История в нашем городе гораздо ближе, чем мы думаем, и порой встречается в самых неожиданных местах. Понятно, что когда идёшь по центру города, например, по улице Волгодонской (до революции она называлась Анастасийская) или Академической то видишь вокруг себя старинные дома, хотя и среди них есть несколько новоделов под старину, но это кажется обыденностью. В центре города это вроде как в порядке вещей. Совсем другие ощущения, когда ты в буквальном смысле спотыкаешься о кусок истории, который лежит прямо у тебя под ногами, причём довольно далеко от центра.
Именно так получилось совсем недавно во время прогулки по Тракторозаводскому району. Есть там улица Брюсова. Она отходит от улицы Дегтярёва, проходит через небольшой частный сектор и спускается вниз к Мокрой Мечётке. С виду это обычная улица частного сектора, пока не начинаешь смотреть под ноги. А там среди разбитого асфальта проглядывает настоящая брусчатка, о которую очень легко споткнуться.
Откуда же она тут взялась? Дело в том, что это не просто брусчатка, это остатки старой дороги, которая когда-то связывала Царицын и посад Дубовку. Построена она была, если верить интернету, в XIX веке. Хотя мне также встречалась информация, что это часть дороги, связывавшей Царицын и Саратов, и построена она была по указу Екатерины II.
А в целом, эта дорога являлась частью Саратовско-Астраханского почтового тракта, который протянулся через весь уезд вдоль Волги. На этом месте еще в XVII веке существовал торговый путь, называвшийся «ордо-базарным», так как по нему ходили караваны татарских и калмыцких купцов. В конце XVIII – начале XIX веков была построена новая, мощённая булыжником, дорога. Она была достаточно широкой, чтоб на ней могли разъехаться две повозки. На равном расстоянии друг от друга стояли верстовые столбы. Всего вдоль дороги было обустроено шестнадцать станций; две из них – в Царицыне и Дубовке. Между ними была еще станция Пичуга.
Остатки дороги на Саратов в наши дни нетрудно найти у станицы Суводской в Дубовском районе. Там сохранился весьма приличный кусок дороги, куда больше, чем в Волгограде и в гораздо лучшем состоянии. Я уже писал об этом лет пять назад, вот ссылка
Как бы там ни было, а получается, что брусчатке на фото уже как минимум 200 лет.
Современная Дубовка в те времена была посадом. Так называли тогда называть населённые пункты с торговым населением, но не имеющие статуса города. Торговать Дубовка умела. Это сегодня она являет собой тихий и сонный городок, который на просторах интернета даже иногда называют городком пенсионеров, а было время, когда в Дубовке жили либо были отсюда родом купцы, чьи фамилии были известны и в Царицыне. Например, те же Репниковы (Александр Александрович Репников — предприниматель, купец первой гильдии, меценат, потомственный почётный гражданин Дубовки и Царицына, надворный советник, гласный царицынской городской думы и Царицынского уездного земского собрания). Жили и работали в Дубовке купцы Воронин и Артамонов. Это известнейшие люди своего времени, про каждого из которых можно написать отдельную статью, они немало сделали для развития и Дубовки, и Царицына. До сих пор в обоих городах можно увидеть здания, которые принадлежали этим купеческим родам. И кстати, если бы не некоторый консерватизм дубовского купечества, которое не захотело проводить в Дубовку железную дорогу, то очень может быть, что областным центром сегодня была бы именно Дубовка, а не Волгоград. В те далёкие уже времена Дубовка была куда более развитым городом, чем Царицын. Тут действовало 25 заводов, а население в 1860 году составляло 12840 человек. Для сравнения, в Царицыне в том же году население было лишь около 7 тысяч человек.
Чтобы было удобно добираться из одного города в другой, и была построена эта дорога.
Сегодня она находится в черте города, а 200 лет назад она проходила через безлюдные степи. Современного Тракторозаводского и Краснооктябрьского районов Волгограда тогда не было (граница города проходила примерно в районе современной улицы 7-й Гвардейской бригады), на их месте только ковыль да полынь росли, а ещё стояли по берегу Мечётки небольшие хутора. Ну ещё на месте нынешней Спартановки в те годы можно было увидеть руины золотоордынского города Тартанлы (сейчас его территория полностью застроена многоэтажками Спартановки и найти какие-либо его следы вряд ли возможно).
Таким образом мы понимаем, что путь был неблизким и чтобы добраться от Дубовки до Царицына, путникам могло понадобиться несколько дней. Конечно же мощёная дорога облегчала путникам жизнь, т.к. в распутицу она не превращалась в грязное месиво.
Прошли столетия, нет уже безлюдных степей на месте северных районов города, давно уже путь от Дубовки до Волгограда занимает от силы минут 40, дорога построена совсем другая, на ней уложен прекрасный асфальт. Однако нынешняя дорога проложена практически по той самой исторической дороге. Конечно их направления не совпадают на 100 процентов, местами они расходятся довольно сильно (как в той же Суводской), но в общем и целом направление что исторической, что современной трассы примерно одно и то же.
В наши дни участок дороги, что на фото в статье, имеет статус памятника архитектуры и градостроительства регионального значения и охраняется государством. Об этом, правда, прочитать можно только в интернете. На улице Брюсова нет ни указателя, ни какой-то таблички, сообщающей о статусе этой дороги. Часть камней из дороги местные жители использовали для укрепления склонов оврага.
Несмотря на почтенный возраст, этот участок дороги до сих пор используется по назначению (умели же предки строить. Даже интересно, хоть одна современная дорога в состоянии прослужить хотя бы половину того времени, что эта брусчатка? У меня почему-то большие сомнения на этот счёт). По древней дороги сегодня ходят люди. Дорога ведёт по улице Брюсова вниз к посёлку Дачный, о котором я писал пару лет назад.
Ходить, кстати, тут очень непросто. Легко споткнуться, особенно если идёшь вечером, т.к. под ногами сплошные камни, а освещения здесь нет. Некоторые даже рискуют спускаться к Мечётке на машине прямо по старинной брусчатке, хотя дорогу эту осилит далеко не каждый автомобиль.
Как бы там ни было, а время неумолимо. Древнюю дорогу размывает дождями и талыми водами, по ней хоть и редко, но ездят автомобили, а местные жители растаскивают старые камни, чтобы укрепить склоны оврага. Если не предпринимать никаких мер, это наследие может быть вскоре утрачено.
Ещё статьи на похожую тематику
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь