Найти в Дзене

«Как советский режиссёр открыл Бэтмена в Ялте: невероятная история съёмок „Мио, мой Мио“»

Оглавление


1986 год. Холодная война ещё не закончилась, но в СССР происходит немыслимое: шведы привозят 55 миллионов крон (огромные деньги по тем временам) на съёмки самой дорогой экранизации Астрид Линдгрен. В проекте — легендарный Дракула Кристофер Ли, композитор из ABBA и… никому не известный 13-летний английский мальчик по имени Кристиан Бэйл.

Это расследование о том, как съёмки детской сказки превратились в шпионский триллер с радиоактивной паникой, почему английские профсоюзы чуть не сорвали рождение будущей звезды Голливуда, и как простая девочка-каскадёр из Ялты летала над Стокгольмом вместо принца.

Почему шведы вообще приехали в СССР? Они могли обратиться в Голливуд.

Владимир Грамматиков
Владимир Грамматиков

Это первый и главный вопрос. Ответ на него — советский режиссёр Владимир Грамматиков. Но шведов впечатлил не его знаменитый детский фильм «Усатый нянь», а лирическая комедия «Шла собака по роялю».

«До сих пор не пойму, что общего между ней и западноевропейской сказкой», — удивлялся сам Грамматиков.

Астрид Линдгрен
Астрид Линдгрен

Но решающим стало личное благословение самой Астрид Линдгрен. Грамматиков, трясясь от волнения, приехал к ней домой в Стокгольм. Он не знал, что сказать о будущем фильме, но мудрая сказочница и не спрашивала.

«Володь, ты со скольки лет себя помнишь?» — спросила она.
Два с половиной часа Грамматиков рассказывал ей о своём детстве. После этого она сказала: «Будет хороший фильм».

Она поняла главное: его фильмы — это он сам. И этого было достаточно.

Как чернобыльская катастрофа чуть не сорвала съёмки в Крыму?

Съёмки должны были проходить в Крыму — Никитский ботанический сад, Воронцовский парк, Ливадийский дворец. Но в июне 1986 года, всего через пару месяцев после аварии на Чернобыльской АЭС, иностранная группа наотрез отказалась ехать.

Они знали о последствиях катастрофы гораздо больше, чем советские граждане. Пришлось их долго уговаривать и гарантировать безопасность.

Но даже когда они приехали, страх не отпускал. Некоторые члены съёмочной группы до конца экспедиции перед каждым обедом тестировали свои тарелки счётчиком Гейгера.

Ирония в том, что, увидев красоту Крыма, они потом стали вызывать туда своих жён и детей.

Правда, что Кристиана Бэйла нашли почти случайно? И почему он едва не лишился роли?

Грамматиков искал англоговорящих детей. Сначала он хотел взять советских ребят из семей дипломатов, но отказался от этой идеи после первой же встречи.

«Таких наглых, развязных, неуправляемых — уже весь мир объехали — я еще не встречал: „Алё, чё надо?!“» — вспоминал режиссёр.

Пришлось искать героев в Англии. Грамматиков отсмотрел 160 претендентов и выбрал 35 пар для импровизации. Задание было жестоким: один мальчик должен был сообщить другому, что его любимая собака попала под машину.

На следующий день разразился скандал. Английские профсоюзы пригрозили судом за то, что режиссёр дал детям такое эмоциональное задание без согласования с родителями. Проект был на грани срыва.

Но Грамматиков пошёл до конца. В финальном туре он дал 18 финалистам ещё более тяжёлое задание: умолять маму не уходить из семьи.

«И это было, конечно, ой-ой-ой!» — говорит он.

Победили двое: Николас Пиккард (Мио) и Кристиан Бэйл (Юм-Юм). Именно после этой роли 13-летнего Бэйла заметит Стивен Спилберг и пригласит в свой фильм «Империя солнца». Так началась его большая карьера.

Кто на самом деле летал на бороде Джинна над Стокгольмом?

Самый зрелищный трюк фильма — полёт на бороде джинна. За него отвечал знаменитый оскароносный специалист по спецэффектам Дерек Меддингс (создатель трюков для «Бондианы» и «Супермена»). Но в Ялте его ждал провал: он поскользнулся на обледенелой дорожке в первый же день и сломал ногу.

Тогда советский каскадёр Валерий Павлотос предложил гениальное решение: снять трюк «вживую», без компьютерной графики.

Лена Ступакова
Лена Ступакова

Но кто рискнёт летать на высоте 40 метров? Дублером главных героев стала 13-летняя школьница из Ялты Лена Ступакова, самый юный каскадёр в мире.

Именно она, а не английские мальчики, парила в ночном небе над Стокгольмом, цепляясь за гигантскую бороду, закреплённую на стреле автокрана. Она же рубилась на мечах с рыцарем Като и карабкалась по стенам Башни Смерти.

«Я ещё думала: ну что это за пацаны, которые даже прыгнуть нигде не могут?!» — смеётся она сейчас.

А что стало с главными героями после сказки?

Их пути разошлись.

  • Ник Пиккард (Мио) стал звездой британских «мыльных опер», заработал на сеть ресторанов и паб для мамы. Он выбрал стабильность.
  • Кристиан Бэйл (Юм-Юм) стал одной из величайших звёзд Голливуда, получил «Оскар» и многомиллионные гонорары за роль Бэтмена. Он выбрал славу.

Урок от мудрой сказочницы

История съёмок «Мио, мой Мио» сама похожа на сказку. Сказку о том, как мудрость одной писательницы смогла объединить людей из разных миров, как советский режиссёр разглядел будущего Бэтмена в обычном мальчишке, и как простая девочка из Ялты стала героиней, совершавшей подвиги вместо принца.

Это история о том, что настоящее чудо рождается не благодаря деньгам и технологиям, а благодаря таланту, смелости и вере в то, что ты делаешь.