Найти в Дзене
Сельский учитель

Школа как армия: после учебников и формы стандартизируют и домашние

Знаете, что объединяет современную российскую школу с армией? Нет, не строгая дисциплина. Всё проще — страсть к единообразию. Единые учебники, единая рабочая программа, единое расписание уроков, единая школьная форма... Казалось бы, что ещё можно унифицировать? Оказывается, есть где развернуться — теперь на очереди единые требования к домашним заданиям. Помните, как нам обещали единые учебники по всем предметам? Прошло уже достаточно времени, а в школах пока только единый учебник Истории России появился. Остальные пока ждем. С единым расписанием тоже интересная история вышла: появилось тридцать вместо одного. А единая школьная форма? Ну да, синий или серый низ, белый верх — но в одной школе это строгий костюм, в другой — джинсы с футболкой, лишь бы цвета совпадали. И вот теперь депутаты Государственной думы решили замахнуться на святое — домашние задания. На днях комитет по просвещению направил в Минпросвещения РФ предложение разработать типовое положение о домашней работе. Звучит соли
Оглавление

Знаете, что объединяет современную российскую школу с армией? Нет, не строгая дисциплина. Всё проще — страсть к единообразию. Единые учебники, единая рабочая программа, единое расписание уроков, единая школьная форма... Казалось бы, что ещё можно унифицировать? Оказывается, есть где развернуться — теперь на очереди единые требования к домашним заданиям.

Помните, как нам обещали единые учебники по всем предметам? Прошло уже достаточно времени, а в школах пока только единый учебник Истории России появился. Остальные пока ждем. С единым расписанием тоже интересная история вышла: появилось тридцать вместо одного. А единая школьная форма? Ну да, синий или серый низ, белый верх — но в одной школе это строгий костюм, в другой — джинсы с футболкой, лишь бы цвета совпадали.

И вот теперь депутаты Государственной думы решили замахнуться на святое — домашние задания. На днях комитет по просвещению направил в Минпросвещения РФ предложение разработать типовое положение о домашней работе. Звучит солидно, правда? Но что это означает для учителей, учеников и родителей?

Что на самом деле предлагают депутаты

Всё началось с громкого заявления спикера Госдумы Вячеслава Володина. Он заметил очевидное: дети перегружены, родители жалуются, а школьники научились использовать искусственный интеллект для выполнения заданий быстрее, чем учителя — проверять их. И вот теперь депутаты предлагают создать чёткие правила: по каким предметам домашка обязательна, какой должен быть объём, как избежать формального подхода.

Ирина Белых, председатель комитета по просвещению и бывший учитель математики с двадцатилетним стажем, уверяет: совсем отменять домашние задания никто не собирается. «Как можно прочитать «Войну и мир» на уроке?» — резонно замечает она. Но при этом депутат предлагает создать подробную схему: что и в каком классе можно задавать, чтобы это было не наказанием, а развитием.

Звучит разумно? На первый взгляд — да. Но давайте копнём глубже.

Разговор у подъезда: что думают родители

Представьте типичный двор спального района Екатеринбурга. Три мамы встретились у детской площадки, пока их дети носятся вокруг.

— Слышали про новые требования к домашке? — начинает Марина, мама пятиклассника. — Говорят, теперь всё по единому стандарту будет.

— Ой, да когда это «единое» работало? — машет рукой Света. — Вон, единые учебники обещали ещё в прошлом году. У моей дочки до сих пор три разных учебника по математике: один в школе, другой дома, третий — репетитор советует.

— А мне вообще интересно, — вступает в разговор Оксана, — кто будет контролировать эти требования? Учитель задаст, как задавал. Моему сыну вчера по пяти предметам задали, он до одиннадцати вечера сидел. И это во втором классе!

— Вот именно! — подхватывает Марина. — А потом удивляются, почему дети болеют и не хотят в школу идти...

И ведь мамы правы в своём скептицизме. История с едиными учебниками действительно показательна: планировали ввести к 2023 году, но пока только история обзавелась единым учебником. По остальным предметам всё по-старому — каждая школа выбирает из федерального перечня то, что считает нужным.

Что изменится для учителей: новая головная боль или реальная помощь?

Дмитрий Казаков, председатель профсоюза «Учитель», не скрывает опасений: «Это будет очередной регламентирующий документ, в рамки которого учителю придётся вписываться». И правда, представьте: учитель и так завален бумажной работой, отчётами, проверками. Теперь ещё и домашние задания нужно будет составлять строго по регламенту.

Анна Штернберг, учитель русского языка и литературы, рассказывает свою правду: «Я стараюсь на выходные не задавать, если есть возможность. Но по литературе без этого никак — «Преступление и наказание» на уроке не прочитаешь». И тут же добавляет с горечью: «Но ведь не учитель виноват, что у детей шестидневка и по семь уроков в день. К обычным предметам добавили «Разговоры о важном», «Россия — мои горизонты», теперь вот «Семьеведение» вводят...»

С 1 сентября 2025 года вступает в силу приказ Минпросвещения №704, который регламентирует время на выполнение домашних заданий. Но как это проконтролировать? Один ребёнок задачу решит за пять минут, другой — час будет сидеть.

Искусственный интеллект против домашних заданий

Современные школьники осваивают ChatGPT или DeepSeek быстрее, чем таблицу умножения. Сочинение по литературе? Пожалуйста, за тридцать секунд. Решение задачи по физике? Вот вам пошаговое объяснение. Перевод текста по английскому? Элементарно.

Ирина Белых предлагает простое решение: просить учеников объяснять, как они выполняли задание. Мол, если ребёнок не может рассказать ход решения задачи — значит, списал. Но давайте будем честными: современные нейросети не просто дают ответ, они подробно расписывают решение так, что ученик за пять минут может выучить объяснение.

Мой коллега, Григорий Назаров, учитель из Химок, смотрит на ситуацию философски: форма домашних заданий неизбежно будет меняться. Нужны задания, которые невозможно списать, которые не решит искусственный интеллект. Но это означает, что учителю придётся каждый раз придумывать что-то новое, творческое, индивидуальное. А когда это делать, если нагрузка и так запредельная?

А что, если совсем без домашки? Утопия или реальность?

Давайте пофантазируем. Представьте: сентябрь 2025 года, домашние задания официально отменены. Что происходит?

День первый. Ликование в школах. Дети счастливы, родители выдыхают — больше никаких вечерних баталий над тетрадками. Учителя... растеряны.

Неделя спустя. Учителя литературы в панике — как успеть пройти программу, если дети не читают дома? Математики пытаются решать все задачи на уроках — не успевают и половины. Языковеды разводят руками — без домашней практики язык не выучишь.

Месяц спустя. Родители, которые заботятся об образовании детей, нанимают репетиторов. Те, кто не может себе это позволить, замечают, что дети начинают отставать. Социальное неравенство становится ещё заметнее.

Год спустя. Результаты ЕГЭ падают. Вузы жалуются на слабую подготовку абитуриентов. В Госдуме начинают обсуждать возвращение домашних заданий...

Утрированно? Возможно. Но опыт других стран показывает: полный отказ от домашней работы приводит к снижению качества образования. В соседней Финляндии, которую часто ставят в пример, домашние задания никто не отменял — просто их там меньше и они более творческие.

Что в сухом остатке: ждать ли перемен?

Минпросвещения пока отмалчивается — на запрос депутатов ответили обтекаемо: «работаем над этим». Классическая бюрократическая формулировка, которая может означать что угодно — от активной разработки документа до полного игнорирования вопроса.

При этом, всегда стоит учитывать следующее:

  • любая унификация в образовании внедряется медленно — пример с едиными учебниками тому подтверждение,
  • учителя и так перегружены бюрократией — новые регламенты только усугубят ситуацию,
  • без изменения общего подхода к образованию косметические меры не помогут,
  • технологии развиваются быстрее, чем образовательная система успевает на них реагировать.

Реальные проблемы, которые никто не решает

  1. Перегруженность программы — объём знаний, который должен усвоить современный школьник, явно избыточен
  2. Шестидневная учебная неделя — при пятидневке у детей было бы больше времени на отдых
  3. Дополнительные предметы и классные часы — вместо сокращения нагрузки её только увеличивают
  4. Качество учебников и методических материалов — многие задания составлены так, что без помощи родителей не разобраться

Что делать родителям уже сейчас?

Пока депутаты обсуждают, а министерство обдумывает, жизнь продолжается. Дети каждый день приносят домашние задания, и с этим нужно что-то делать.

Несколько практических советов от учителей-практиков:

  • если ребёнок не справляется с объёмом — поговорите с учителем, часто педагоги готовы идти навстречу,
  • не делайте задания за ребёнка — лучше помогите разобраться с принципом решения,
  • если задание явно избыточное — напишите в родительский чат, коллективные обращения работают эффективнее,
  • учите ребёнка планировать время — этот навык пригодится в жизни больше, чем знание всех формул.

История с едиными требованиями к домашним заданиям — очередная попытка решить системную проблему точечными мерами. Как показывает практика, такие решения редко работают. Единые учебники застряли на стадии истории, единое расписание осталось рекомендацией, единая школьная форма существует только на бумаге.

Возможно, вместо создания новых регламентов стоит прислушаться к учителям и родителям? Сократить бюрократическую нагрузку на педагогов, пересмотреть учебные программы, отменить шестидневку? Но это сложно, долго и требует системного подхода. А вот написать очередное положение — дело нехитрое.

Так что, скорее всего, мы получим ещё один документ, который учителя будут обязаны соблюдать, родители — критиковать, а дети... дети как решали домашку с помощью ГДЗ и нейросетей, так и будут решать. Только теперь это будет единообразное списывание — в полном соответствии с типовым положением.

Пишите в комментариях, а как вы считаете, нужны ли единые требования к домашним заданиям? Или может, пора вообще пересмотреть систему образования?

Поделитесь мнением — интересно узнать, что думают те, кто каждый день сталкивается с домашкой: либо выполняя её, либо проверяя, либо помогая своим детям.