Найти в Дзене

«Друг»: Беспощадная притча о том, как говорящая собака стала зеркалом для тонущей нации

Оглавление

В 1987 году, когда Советский Союз стоял на пороге тектонических перемен, режиссер Леонид Квинихидзе, подаривший зрителю легкие и светлые мюзиклы «Мэри Поппинс, до свидания» и «Соломенная шляпка», выпустил фильм, ставший шоковой терапией.

«Друг» — это безжалостная, пронзительная и тяжелая драма-притча, основанная на пьесе Эдуарда Акопова «Пёс». В этой картине фантастический элемент — говорящая собака — служит лишь скальпелем для вскрытия глубочайших социальных язв. Это незаслуженно подзабытое кино до сих пор остается одним из самых мощных и честных высказываний о человеческом падении, предательстве и призрачной надежде на спасение.

-2

Сюжет как диагноз: «Не всё ли равно, про кого говорить?»

Фильм открывается эпиграфом из рассказа Ивана Бунина: «Не всё ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле». Эти слова — камертон всей истории. Мы знакомимся с Колей Никитиным (Колюном), бывшим артистом «Москонцерта», а ныне опустившимся до самого дна запойным пьяницей. Его среда обитания — «птичий рынок», где он выпрашивает деньги, и грязная химчистка. В один из таких дней загадочный интеллигентный мужчина (Анатолий Ромашин) совершает странный поступок: отдает ему своего пса, огромного черного ньюфаундленда, и даже приплачивает сверху 150 рублей.

-3

Позже Колюн, к своему ужасу и изумлению, обнаруживает, что пес, назвавшийся Другом, умеет говорить. И говорит он голосом совести, разума и последней надежды (гениальная озвучка Василия Ливанова). Миссия Друга — спасти Колюна, вытащить его из алкогольного омута, вернуть к жизни, к дочери, к самому себе. Но спасти того, кто отчаянно не хочет спасения, оказывается почти невыполнимой задачей.

-4

Вершина падения: гениальный Сергей Шакуров

Главный герой в исполнении Сергея Шакурова не вызывает ни грамма жалости или сочувствия. И в этом заключается гениальность его игры. Шакуров не сыграл, а буквально прожил на экране всю физиологию и психологию распада личности. Его Колюн — не трагическая жертва, а активный, изобретательный и совершенно аморальный эгоист, чья жизнь подчинена одной цели — поиску выпивки. Интересно, что на эту сложнейшую роль пробовались такие мэтры, как Лев Дуров и Лев Борисов, но выбор пал именно на Шакурова, который смог придать образу пугающую достоверность.

-5

Актер филигранно показывает все стадии падения: от комичных препирательств с говорящим псом («-Ты еще здесь? -Здесь я, здесь, не беспокойтесь!») до страшного, надрывного финала. Сцена его белой горячки, бесчувственное тело, которое уносят санитары, и последующее возвращение из ЛТП — это вершина актерского мастерства. Мы видим уже не человека, а ходячую куклу с пустой душой, потухшими глазами и заторможенными движениями. За эту работу Сергей Шакуров абсолютно заслуженно получил приз за лучшую мужскую роль на Всесоюзном кинофестивале.

Голос совести: магия Друга и Василия Ливанова

Самого Друга сыграл благородный ньюфаундленд по кличке Ютгай. Но его душой и голосом стал великий Василий Ливанов. Его уникальный хрипловатый тембр, знакомый по Шерлоку Холмсу и Карлсону, здесь звучит совершенно иначе. Это усталый, мудрый, бесконечно терпеливый, но не теряющий надежды голос наставника. Четкие, афористичные реплики Друга заставляют зрителя моментально принять правила игры и поверить в происходящее. Фантастический элемент становится реальностью благодаря этому голосу. Именно из-за этого невероятно живого и трагичного персонажа многие зрители признаются, что не могут пересматривать фильм — слишком больно и невыносимо жалко.

-6

Мелодия надрыва: песни Александра Розенбаума

Еще одним полноценным героем фильма стала музыка. Песни Александра Розенбаума — это не просто фон, а смысловой и эмоциональный стержень картины. Они звучат как исповеди, как маленькие истории, полные боли и тоски. «Вальс-бостон», «Нарисуйте мне дом», а особенно «О холодах» становятся саундтреком к распаду души Колюна:

"Холодно, холодно...
Не замерзнуть бы - отворите...
Молодость -
Мне верните - не губите..."

Малоизвестный факт: режиссер Леонид Квинихидзе специально попросил Розенбаума исполнить и записать песни для фильма в иной, более надрывной и камерной манере, отличной от его концертных версий. Благодаря этому они приобрели особую, пронзительную искренность, идеально слившись с мрачной атмосферой фильма.

Финал, от которого стынет кровь: надежда или иллюзия?

Концовка фильма — одна из самых сильных и обсуждаемых в советском кинематографе. После «лечения» в ЛТП (показанного в гнетущей черно-белой гамме) Колюн возвращается в свою пустую квартиру. Он сломлен, заторможен, он — живой мертвец. В его руках лишь резиновый мячик — единственное, что осталось от Друга, которого он сам же и предал, отдав собутыльнику Митьке и живодёрам. И в этот момент абсолютного отчаяния, когда Колюн беззвучно плачет, дверь открывается, и на пороге появляется Друг… Камера застывает на цветном стоп-кадре, оставляя финал открытым.

-7

Было ли это реальным возвращением верного пса, чудом простившего предательство? Или это лишь предсмертное видение, последняя галлюцинация сломленного человека перед окончательным угасанием? Режиссер не дает ответа, оставляя зрителя наедине с этой пронзительной сценой, которая может быть истолкована и как символ божественного прощения, и как последняя иллюзия погибающей души.

«Друг» — это честное, беспощадное и тяжелое кино. Это фильм-диагноз, который говорит не только о трагедии одного алкоголика, но и о состоянии целого общества, теряющего ориентиры. Это тяжелый, но невероятно талантливый и необходимый фильм, который доказывает, что иногда собаки действительно бывают человечнее людей.