Хеви-метал — это субкультура, которая всегда имела дело с крайностями. С момента своего зарождения в 70-х годах жанр был очарован темной стороной человечества: насилием, смертью, разрушением и войной. И визуальные элементы — от логотипов до обложек альбомов — всегда служили мощным инструментом для демонстрации этих тем и создания нужного имиджа. И одна страна, в частности, вдохновила большую часть этой мрачной эстетики — Германия.
Стереотипы о германской мощи, брутальности, милитаризме и угрозе, которые так полюбились металу, черпались из разных эпох: от древних тевтонских племен до антигерманской пропаганды времен Первой мировой войны. Но, конечно, самым мощным и спорным источником вдохновения стала эстетика нацистской Германии.
Blackletter: Шрифт, ставший символом
Black Sabbath, пионеры хеви-метала, были одними из первых, кто начал заигрывать с германскими образами. На обложке их альбома "Sabbath Bloody Sabbath" (1973) впервые в жанре был использован готический шрифт, или блэклеттер (blackletter).
Этот шрифт, с его тяжелыми, угловатыми буквами, имеет глубокие исторические корни. Немецкий первопечатник Иоганн Гутенберг представил его Европе в XV веке, и, хотя большинство стран со временем перешли на более читаемые шрифты, в Германии блэклеттер оставался национальным символом вплооть до конца Второй мировой.
Своего апогея эта символика достигла с приходом к власти Гитлера. Нацистская партия провозгласила фрактуру (разновидность блэклеттера) истинным шрифтом страны. Он использовался повсюду: от пропагандистских плакатов до обложки "Mein K**pf". И хотя в 1941 году режим иронично отказался от него, назвав «еврейскими буквами», в массовой культуре блэклеттер навсегда стал ассоциироваться с нацизмом.
Для метал-сцены это было то, что нужно. Шрифт выглядел внушительно сам по себе, а его исторический контекст добавлял ему ауру темного, могущественного прошлого. Его стигматизация в глазах общественности лишь усиливала его привлекательность.
Вскоре блэклеттер стал визуальной торговой маркой жанра. Графический дизайнер Джерард Уэрта создал логотипы в этом стиле для Blue Öyster Cult и AC/DC ("Let There Be Rock"), и сам признавал: «Это стало внешним видом хеви-метала». Вслед за ними готический шрифт для своих логотипов и обложек использовали Motörhead, Rainbow, Judas Priest, Dio, Mercyful Fate и многие другие.
Умлауты: «Тяжелый метал-акцент»
Одновременно с готическим шрифтом в жанре возник еще один германский тренд — эстетическое использование умлаутов. Эти две точки над гласными (ä, ö, ü) в немецком языке меняют их произношение. Но в англоязычном хеви-метале они не несут никакой фонетической нагрузки — их просто ставят над буквами, чтобы название выглядело «круче».
Тренд начался с Blue Öyster Cult в начале 70-х, а затем был подхвачен Motörhead и Mötley Crüe. Хотя не всегда это был сознательный кивок в сторону немецких стереотипов, совпадение неслучайно. Мы ведь не видим в логотипах метал-групп другие диакритические знаки, вроде тильды (~) или седиля (¸).
Никки Сикс из Mötley Crüe прямо говорил о немецком наследии умлаута: «Мы просто хотели сделать что-то, чтобы выглядеть странно, а умлаут очень визуален. Он немецкий и сильный, и эта ментальность нацистской Германии — "будущее принадлежит молодежи" — интриговала меня».
Лемми из Motörhead был более лаконичен: «Я подумал, что это выглядит злобно».
Часто группы, использовавшие умлауты, заигрывали и с другими германскими образами. У Motörhead есть песни о Второй мировой, а на обложке альбома Blue Öyster Cult "Secret Treaties" (1974) группа позирует на фоне немецкого истребителя Messerschmitt Me 262, которому посвящена одна из песен.
В 80-х тренд был доведен до абсурда, что блестяще высмеяли в мокьюментари-фильме "This Is Spın̈al Tap", где вымышленная группа ставит умлаут над согласной "n", что полностью противоречит лингвистическим правилам.
Функция в хеви-метале: Стиль, а не идеология
В 2004 году Лемми Килмистера, известного коллекционера нацистской атрибутики и носителя железного креста, спросили о его интересе к этой моде.
Он ответил:
«Я вам кое-что расскажу об истории. С самого начала времен у плохих парней всегда была лучшая форма. Наполеон, конфедераты, нацисты. У них у всех была убойная форма. Я имею в виду, форма СС — это просто гениально! Они были рок-звездами того времени. Что тут поделаешь, они просто хорошо выглядят. Не надо называть меня нацистом только потому, что у меня есть их форма».
Это заявление идеально отражает природу германской иконографии в хеви-метале. Называя нацистов «плохими парнями» и «рок-звездами», Лемми сводит на нет их реальную идеологию, рассматривая их исключительно через стилистическую призму. Он заимствует ровно столько исторического контекста, чтобы обозначить их как «злодеев», но эта формулировка делает их похожими скорее на киношных антагонистов, чем на реальный режим.
В результате получается нечто среднее между реальностью и вымыслом: упрощенное изображение истории, измененное для другой цели. Германские элементы в хеви-метале существуют не для того, чтобы просвещать, — они существуют для того, чтобы закрепить за жанром его мрачный, бунтарский и провокационный статус.