Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Обман зрения века Просвещения: Коллажный трюк Ватто и конвейер Буше

Оглавление

Парижский "Копипаст": Как Буше и Ватто собирали шедевры рококо из кусочков эпохи

Франсуа Буше – Женская головка, 1730-е.
Франсуа Буше – Женская головка, 1730-е.

Представьте мир без фотокамер, сканеров и Photoshop. Мир, где каждый образ, каждая линия рождаются только от руки. И все же, в сердце галантного XVIII века, два титана французской живописи – Антуан Ватто и Франсуа Буше – разработали свои собственные, изощренные методы «цитирования», «компиляции» и «повтора», поразительно напоминающие современные коллаж и копипаст. Это был не плагиат, а гениальная система визуального банка данных, позволявшая им творить с невероятной скоростью и создать узнаваемый язык целой эпохи – рококо.

Антуан Ватто: Коллаж мечты из альбома набросков

Антуан Ватто (фр. Jean Antoine Watteau) (1684–1721) — французский живописец и рисовальщик, один из основоположников искусства рококо. Р. Каррьера. Портрет Антуана Ватто. 1721.
Антуан Ватто (фр. Jean Antoine Watteau) (1684–1721) — французский живописец и рисовальщик, один из основоположников искусства рококо. Р. Каррьера. Портрет Антуана Ватто. 1721.

Ватто, отец жанра «галантных празднеств» (fêtes galantes), был одержим натурой. Но его шедевры – не сиюминутные зарисовки с натуры в парке. Это тщательно сконструированные визуальные поэмы.

«Физический» коллаж на холсте

Ватто постоянно делал зарисовки с натуры: позы кавалеров и дам, выражения лиц, складки тканей, фрагменты пейзажей, детали костюмов, жесты.

Антуан Ватто. Рисунки.
Антуан Ватто. Рисунки.

Эти сотни рисунков были его личной «библиотекой клипарта».
Работая над большой картиной (например,
«Паломничество на остров Киферу»), он буквально компоновал фигуры на холсте, как коллажист наклеивает вырезки. Он брал понравившуюся позу дамы с одного наброска, жест кавалера с другого, группу музыкантов с третьего, фон – с четвертого.

Антуан Ватто. Рисунки.
Антуан Ватто. Рисунки.

Результат: Идиллические, но полные меланхолии сцены, собранные из «фрагментов» реальности, но преображенные в мечту. Его картины – рукотворные коллажи настроения, где каждая деталь – цитата из его бесценного альбома.

«Паломничество на остров Киферу» — картина французского живописца первой трети XVIII века Антуана Ватто (1684–1721). Существует две версии:
Первая версия (1717) — в Лувре (Париж).
Вторая версия (ок. 1718) — во дворце Шарлоттенбург (Берлин).
«Паломничество на остров Киферу» — картина французского живописца первой трети XVIII века Антуана Ватто (1684–1721). Существует две версии: Первая версия (1717) — в Лувре (Париж). Вторая версия (ок. 1718) — во дворце Шарлоттенбург (Берлин).

«Копипаст» фигур и мотивов

Удачные находки кочевали из картины в картину. Фигура, придуманная для одного «галантного празднества», могла появиться в другом, слегка измененная или в новом окружении. Это был осознанный повтор, «ремикс» собственного материала для создания вариаций на любимые темы (любовь, музыка, театр, мимолетность счастья).

«Затруднительное предложение» — это картина Антуана Ватто, написанная в 1715–1716 годах.
На картине изображена группа из двух кавалеров и трёх деликатных дам. Кавалер в чём-то убеждает даму, а она несколько смущена его предложением
«Затруднительное предложение» — это картина Антуана Ватто, написанная в 1715–1716 годах. На картине изображена группа из двух кавалеров и трёх деликатных дам. Кавалер в чём-то убеждает даму, а она несколько смущена его предложением

«Венецианский праздник» — картина Антуана Ватто, написанная в 1719 году. Относится к жанру «галантных празднеств» — сцен увеселений на открытом воздухе. 
Описание: на полотне изображена светская сцена, возможно, спектакль. Общество расселось полукругом, а в центре танцует пара в венецианских костюмах. Однако действие происходит не только между танцующими: художника интересуют зрительные ряды, где разворачиваются важные для задействованных в них лиц события. Например, любовные притязания молодого кавалера привлекают внимание не только его дамы.
«Венецианский праздник» — картина Антуана Ватто, написанная в 1719 году. Относится к жанру «галантных празднеств» — сцен увеселений на открытом воздухе. Описание: на полотне изображена светская сцена, возможно, спектакль. Общество расселось полукругом, а в центре танцует пара в венецианских костюмах. Однако действие происходит не только между танцующими: художника интересуют зрительные ряды, где разворачиваются важные для задействованных в них лиц события. Например, любовные притязания молодого кавалера привлекают внимание не только его дамы.

Франсуа Буше: Фабрика грез и конвейер образов

Лундберг, Густав (1695-1786) - Художник Франсуа Буше, 1741.
Лундберг, Густав (1695-1786) - Художник Франсуа Буше, 1741.

Если Ватто был поэтом, собирающим коллажи-сонеты, то Буше – виртуозным ремесленником и предпринимателем, чья мастерская была настоящей фабрикой образов рококо. Его «копипаст» был масштабнее и системнее.

«Мадам де Помпадур» (фр. Madame de Pompadour) — портрет французского живописца Франсуа Буше, написанный в 1756 году. Самый известный из семи портретов маркизы де Помпадур, которые художник создал в 1750–1759 годах.
«Мадам де Помпадур» (фр. Madame de Pompadour) — портрет французского живописца Франсуа Буше, написанный в 1756 году. Самый известный из семи портретов маркизы де Помпадур, которые художник создал в 1750–1759 годах.

"Копипаст" как производственная необходимость

Буше был невероятно востребован. Король, мадам де Помпадур, аристократия – все хотели его пасторали, мифологические сцены, портреты. Чтобы удовлетворить спрос, он разработал систему шаблонов.
Любимые модели и позы: Он часто писал одних и тех же натурщиц (включая жену и дочь) в характерных, узнаваемых позах. Эти позы («лежащая обнаженная», «пастушка с ягненком», «купальщица») повторялись в десятках картин с минимальными вариациями. Это был его фирменный «стикер-пак».

«Спящая пастушка» — картина французского художника эпохи рококо Франсуа Буше (1703–1770). 
Дата создания: 1760–1763 годы. Размер: 57×46 см.
«Спящая пастушка» — картина французского художника эпохи рококо Франсуа Буше (1703–1770). Дата создания: 1760–1763 годы. Размер: 57×46 см.

Пример: Знаменитая поза лежащей Одалиски (вдохновившая позже Мане и Пикассо) появляется и в «Темноволосой одалиске», и в «Светловолосой одалиске», и в многочисленных «Венерах» и «Дианах». Фон, атрибуты, цветовая гамма менялись – ядро композиции «копипастилось».

«Темноволосая одалиска» (фр. L'odalisque brune) — картина французского художника Франсуа Буше, написанная около 1745 года.
«Темноволосая одалиска» (фр. L'odalisque brune) — картина французского художника Франсуа Буше, написанная около 1745 года.

«Коллаж» из мифологии и реальности

Буше мастерски сочетал реальные пейзажи (часто идеализированные) с абсолютно фантазийными мифологическими или аллегорическими фигурами и сценами.

«Туалет Венеры» — 1751 год, Франсуа Буше. 
Она была заказана мадам де Помпадур для её совместного уединения со своим возлюбленным, королём Людовиком XV.
«Туалет Венеры» — 1751 год, Франсуа Буше. Она была заказана мадам де Помпадур для её совместного уединения со своим возлюбленным, королём Людовиком XV.

Он брал «кусочек» классической статуи (поза, жест), «кусочек» реального пейзажа (скала, дерево), «кусочек» бытовой сценки (пастушка) и собирал их в единое, декоративное целое на холсте, создавая совершенный, но искусственный мир удовольствий («Туалет Венеры», «Восход солнца»).
Его гравюры (которых он создал огромное количество) часто были
прямыми репродукциями фрагментов его же картин – еще один уровень «копипаста» для массового распространения его образов.

Картина французского художника Франсуа Буше, написанная маслом на холсте в 1752 году. Эта картина и ее пара «Закат солнца» были выполнены по частному заказу мадам де Помпадур в качестве полномасштабных моделей для мануфактуры Gobelins.
Картина французского художника Франсуа Буше, написанная маслом на холсте в 1752 году. Эта картина и ее пара «Закат солнца» были выполнены по частному заказу мадам де Помпадур в качестве полномасштабных моделей для мануфактуры Gobelins.

Зачем? Эстетика рококо и практика мастерской

Это не было ленью или недостатком фантазии. Это был осознанный творческий метод, отвечающий духу времени и требованиям профессии:

  • Скорость и эффективность: Рынок требовал много картин. Повтор удачных элементов ускорял работу.

Франсуа Буше. Этюд головы молодой девушки. Бумага, пастель, мел, сангина.
Франсуа Буше. Этюд головы молодой девушки. Бумага, пастель, мел, сангина.
  • Создание узнаваемого стиля: Повторяющиеся мотивы (пасторали, одалиски, пухлые амуры) стали визитной карточкой Буше и всего рококо.
  • Совершенство формы: Отработанные до идеала позы и композиционные схемы гарантировали эстетическое совершенство, столь ценимое эпохой.
  • Работа с "архетипами": Повторяя мифологические и галантные сцены, художники создавали визуальный словарь эпохи, понятный их заказчикам.
  • Экономия натурных сеансов: Использование набросков (Ватто) или отработка поз с постоянными моделями (Буше) сокращало время работы с живой натурой для каждой новой картины.

Франсуа Буше. Пастораль
Франсуа Буше. Пастораль

Заключение: Предтечи цифровой эры?

Буше и Ватто не вырезали ножницами и не нажимали Ctrl+C. Но их гениальность проявилась в том, как они систематизировали визуальную информацию, создавали базы данных образов и смело «цитировали» самих себя и реальность, комбинируя фрагменты в новые, очаровательные целые.

Их холсты – это роскошные рукотворные коллажи галантного века, а их мастерские – первые «конвейеры» визуального копипаста, работавшие на благо красоты и востребованности. Они доказали, что искусство повторения и компиляции, доведенное до виртуозности, рождает не вторичность, а новый, пленительный стиль целой эпохи. В этом смысле они – неожиданные, но несомненные предшественники современных визуальных стратегий.

Франсуа Буше. Триумф Венеры.
Франсуа Буше. Триумф Венеры.

Екатерина Серёжина