Помните, как весной этого года все федеральные каналы взахлёб обсуждали революционную идею — единое расписание для всех школ России? Министр просвещения лично заявлял, что работа находится «на завершающей стадии». И вот спустя четыре месяца мы наконец получили результат. Только вместо обещанного единого расписания нам предложили... тридцать разных вариантов.
Да, вы не ослышались. Тридцать. Для сравнения: если бы вам в ресторане вместо «фирменного блюда дня» принесли меню из тридцати позиций, вы бы тоже удивились, правда?
Как всё начиналось: великие обещания
И знаете, с одной стороны, логично: одна страна — одно расписание. Все дети изучают математику в понедельник первым уроком, физкультуру — во вторник, литературу — в среду. Просто, понятно, единообразно. Родители могли бы планировать свой день, зная, что у ребёнка сегодня точно физика, а значит, нужно не забыть калькулятор. С другой — учитывая все нынешние реалии, как по мне, эта была провальная затея.
Но прошло четыре месяца. Четыре! За это время можно было бы не только создать единое расписание, но и внедрить его в пилотных школах, получить обратную связь и даже внести коррективы.
Например, в соседней Финляндии, которая считается эталоном образовательной системы, базовое расписание для всех школ разрабатывается за 2-3 месяца. При этом учитываются особенности северных и южных регионов.
Что получилось в итоге: магия чисел
И вот, наконец, долгожданный результат! Минпросвещения торжественно объявляет о... тридцати вариантах расписаний. Да-да, именно тридцати. Для начальной школы — пять вариантов, для основной — шесть, а для старшеклассников целых девятнадцать!
Представьте себе диалог в министерстве:
— Иван Петрович, а как дела с единым расписанием?
— Ну, мы почти закончили... У нас есть пять вариантов для младших классов.
— Отлично! А сколько для средних?
— Шесть.
— Замечательно! А для старших?
— Девятнадцать.
— Прекрасно! Значит, у нас единое расписание!
— Эм... Иван Петрович, а тридцать — это разве единое?
— Конечно! Все варианты же на русском языке!
Теперь каждая школа может «адаптировать модель расписания под свои условия в рамках единых федеральных требований». Звучит красиво, не правда ли? Только вот незадача: если у каждой школы свои условия, то зачем вообще было огород городить с единым расписанием?
Интересный факт: в советское время действительно существовало практически единое расписание для всех школ СССР. Различия касались только национальных школ и школ с углублённым изучением отдельных предметов.
Где эти загадочные тридцать вариантов?
А вот тут начинается самое интересное. Попробуйте найти эти тридцать вариантов расписаний в открытом доступе. Не найдёте. На сайте Минпросвещения — красивая инфографика с цифрами. В телеграм-канале — перепост из «Ведомостей», которые, в свою очередь, цитируют сайт министерства. Классическая бюрократическая карусель: все ссылаются друг на друга, а по факту — пустота.
Получается, что у нас есть тридцать вариантов расписаний, которые никто не видел, но которые должны помочь всем школам страны. Это как если бы вам сказали: «У нас есть тридцать рецептов борща, но мы вам их не покажем. Зато вы можете приготовить борщ по любому из них».
UPD: расписание нашли и прикрепили в первом закрепленном комментарии😊
Любой директор школы или завуч скажет вам простую истину: расписание составляется не по красивым схемам из министерства, а исходя из реальных условий. Сколько у нас учителей математики? Двое. Значит, в параллели седьмых классов математика не может идти одновременно в трёх классах. Учитель физкультуры один? Тогда забудьте о том, чтобы поставить физкультуру первым уроком во всех классах — он физически не успеет.
В нашей сельской школе, например, учитель истории ведёт ещё и обществознание, а учитель биологии — химию и географию. Попробуйте под такие реалии подогнать любой из тридцати «типовых» вариантов!
А вы знали, что средняя сельская школа в России имеет 8-12 учителей на все предметы, в то время как городская школа — 40-60 педагогов. Как один вариант расписания может подойти и тем, и другим?
«Разговоры о важном»: когда единообразие работает
Но точно работает только одно. Это «Разговоры о важном», которые должны проводиться первым уроком во всех классах страны. Каждый понедельник, от Калининграда до Владивостока, школьники начинают неделю с одного и того же урока.
Когда есть политическая воля и чёткие указания, единообразие вполне достижимо. Но почему тогда с расписанием других предметов всё так сложно?
Ответ простой: «Разговоры о важном» ведёт классный руководитель, и для этого урока не нужны специальные кабинеты или оборудование. А вот для физики или химии нужно лабораторное оборудование, для труда — мастерские, для физкультуры — спортзал. И если спортзал один на всю школу, то поставить физкультуру первым уроком во всех классах просто невозможно.
Чего на самом деле ждали школы
Когда весной объявили о разработке единого расписания, многие директора школ обрадовались. Наконец-то можно будет не ломать голову над вечным вопросом: как расставить уроки так, чтобы и СанПиНы соблюсти, и учителей не перегрузить, и детям было комфортно.
Особенно это актуально для малокомплектных сельских школ, где один учитель может вести три-четыре предмета. Единое расписание могло бы стать настоящим спасением: бери готовую схему и адаптируй под свои условия.
Но вместо этого получили тридцать вариантов, которые нигде не опубликованы и которые всё равно придётся адаптировать под каждую конкретную школу. В итоге завучи как составляли расписание с нуля, так и будут составлять.
В среднем завуч тратит на составление расписания 2-3 недели в начале учебного года и постоянно корректирует его в течение года из-за больничных, курсов повышения квалификации и других форс-мажоров.
Что будет дальше?
Скорее всего, через полгода мы услышим очередные громкие заявления о «совершенствовании образовательного процесса» и «новых подходах к организации учебного времени». А тридцать вариантов расписаний тихо канут в лету, как канули многие другие «революционные» инициативы в образовании.
Школы как составляли расписание исходя из своих реальных возможностей, так и будут составлять. Завучи как ломали голову над тем, как уместить физкультуру в единственный спортзал, так и будут ломать. А красивые цифры в отчётах будут радовать чиновников и давать им повод для новых громких заявлений.
За последние пять лет в российском образовании было запущено более двадцати «масштабных реформ», большинство из которых так и не были доведены до логического завершения.
И в конце хочется сказать, что история с «единым расписанием» — это иллюстрация того, как в нашей стране работает образовательная бюрократия. Громкие заявления, красивые цифры, пышные презентации — и полное отсутствие практического результата.
Хотите знать, что действительно нужно школам? Не тридцать вариантов расписаний, а элементарные вещи: достаточное количество учителей, современное оборудование, нормальную зарплату педагогам и возможность сосредоточиться на обучении детей, а не на бесконечном заполнении отчётов.
Но об этом, видимо, будут говорить в следующий раз. Когда придумают очередную «революционную» идею для образования.
А пока школы продолжают жить по старинке: составляют расписание исходя из реальных возможностей, а не из красивых схем в министерских кабинетах. И, знаете что? Пока это работает гораздо лучше любых тридцати «типовых» вариантов.