Эта двухдневная велопоездка стала первой поездкой в формате байкпакинга после трёхлетнего перерыва, когда в основном я путешествовал автостопом и перемещался в формате бегового туризма.
В Боровске бывал много раз, а прикидывая вариант поездки в Тверскую область, обнаружил довольно логичный маршрут через Верею. Вот и нашелся хороший повод побывать в старинном городе-герое, до которого предстояло проехать около 90 километров.
Старт. Высокиничи – Жуков – Обнинск
Я стартовал в 5 утра со своей дачи в Жуковском районе, примерно в 50 км от Обнинска. Разбитая деревенская бетонка от Гостешево до Караулово оказалась довольно грязной после прошедшего накануне дождя. Через 40 минут выбрался на шоссе Протвино – Жуков в районе Высокиничей, первый раз проехав по мосту через Протву. После прошедших дождей вода в реке поднялась и было интересно узнать, что происходит в верховьях реки.
По пустому шоссе я двинулся в сторону Жукова. Особенно не торопился, но все подъёмы взял довольно легко, всё же, успел более-менее подготовиться за предыдущий месяц. На фотографирование в дороге более не останавливался, а дабы передать красоту дороги – предлагаю лучший кадр, сделанный у озера деревни Грибовка во время велопоездки по Старой Калужской дороге:
Около 7 утра я проехал Жуков, движение стало гораздо более оживлённое. Очень порадовался, что выехал достаточно рано, и успел добраться до окрестностей Обнинска к 7:30.
У светофора в Белоусово на шоссе уже была пробка в обе стороны, но велосипедисту она не помеха – это место всегда прохожу быстро по полосе для автобусов или широкой технической полосе.
Город, где я родился
В декабре 1979 года роддом в нашем городке не работал, и маме пришлось ехать за полсотни километров в Обнинск. Так что Обнинск – вполне родной для меня город, и каждый раз очень радостно сюда приезжать!
Все предыдущие поездки я въезжал в город через знаменитый вечной пробкой автомобильный проезд под железной дорогой с реверсивным движением. Но в этот раз решил воспользоваться подземным переходом под станцией. Первый раз отметил для себя существенный недостаток лестниц, не оборудованных скатами для колясок и прочего колёсного транспорта. Зато в переходе услышал звуки баяна, игравшего отрывки популярных мелодий. Хоть и сбивчиво играл хмурый музыкант, но кого не порадует песенка «В траве сидел кузнечик» в начале трудового дня?!
А выйдя из перехода, обрадовался я еще больше и в очередной раз понял, как важно бывает начинать знакомство с городом с железнодорожной станции —хоть и бывал в городе неоднократно, но первый раз открылся мне этот прекрасный вид на площадь и гостиницу:
Обнинск – Боровск по грунтам
Попив чая на площади напротив гостиницы, я энергично двинул по проспекту Ленина через весь город. Самый короткий маршрут на Боровск хорошо знаком всем местным велосипедистам, он начинается у деревни Вашутино.
По красивому грейдеру я доехал до Фатеево, где по знакомой с предыдущих поездок тропинке перебрался на другую сторону оврага. А заодно съел найденное в траве яблоко.
Далее по грунтовке я доехал до населенного пункта с прекрасным названием Подсобное хозяйства, и уже по асфальту помчал через село Комлево к Боровску.
Боровск. Переулок граффити у больницы
В Боровске первым делом я зашел в "Пятёрочку", купил йогурт, который был с удовольствием поглощен в сквере у памятника адмиралу Дмитрию Сенявину, уроженцу села Комлево. Отдохнув, я перебрался через Протву по пешеходному мостику.
У моста обнаружил прекрасное граффити Владимира Овчинникова:
А далее обнаружил уходящий вверх переулок в направлении нужного мне шоссе на Совьяки. Я несколько раз бывал в этом месте, но обычно следовал в сторону старообрядческого монастыря. Поэтому, лишь в этот приезд открыл для себя ещё целый ряд работ Владимира Овчинникова, здесь помещу две:
Я внимательно осмотрел все картины, сделал фото, поднялся по лестнице, где умылся и заправился водой из колонки.
Боровск-Совьяки
От Боровска началось приятное шоссе, красивый ландшафт с малым количеством транспорта. Однако, через какое-то время дорога стала хуже, встретился знак ремонтных работ, да ещё и с реверсивным движением. Дождавшись зелёного света, я увидел, что колонну ожидающих встречных возглавляет свеженький «Запорожец» салатового цвета с фотографией Ленина на заднем боковом стекле:
Я поприветствовал водителя, и неожиданно, ещё один водитель машины поднял мне руку в знак приветствия. Это был мусульманин с длинной бородой, я посмотрел внимательней, и мне показалось, что именно он подвозил меня в прошлом году в сторону Боровска, когда я ехал на Псков. Оставшуюся часть пути до Совьяков я старательно вспоминал, так ли это – вроде бы цвет машины тоже вполне совпадал. В путешествиях могут быть самые удивительные совпадения, к этому я уже привык.
В Совьяках я остановился сфотографировать церковь и отметил для себя длинный спуск-подъём, да ещё и с поворотом, тут надо быть внимательней, ибо движение стало более оживлённое, основной трафик пришёл с другой дороги на Боровск и трассы А-108.
На выезде я чуть было не пропустил нужный поворот, после которого на дороге остались одни самосвалы, которые ездят тут до большого карьера. А после поворота на карьер пропали и самосвалы, и начался очень приятный грейдер.
Аграфенино — Спасс-Косицы. Болотный оффроуд
Вариантов проехать от Совьяков до Устья было два. Сперва я хотел ехать самым коротким маршрутом по грунтовке, идущей в северо-западном направлении от выезда из Совьяков, но позже обнаружил, что грунтовый участок может быть гораздо меньше, если поехать через Аграфенино. А заодно посетить деревню Спасс-Косицы.
Фото передает высоту так себе, но спуск к деревням был довольно длинный и крутой. Перед въездом в Аграфенино – пасторальная картинка речушки Исьма с мостиком из плит. Видимо, речушка норовистая, во время ливней сильно разливается.
После крутого подъёма со свежим гравием я оказался на окраине Аграфенино у забора лесников-джиперов, судя по обилию "Уазиков". И снова умудрился ненадолго сбиться с маршрута, повернув не туда. Но скоро нужная дорога через поле была найдена, и началось главное внедорожное приключение всего маршрута.
Сперва дорога шла по полю, затем начался лес, и стали попадаться всё более живописные лужи, намекавшие о болотистой местности. Да и по карте значился участок болот.
Я часто спешивался, т.к. обходить лужи можно было лишь по узкой кромке вдоль дороги, вдоль которой длинные ветви елей постоянно норовили меня зацепить.
Нужный поворот оказалось найти нетрудно даже без карты. Лежащее поперек дерево будто шлагбаум обозначало конец «нормальной» дороги.
А после поворота стали попадаться открытые заболоченные участки, но завязочка на дереве подтверждала правильность направления.
Я снял носки, по привычке броды прохожу именно так. Велосипед приходилось вести рядом, ехать тут не уже не представлялось никакой возможности. Однако, и особых трудностей прохождение не вызвало, я даже не замочил ног. Хотя видно, что здесь ездят очень редко, на чем-то очень большом и проходимом.
В итоге вся грязь была пройдена минут за двадцать, лес закончился, а на выходе у края широкого поля меня встретили две машины на московских номерах.
Участок до Спасс-Косиц стал одним из самых красивых за весь день – поля, леса, подъёмы и спуски.
Отдых в Спасс-Косицах. Устье – Верея
Храмы в Спасс-Косицах стоили того, чтобы сюда заехать. Сфотографировав церкви я перекусил и попил чаю за столиками напротив церквей.
Храм Преображения Господня был построен 1767 г. в вотчине графа А.И.Шувалова в формах позднего барокко. Интересен вытянутыми угловыми барабанами, возможно, в исходный архитектурный проект были внесены изменения. Второе здание является отдельно стоящей колокольней.
Несмотря на этот отдых и хорошее шоссе до Вереи ехал я довольно медленно. Сказывалась усталость, но главное – сильный встречный ветер, который не давал разогнаться.
Наконец начался длинный спуск к Протве, город уже совсем близко. Справа от основного моста остались весьма фотогеничные опоры старого:
Последний подъём, ещё немного, и показался указатель въезда в город. Здравствуй город воинской славы Верея! Конечно, будет подробный рассказ, город очень понравился.
А в завершении — несколько фотографий мото-вело винтажа и прочих интересностей, встретившихся на обратном пути.
Накормили на дорожку. Путь домой
Переночевав в укромном месте в бору у реки, на следующий день я отправился в обратный путь. Завтрак случился двойной – сперва я сварил себе цампу, проходивший местный житель сперва пообщался со мной, устроившись на стульчике рядом, потом дал на дорогу яблок, свежих помидоров и огурцов. А затем пригласил к себе в дом, накормив вкуснейшими жаренными лисичками с картошкой.
После такой хорошей заправки, да ещё с попутным ветром двигался гораздо быстрей, чем накануне. Болотистый участок прошел минут за 15, порадовавшись собственным следам и огромному муравейнику у дороги:
У кафе в центре Боровска было обнаружено вот такое транспортное средство:
А в Комлево навстречу мне по шоссе прошла лошадка:
В Обнинске я заехал в мастерскую «Ред-Байк» к своему приятелю, хорошему веломастеру Сергею. Отдохнув снова у гостиницы, я попил крепкий чай с конфетами, у станции подпел выступавшему под минусовку дядечке "Дорогу на Берлин" и двинулся на финишную прямую.
Выезд из Обнинска на Жуков всегда довольно напряженный по трафику, вечером субботы машин было немало, но весь путь до Высокиничей проехал нормально, а заодно сфоткал старые мотоциклы у автосервиса деревни Трясь:
Завершением путешествия стал визит хорошему знакомому в Высокиничах – с Василием мы познакомились однажды пасмурным декабрьским утром. Сало, арбуз, кофеёк и приятные беседы о путешествиях восстановили меня, и оставшуюся часть пути до дачи проехал бодрым и в хорошем настроение, подумав, что мог бы катить ещё километров сто.
Всем, кто дочитал, большое спасибо!
Здесь еще несколько публикаций о моих велопутешествиях:
До встречи на канале!