На сей счёт существует огромное количество мнений и толкований. Мало того - практически каждый водитель со стажем имеет собственное мнение по поводу смешивания бензинов разных марок. Попытаемся разобраться в ситуации с точки зрения теории и практики.
С точки зрения учебников и справочников АИ-92 и АИ-95 готовят на одной углеводородной (нефтяной) базе, а отличаются они лишь количеством добавленной антидетонационной присадки. В этом случае бензины можно смешивать - естественно, это нужно делать правильно и методически грамотно. Обе марки заливают в одну канистру, хорошо взбалтывают и заправляют в бак автомобиля. Это единственно правильный способ не допустить ошибок с топливом.
Проблемы с низкокачественным топливом
Но та же теория говорит, что существует несколько видов бензина. Почти всё топливо на заправках, особенно летом, - это смесевой бензин. Грубо говоря, смесь из бывшего А-80 и высокооктановой жидкости - эфиров МТБЭ или ЭТБЭ. Это всё происходит на нефтеперерабатывающем заводе. Пока топливо доедет до заправки, в нём могут появиться посторонние примеси, тоже высокооктановые. Из бензина АИ-92 получается АИ-95.
Такие заправки нужно обходить стороной. Кто знает, что налили в такой бензин - обычное смешивание двух марок может внезапно привести к выпадению смол или осадка. Причём если смешать два сорта в канистре, то результат можно увидеть своими глазами ещё до того, как вся эта сомнительная смесь попадёт в бак.
Самодельное топливо на основе бензола
Ещё одно - летом из-за большого спроса на бензин на заправках появляется много самодельного смесевого топлива на основе бензола. Содержание ароматических соединений может достигать 50%. Остальное - это А-80 или чаще спиртсодержащие жидкости. Больше бензола - будет А-95, меньше - А-92. Характерным признаком такого топлива является резкий, хотя может и приятный, запах «химии».
Это вообще не бензин, и лить в бак его нельзя. В старой машине и в грузовике такой бензин ещё кое-как горит. В тёплую погоду такой бензин достаточно стабилен, но уже с первыми похолоданиями начинается расслоение смеси.
Опасности некачественного топлива
И очень часто расслоение начинается сразу после смешивания А-95 и А-92. В итоге, заправив опасной жидкостью бак, водитель отмечает необыкновенно резвую динамику движения. Машина едет как ракета. Это до тех пор, пока насос вырабатывает более тяжёлый и калорийный бензол, у которого октановое число 99 единиц.
Сгорает бензол плохо, даёт такое количество копоти, что получить прогар поршней или клапанов можно уже через пару сотен километров пути.
Что касается обычных заправок и настоящего бензина - если заправляться на одной и той же заправке регулярно (постоянный клиент) и качество топлива не вызывает нареканий, то бензины А-92 и А-95 можно смешивать. Ничего плохого не будет. Но желательно заниматься подобными экспериментами только летом, в тёплую погоду.
Зимой, а тем более в мороз, взаимная растворимость добавок сильно падает, и вполне возможно, что в бак нальют свежего А-92 и зачерпнут жидкости со дна цистерны с А-95. Что будет, если смешать такой коктейль, - никто предугадать не сможет.
Премиальные сорта бензина
И ещё одно - в России и за границей делают премиальные марки специальных бензинов А-98 и А-100. Как правило, это полимер-бензины, практически монопродукты высокого качества, но с очень небольшим сроком хранения. В теории их можно смешивать с А-95 или А-92, но в небольших пропорциях. Хуже другое.
Иногда из-за низкого спроса на такой бензин топливо долго хранится и в итоге быстро стареет. Набирает воду из воздуха, выпадают смолы, падает октановое число. Если залить старый премиум-бензин в бак какого-нибудь дорогого авто, то может случиться прогар или деформация головки мотора.
Поэтому владельцы не рискуют, а разбавляют старый бензин с А-92, выдавая его за А-95. На машинах с распределённым впрыском такая смесь ещё как-то может гореть, но на моторах с прямым впрыском топлива разрушает топливную аппаратуру. Интересно, что карбюраторные моторы потребляют такой коктейль без каких-либо последствий.
Кстати, если не повезло и в бак заправили один из вышеперечисленных «коктейлей», то лучшим выходом будет слив топлива. Для этого лучше купить 10-15 литров нормального А-95, далее слить некачественное топливо, и только после этого залить качественное топливо.
И ещё одно - бензин А-95 на российских заправках всегда выше качеством, чем А-92. И дело не в октановом числе. Это особенности технологии производства топлива.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв