Найти в Дзене
Сельский учитель

"Тридцать вместо одного": как Минпросвещения превратило единое расписание в очередную бюрократическую игру

Помните, как весной этого года все федеральные каналы взахлёб обсуждали революционную идею — единое расписание для всех школ России? Министр просвещения лично заявлял, что работа находится «на завершающей стадии». И вот спустя четыре месяца мы наконец получили результат. Только вместо обещанного единого расписания нам предложили... тридцать разных вариантов. Да, вы не ослышались. Тридцать. Для сравнения: если бы вам в ресторане вместо «фирменного блюда дня» принесли меню из тридцати позиций, вы бы тоже удивились, правда? И знаете, с одной стороны, логично: одна страна — одно расписание. Все дети изучают математику в понедельник первым уроком, физкультуру — во вторник, литературу — в среду. Просто, понятно, единообразно. Родители могли бы планировать свой день, зная, что у ребёнка сегодня точно физика, а значит, нужно не забыть калькулятор. С другой — учитывая все нынешние реалии, как по мне, эта была провальная затея. Но прошло четыре месяца. Четыре! За это время можно было бы не тольк
Оглавление

Помните, как весной этого года все федеральные каналы взахлёб обсуждали революционную идею — единое расписание для всех школ России? Министр просвещения лично заявлял, что работа находится «на завершающей стадии». И вот спустя четыре месяца мы наконец получили результат. Только вместо обещанного единого расписания нам предложили... тридцать разных вариантов.

Да, вы не ослышались. Тридцать. Для сравнения: если бы вам в ресторане вместо «фирменного блюда дня» принесли меню из тридцати позиций, вы бы тоже удивились, правда?

Расписание уроков в школе. Фото: Global Look Press
Расписание уроков в школе. Фото: Global Look Press

Как всё начиналось: великие обещания

И знаете, с одной стороны, логично: одна страна — одно расписание. Все дети изучают математику в понедельник первым уроком, физкультуру — во вторник, литературу — в среду. Просто, понятно, единообразно. Родители могли бы планировать свой день, зная, что у ребёнка сегодня точно физика, а значит, нужно не забыть калькулятор. С другой — учитывая все нынешние реалии, как по мне, эта была провальная затея.

Но прошло четыре месяца. Четыре! За это время можно было бы не только создать единое расписание, но и внедрить его в пилотных школах, получить обратную связь и даже внести коррективы.

Например, в соседней Финляндии, которая считается эталоном образовательной системы, базовое расписание для всех школ разрабатывается за 2-3 месяца. При этом учитываются особенности северных и южных регионов.

Что получилось в итоге: магия чисел

И вот, наконец, долгожданный результат! Минпросвещения торжественно объявляет о... тридцати вариантах расписаний. Да-да, именно тридцати. Для начальной школы — пять вариантов, для основной — шесть, а для старшеклассников целых девятнадцать!

Представьте себе диалог в министерстве:

— Иван Петрович, а как дела с единым расписанием?

— Ну, мы почти закончили... У нас есть пять вариантов для младших классов.

— Отлично! А сколько для средних?

— Шесть.

— Замечательно! А для старших?

— Девятнадцать.

— Прекрасно! Значит, у нас единое расписание!

— Эм... Иван Петрович, а тридцать — это разве единое?

— Конечно! Все варианты же на русском языке!

Теперь каждая школа может «адаптировать модель расписания под свои условия в рамках единых федеральных требований». Звучит красиво, не правда ли? Только вот незадача: если у каждой школы свои условия, то зачем вообще было огород городить с единым расписанием?

Интересный факт: в советское время действительно существовало практически единое расписание для всех школ СССР. Различия касались только национальных школ и школ с углублённым изучением отдельных предметов.

Где эти загадочные тридцать вариантов?

А вот тут начинается самое интересное. Попробуйте найти эти тридцать вариантов расписаний в открытом доступе. Не найдёте. На сайте Минпросвещения — красивая инфографика с цифрами. В телеграм-канале — перепост из «Ведомостей», которые, в свою очередь, цитируют сайт министерства. Классическая бюрократическая карусель: все ссылаются друг на друга, а по факту — пустота.

Получается, что у нас есть тридцать вариантов расписаний, которые никто не видел, но которые должны помочь всем школам страны. Это как если бы вам сказали: «У нас есть тридцать рецептов борща, но мы вам их не покажем. Зато вы можете приготовить борщ по любому из них».

UPD: расписание нашли и прикрепили в первом закрепленном комментарии😊

Любой директор школы или завуч скажет вам простую истину: расписание составляется не по красивым схемам из министерства, а исходя из реальных условий. Сколько у нас учителей математики? Двое. Значит, в параллели седьмых классов математика не может идти одновременно в трёх классах. Учитель физкультуры один? Тогда забудьте о том, чтобы поставить физкультуру первым уроком во всех классах — он физически не успеет.

В нашей сельской школе, например, учитель истории ведёт ещё и обществознание, а учитель биологии — химию и географию. Попробуйте под такие реалии подогнать любой из тридцати «типовых» вариантов!

А вы знали, что средняя сельская школа в России имеет 8-12 учителей на все предметы, в то время как городская школа — 40-60 педагогов. Как один вариант расписания может подойти и тем, и другим?

«Разговоры о важном»: когда единообразие работает

Но точно работает только одно. Это «Разговоры о важном», которые должны проводиться первым уроком во всех классах страны. Каждый понедельник, от Калининграда до Владивостока, школьники начинают неделю с одного и того же урока.

Когда есть политическая воля и чёткие указания, единообразие вполне достижимо. Но почему тогда с расписанием других предметов всё так сложно?

Ответ простой: «Разговоры о важном» ведёт классный руководитель, и для этого урока не нужны специальные кабинеты или оборудование. А вот для физики или химии нужно лабораторное оборудование, для труда — мастерские, для физкультуры — спортзал. И если спортзал один на всю школу, то поставить физкультуру первым уроком во всех классах просто невозможно.

Чего на самом деле ждали школы

Когда весной объявили о разработке единого расписания, многие директора школ обрадовались. Наконец-то можно будет не ломать голову над вечным вопросом: как расставить уроки так, чтобы и СанПиНы соблюсти, и учителей не перегрузить, и детям было комфортно.

Особенно это актуально для малокомплектных сельских школ, где один учитель может вести три-четыре предмета. Единое расписание могло бы стать настоящим спасением: бери готовую схему и адаптируй под свои условия.

Но вместо этого получили тридцать вариантов, которые нигде не опубликованы и которые всё равно придётся адаптировать под каждую конкретную школу. В итоге завучи как составляли расписание с нуля, так и будут составлять.

В среднем завуч тратит на составление расписания 2-3 недели в начале учебного года и постоянно корректирует его в течение года из-за больничных, курсов повышения квалификации и других форс-мажоров.

Что будет дальше?

Скорее всего, через полгода мы услышим очередные громкие заявления о «совершенствовании образовательного процесса» и «новых подходах к организации учебного времени». А тридцать вариантов расписаний тихо канут в лету, как канули многие другие «революционные» инициативы в образовании.

Школы как составляли расписание исходя из своих реальных возможностей, так и будут составлять. Завучи как ломали голову над тем, как уместить физкультуру в единственный спортзал, так и будут ломать. А красивые цифры в отчётах будут радовать чиновников и давать им повод для новых громких заявлений.

За последние пять лет в российском образовании было запущено более двадцати «масштабных реформ», большинство из которых так и не были доведены до логического завершения.

И в конце хочется сказать, что история с «единым расписанием» — это иллюстрация того, как в нашей стране работает образовательная бюрократия. Громкие заявления, красивые цифры, пышные презентации — и полное отсутствие практического результата.

Хотите знать, что действительно нужно школам? Не тридцать вариантов расписаний, а элементарные вещи: достаточное количество учителей, современное оборудование, нормальную зарплату педагогам и возможность сосредоточиться на обучении детей, а не на бесконечном заполнении отчётов.

Но об этом, видимо, будут говорить в следующий раз. Когда придумают очередную «революционную» идею для образования.

А пока школы продолжают жить по старинке: составляют расписание исходя из реальных возможностей, а не из красивых схем в министерских кабинетах. И, знаете что? Пока это работает гораздо лучше любых тридцати «типовых» вариантов.