Найти в Дзене

«Блеф»: Как итальянская комедия о виртуозных аферистах стала культовым хитом

Оглавление

6 января легендарному Адриано Челентано исполнилось 87 лет. Для советского зрителя он навсегда остался харизматичным Элией из «Укрощения строптивого», но одной из самых ярких и, возможно, наиболее точно отражающих его бунтарский дух ролей стала роль мошенника Феликса в криминальной комедии «Блеф» (1976).

Снятый Серджио Корбуччи, мастером брутальных спагетти-вестернов и кумиром Квентина Тарантино, этот фильм — настоящий гимн авантюризму, искусству обмана и неутолимой жажде жизни, который и сегодня смотрится с неослабевающим восторгом.

-2

Плутовской роман на большом экране: почему мы любим мошенников

В своей основе «Блеф» — это блестящее переосмысление классического плутовского романа, жанра, уходящего корнями вглубь европейской литературы. Сюжет, в центре которого находятся обаятельные и находчивые жулики, играючи обводящие вокруг пальца коррумпированных богачей и карикатурных злодеев, неизменно находит отклик у зрителя. Этот парадокс легко объясним: в реальной жизни мы опасаемся аферистов, но в кино они становятся нашими проводниками в мир, где правила можно нарушать. Мы получаем возможность пережить азарт и свободу без реального риска. Зритель, уставший от рутины, с упоением следит за тем, как герои обманывают систему, и подсознательно болеет за них, превращаясь в соучастника их авантюр.

-3

Именно поэтому нас не смущает наглость Феликса (Челентано), который промышляет танцами с состоятельными дамами и беззастенчиво вторгается в гламурный мир «ревущих двадцатых». Мы интуитивно чувствуем, что этот талантливый прохвост достоин большего, чем мелкое воровство. И когда легендарный аферист Филипп Бэнг (Энтони Куинн) предлагает ему исполнить виртуозное мошенническое танго на двоих, Феликс не может устоять перед искушением сыграть по-крупному.

-4

Идеальный дуэт: неукротимая энергия и мудрая хитрость

Главный козырь фильма — это, безусловно, актерский дуэт Адриано Челентано и Энтони Куинна. Их взаимодействие — это не просто партнерство, а настоящая битва характеров, талантов и харизмы.

-5

  • Адриано Челентано (Феликс) — это стихия. Его персонаж — наглый, импульсивный, полный неукротимой энергии. Он двигается, поет, обманывает с одинаковой страстью. Его физическая пластика, знаменитая походка и способность мгновенно переключаться между образами делают Феликса невероятно живым и притягательным.
  • Энтони Куинн (Филипп Бэнг) — это опыт и мудрость. Его герой — мошенник старой школы, который повидал все. Куинн, обладая мощной актерской фактурой, создает образ человека, уставшего от тюрем, но не растерявшего ни капли своего мастерства. Он — стратег, который просчитывает каждый шаг, в то время как Феликс действует по наитию.

-6

Их отношения строятся на постоянном напряжении и взаимном недоверии. Они — партнеры, но каждый из них до последнего момента готов обмануть другого. Эта интрига, напоминающая о гоголевских «Игроках», держит зрителя в тонусе до самого финала.

-7

Искусство обмана: симфония афер и мистификаций

Фильм представляет собой каскад блестяще разыгранных афер, где каждый следующий обман головокружительнее предыдущего. Режиссер Серджио Корбуччи сразу задает высокую меру условности, давая понять, что это не реалистичная драма, а веселая игра.

-8

  • Черный юмор и абсурд: Корбуччи не стесняется самых экстравагантных приемов. Когда головорезы Белль Дюк по ошибке принимают Феликса за Бэнга, они без лишних слов укладывают его в элегантный катафалк. Сцена, где Феликс меняется местами с тюремным священником, или эпизод, где он использует французский флаг как салфетку, — это чистый абсурд и провокация.
-9

  • Фантасмагория: Фильм сознательно нарушает законы физики. Фокус со взрывом катера и последующая молниеносная погрузка героев в набирающий ход самолет придают истории поистине сказочный размах, напоминая о приключениях барона Мюнхгаузена.

-10

Любовные линии здесь играют второстепенную роль. У Бэнга в прошлом был болезненный роман с дьяволицей Белль Дюк (Капюсин), а Феликс, конечно же, влюбляется в её ангелоподобную дочь Шарлотту. Но все это лишь приправа к основному блюду — азарту, риску и искусству блефа.

-11

География аферы: от Рима до Парижа

Чтобы создать атмосферу роскоши и международного размаха, съемки проходили в нескольких знаковых городах Европы:

  • Рим: Основная часть фильма была снята в Вечном городе. Знаменитый ресторан «Пруденцио», где разворачиваются многие сцены, на самом деле находится на Piazza dei Quiriti, 17.
  • Неаполь: Величественный дворец на берегу моря, где происходит кульминация аферы, — это Palazzo Donn'Anna в Неаполе. Его впечатляющая архитектура и живописные окрестности создали идеальный фон для финальной сцены.
-12

  • Другие локации: Для создания ощущения международного масштаба аферы, некоторые сцены были сняты в элегантных отелях Парижа, на улицах Милана и в старинном замке в Тоскане.

«Блеф» за железным занавесом: что вырезала советская цензура

В СССР фильм стал абсолютным хитом, но до зрителя дошла урезанная версия. Советская цензура удалила или сократила несколько эпизодов, которые показались ей неуместными:

  • Начальная сцена с тараканом в супе была сочтена неэстетичной.
  • Эротические сцены с участием Шарлотты были полностью вырезаны.
  • Были сокращены сцены, демонстрирующие «буржуазный образ жизни»: танец Феликса с пожилой дамой в ночном клубе, его прогулка по парку аттракционов.
  • Незначительно урезали диалоги в поезде и трюк в ювелирном магазине.
  • Финальная сцена, где Белль Дюк стреляет по улетающему самолету из автомата, также была удалена.

Несмотря на это, фильм покорил советских зрителей. Он был глотком свежего воздуха — яркий, динамичный, с невероятно харизматичными героями и музыкой, которая мгновенно стала популярной.

Наследие и вечная любовь

-13

«Блеф» — это не просто комедия. Это жизнеутверждающая история о том, что даже с плохими картами на руках можно выиграть, если играть с азартом, мастерством и долей наглости. За свою роль в этом фильме Адриано Челентано получил высшую национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло». Но главной наградой стала неугасающая любовь зрителей по всему миру, которые и сегодня с удовольствием пересматривают эту великую комедию о двух очаровательных проходимцах.