На День города я решила сделать себе подарок – отдохнуть! Так я поступаю не первый год. С того самого момента, как поймала себя на мысли, что столь часто пишу о Риге, что Рига уже не только у моих читателей ассоциируется со мной, но и у меня самой внутри сформировано чёткое ощущение, что Рига – это я.
А раз так, то свой праздник я имею право проводить, как мне хочется, а хочется мне обычно не следовать чёткому распорядку праздничных мероприятий: ходить, где хочется, смотреть, на что хочется, а в этом году вот захотелось и вовсе... поехать куда-нибудь подальше от центра, чтобы... открыть для себя в Риге новые районы и новые пляжи, новые достопримечательности и новый маршрут – длиной в несколько районов и час пути!
Так как ехать предстояло в полностью незнакомое место, одной и долго, то садиться на 24 автобус я решила на конечной, расположенной в автобусном кольце на улице Абренес.
Предварительно изученный маршрут – в начале через специальное приложение, показывающее ход движения общественного транспорта в Риге, а затем и через Google Maps – на остановке у меня немного не совпал с указанными в расписании остановками, из-за чего мне пришлось всё фотографировать, накладывать на Интернет-карту, изучать, сравнивать, прикидывать, как может называться та остановка, на которой я хотела выйти изначально (Vecāķu prospekts) и не стоит ли мне переиграть свой выход, чтобы не слишком долго идти к морю (к примеру, в пользу Mangaļu prospekts, на которой я в итоге и вышла).
Пока думала, как ехать, подошёл 24 автобус. Ждала я его минут десять. При интервале движения в 16 минут с «копейками».
Первое время мы ехали по районам мне знакомым – Центру и Скансте, которые я все исходила пешком и часто показывала вам в своих материалах (так что большинство сфотографированных зданий вы просто обязаны узнать!).
Затем мы въехали в Саркандаугаву, и я удивилась. Прежде всего, тому, что при внешнем ощущении выезда за черту города (смутно помню, что мы проезжали довольно большой зелёный массив деревьев – возможно, Второй Царский сад, заложенный Петром I), мы всё ещё были в Риге, в которой смешались все времена и стили, начиная с... узких улочек Старого города и заканчивая спальными районами, а ля 80-ых. Само собой, что встречались и здания, роднящие Саркандаугаву с тем же Московским форштадтом, что, видимо, объясняется тем, что основная застройка микрорайона пришлась на конец XIX-начало XX века.
Своё название Саркандаугава берёт от одноимённого притока Даугавы, который, в свою очередь, стал Саркандаугавой путём кальки с немецкого «Rote Duna» («Красная Двина») через трансформацию от «Reede Duna» («Рейд Двины»). Вот так – и никакой связи с коммунистическим прошлым: мне почему-то казалось, что «краснота» - оттуда. При этом вплоть до XIX века Саркандаугаву (приток) называли «Канавой наказаний», так как именно здесь в XVI веке... топили обвинённых в колдовстве.
В XVIII столетии здесь было что-то вроде крепостных укреплений, актуальных в условиях постоянных сражений в Европе, которые со временем сменились на лесопилку, «богоугодные заведения» и первую психиатрическую лечебницу в Остзейском крае.
Сейчас Саркандаугава мало чем отличается от других районов Риги – разве что она более обширна (процентов на 40% больше средней площади рижского микрорайона) и зелена – в остальном же здесь всё так же можно встретить как новые, современные многоэтажки, так и старенькие, покосившиеся сарайчики, перемежающиеся... покрытыми художественными (то есть, согласованными с городом) граффити остановками общественного транспорта.
В Вецмилгравис («Старый Мельничный канал») мы попадаем через протоку озера Кишэзерс – Милгравис и здесь уже видим ещё более пасторальную Ригу, зелёные просторы которой вмещают в себя как симпатичные частные особнячки, так и многоэтажные дома с современными площадками для катания на скейтборде. Граффити здесь уже можно встретить и на стенах старых, но доведённых до хорошего состояния реставрацией домов.
Местные дороги – что было заметно уже в Саркандаугаве – летом здесь ремонтируются точно так же, как и в центре Риги. Так что тем, кто пугал меня в своё время жуткими окраинами латвийской столицы, могу сказать: «Мимо!». Скажем так, в плане дорог мне отдалённые районы даже больше понравились, так как катится по ним - одно удовольствие. А вот когда мы отъезжали от автобусного кольца на Абренес, я чуть было не расстроилась – так меня трясло и подкидывало на высоком автобусном сидении 24 маршрута.
До начала XX века Вецмилгравис был небольшим рыбацко-рабочим посёлком. Сейчас здесь также можно встретить предприятия, связанные с судоходством: грузовой порт «Ринужи», Судостроительный завод, Мангальский судоремонтный завод – все они проплывали мимо меня с другой стороны автобуса, что исключило их попадание в данную статью. В Вецмилгравис находится и Рижский морской рыболовный порт, а одна из местных исторических достопримечательностей – Белая церковь (1788) - является единственным храмом Латвии, одновременно являющимся и... маяком.
Вецдаугава – район, предваряющий Вецаки – слился в моём сознании с последним и предстал как рижский вариант Юрмалы, в котором все дома – частные, улицы – прямые, вокруг – сплошные сосны и где-то вдалеке шумит море.
Единственное отличие – старенькие, покрытые самодельными, то есть испорченные, граффити остановки.
Что нисколько не умаляет очарования данного места, которое совсем скоро выведет нас на пляж к пенящимся белыми гребешками тёмно-синим волнам и золотистому солнцу, хитро выглядывающему из пушистых облаков.
Продолжение следует...