Село - родина адмирала Д.Н. Сенявина

Далее по грунтовке я доехал до населенного пункта с прекрасным названием Подсобное хозяйства, и уже по асфальту помчал через село Комлево к Боровску.

Боровск. Переулок граффити у больницы

В Боровске первым делом я зашел в "Пятёрочку", купил йогурт, который был с удовольствием поглощен в сквере у памятника адмиралу Дмитрию Сенявину, уроженцу села Комлево. Отдохнув, я перебрался через Протву по пешеходному мостику.

Памятник Циолковскому в Боровске. Мостик через Протву
Памятник Циолковскому в Боровске. Мостик через Протву

У моста обнаружил прекрасное граффити Владимира Овчинникова:

Из всех персонажей на мосту в этот раз был я, в качестве велосипедиста, и старик...
Из всех персонажей на мосту в этот раз был я, в качестве велосипедиста, и старик...

А далее обнаружил уходящий вверх переулок в направлении нужного мне шоссе на Совьяки. Я несколько раз бывал в этом месте, но обычно следовал в сторону старообрядческого монастыря. Поэтому, лишь в этот приезд открыл для себя ещё целый ряд работ Владимира Овчинникова, здесь помещу две:

Я внимательно осмотрел все картины, сделал фото, поднялся по лестнице, где умылся и заправился водой из колонки.

Боровск-Совьяки

От Боровска началось приятное шоссе, красивый ландшафт с малым количеством транспорта. Однако, через какое-то время дорога стала хуже, встретился знак ремонтных работ, да ещё и с реверсивным движением. Дождавшись зелёного света, я увидел, что колонну ожидающих встречных возглавляет свеженький «Запорожец» салатового цвета с фотографией Ленина на заднем боковом стекле:

-13

Я поприветствовал водителя, и неожиданно, ещё один водитель машины поднял мне руку в знак приветствия. Это был мусульманин с длинной бородой, я посмотрел внимательней, и мне показалось, что именно он подвозил меня в прошлом году в сторону Боровска, когда я ехал на Псков. Оставшуюся часть пути до Совьяков я старательно вспоминал, так ли это – вроде бы цвет машины тоже вполне совпадал. В путешествиях могут быть самые удивительные совпадения, к этому я уже привык.

В Совьяках я остановился сфотографировать церковь и отметил для себя длинный спуск-подъём, да ещё и с поворотом, тут надо быть внимательней, ибо движение стало более оживлённое, основной трафик пришёл с другой дороги на Боровск и трассы А-108.

На выезде я чуть было не пропустил нужный поворот, после которого на дороге остались одни самосвалы, которые ездят тут до большого карьера. А после поворота на карьер пропали и самосвалы, и начался очень приятный грейдер.

Аграфенино — Спасс-Косицы. Болотный оффроуд

-14
Вариантов проехать от Совьяков до Устья было два. Сперва я хотел ехать самым коротким маршрутом по грунтовке, идущей в северо-западном направлении от выезда из Совьяков, но позже обнаружил, что грунтовый участок может быть гораздо меньше, если поехать через Аграфенино. А заодно посетить деревню Спасс-Косицы.
Спуск к Маломахово и Агрофенино
Спуск к Маломахово и Агрофенино

Фото передает высоту так себе, но спуск к деревням был довольно длинный и крутой. Перед въездом в Аграфенино – пасторальная картинка речушки Исьма с мостиком из плит. Видимо, речушка норовистая, во время ливней сильно разливается.

После крутого подъёма со свежим гравием я оказался на окраине Аграфенино у забора лесников-джиперов, судя по обилию "Уазиков". И снова умудрился ненадолго сбиться с маршрута, повернув не туда. Но скоро нужная дорога через поле была найдена, и началось главное внедорожное приключение всего маршрута.

-17

Сперва дорога шла по полю, затем начался лес, и стали попадаться всё более живописные лужи, намекавшие о болотистой местности. Да и по карте значился участок болот.

Я часто спешивался, т.к. обходить лужи можно было лишь по узкой кромке вдоль дороги, вдоль которой длинные ветви елей постоянно норовили меня зацепить.

-18

Нужный поворот оказалось найти нетрудно даже без карты. Лежащее поперек дерево будто шлагбаум обозначало конец «нормальной» дороги.

-19

А после поворота стали попадаться открытые заболоченные участки, но завязочка на дереве подтверждала правильность направления.

Я снял носки, по привычке броды прохожу именно так. Велосипед приходилось вести рядом, ехать тут не уже не представлялось никакой возможности. Однако, и особых трудностей прохождение не вызвало, я даже не замочил ног. Хотя видно, что здесь ездят очень редко, на чем-то очень большом и проходимом.

В итоге вся грязь была пройдена минут за двадцать, лес закончился, а на выходе у края широкого поля меня встретили две машины на московских номерах.

-20

Участок до Спасс-Косиц стал одним из самых красивых за весь день – поля, леса, подъёмы и спуски.

-21

Отдых в Спасс-Косицах. Устье – Верея

-22

Храмы в Спасс-Косицах стоили того, чтобы сюда заехать. Сфотографировав церкви я перекусил и попил чаю за столиками напротив церквей.

-23
Храм Преображения Господня был построен 1767 г. в вотчине графа А.И.Шувалова в формах позднего барокко. Интересен вытянутыми угловыми барабанами, возможно, в исходный архитектурный проект были внесены изменения. Второе здание является отдельно стоящей колокольней.

Несмотря на этот отдых и хорошее шоссе до Вереи ехал я довольно медленно. Сказывалась усталость, но главное – сильный встречный ветер, который не давал разогнаться.

Наконец начался длинный спуск к Протве, город уже совсем близко. Справа от основного моста остались весьма фотогеничные опоры старого:

Последний подъём, ещё немного, и показался указатель въезда в город. Здравствуй город воинской славы Верея! Конечно, будет подробный рассказ, город очень понравился.

-25

А в завершении — несколько фотографий мото-вело винтажа и прочих интересностей, встретившихся на обратном пути.

Накормили на дорожку. Путь домой

Переночевав в укромном месте в бору у реки, на следующий день я отправился в обратный путь. Завтрак случился двойной – сперва я сварил себе цампу, проходивший местный житель сперва пообщался со мной, устроившись на стульчике рядом, потом дал на дорогу яблок, свежих помидоров и огурцов. А затем пригласил к себе в дом, накормив вкуснейшими жаренными лисичками с картошкой.

Привал в поле на обратном пути
Привал в поле на обратном пути

После такой хорошей заправки, да ещё с попутным ветром двигался гораздо быстрей, чем накануне. Болотистый участок прошел минут за 15, порадовавшись собственным следам и огромному муравейнику у дороги:

След от моего велосипеда и огромный муравейник
След от моего велосипеда и огромный муравейник

У кафе в центре Боровска было обнаружено вот такое транспортное средство:

-28

А в Комлево навстречу мне по шоссе прошла лошадка:

-29

В Обнинске я заехал в мастерскую «Ред-Байк» к своему приятелю, хорошему веломастеру Сергею. Отдохнув снова у гостиницы, я попил крепкий чай с конфетами, у станции подпел выступавшему под минусовку дядечке "Дорогу на Берлин" и двинулся на финишную прямую.

Выезд из Обнинска на Жуков всегда довольно напряженный по трафику, вечером субботы машин было немало, но весь путь до Высокиничей проехал нормально, а заодно сфоткал старые мотоциклы у автосервиса деревни Трясь:

Завершением путешествия стал визит хорошему знакомому в Высокиничах – с Василием мы познакомились однажды пасмурным декабрьским утром. Сало, арбуз, кофеёк и приятные беседы о путешествиях восстановили меня, и оставшуюся часть пути до дачи проехал бодрым и в хорошем настроение, подумав, что мог бы катить ещё километров сто.

Велосипед дедушки из Высокиничей. В особенности хороша правая педаль
Велосипед дедушки из Высокиничей. В особенности хороша правая педаль

Всем, кто дочитал, большое спасибо!

Здесь еще несколько публикаций о моих велопутешествиях:

Мои первые ультрамарафоны на велосипеде. Как проехал 400 км за 26 часов
ARINSKY14 июля 2021

До встречи на канале!