Найти в Дзене
AutoHS - история автомобилей

Как создавали ВАЗ-2110

Среди автомобилей, созданных в последние годы существования Советского Союза, особое место занимает ВАЗ-2110. Для многих эта модель стала символом надежд на новый этап развития отечественного автопрома: современный внешний облик, «иномарочный» силуэт, обещанный 16-клапанный двигатель - все это выглядело как долгожданный шаг вперед, который поставит отечественный автопром на один уровень с зарубежным...

В середине 1980-х на ВАЗе начали работу над новой моделью, которая должна была стать продолжением переднеприводного семейства. Изначально индекс 2110 был закреплен за проектом седана на базе Самары. Однако стремительно меняющиеся экономические реалии и нехватка средств заставили АвтоВАЗ пойти на хитрость и представить новую модель как модификацию «девятки» с индексом 21099. Таким образом, четырехдверная Самара смогла пройти упрощенную госприемку и уже в 1990 году поступить в серийное производство. Освободившийся индекс 2110 получила совершенно другая машина - та самая, которая впоследствии стала знаменитой «десяткой». Основные работы по ее созданию выполнили в период с 1985-го по 1988 год.

Макет 1987 года, на котором были отработаны два варианта дизайна будущего ВАЗ-2110. Наиболее удачным признали правый, его и взяли в работу
Макет 1987 года, на котором были отработаны два варианта дизайна будущего ВАЗ-2110. Наиболее удачным признали правый, его и взяли в работу

Внешний облик машины формировался не под влиянием зарубежных образцов, как часто утверждают злопыхатели, а исходя из требований аэродинамической эффективности. Обтекаемые формы, плавные переходы и отсутствие выступающих элементов стали результатом стремления снизить коэффициент аэродинамического сопротивления. Правда, такой подход привел к появлению весьма специфического силуэта, который острые на язык автолюбители прозвали «беременной антилопой». Деревянные макеты продували в аэродинамической трубе Porsche, сравнивая показатели с эталонными образцами. Да, советские инженеры изучали современные западные модели, включая Volkswagen Passat B3, но прямого копирования не было.

Изначально конструкторы планировали использовать двухсекционные, аэродинамически совершенные, окна. Однако позднее от этого решения отказались
Изначально конструкторы планировали использовать двухсекционные, аэродинамически совершенные, окна. Однако позднее от этого решения отказались

Современные требования по экологии потребовали отказа от устаревшего карбюратора. Вазовцы искали партнеров для внедрения систем впрыска топлива и вели переговоры с Siemens, Bosch и General Motors. В итоге выбрали американцев: фирма GM предложила лучшие условия и согласилась разработать решения не только для будущих моделей, но и для серийных машин. Так, задолго до серийной «десятки», появились первые «инжекторные» Жигули и Нивы.

Серийный ВАЗ-2110
Серийный ВАЗ-2110

Запуск «десятки» оказался долгим и трудным. Первые опытные машины собрали летом 1995 года, но по-настоящему серийное производство началось лишь в 1997-м. В отличие от Самары, новая модель страдала от множества конструктивных просчетов. Ошибки в расположении рулевого механизма и неправильно рассчитанные параметры подвески привели к проблемам с управляемостью. Недостаточная жесткость передних лонжеронов проявлялась в растрескивании задних стекол, хотя на испытаниях новая модель продемонстрировала куда большую стойкость к скручивающим нагрузкам, чем Самара - 8000 Нм/градус против 5500 Нм/градус. Из других проблем: «дырявые» уплотнители стекол, перекошенная передняя панель, рассыпающийся вторичный вал коробки передач и трескающийся расширительный бачок.

Интерьер особыми изысками не блистал, как и качеством изготовления
Интерьер особыми изысками не блистал, как и качеством изготовления

Впрочем, несмотря на все проблемы, отечественную новинку рынок встретил довольно тепло. Детские болезни были решены, и к середине 2000-х в России выпускалось по 200 тыс. автомобилей десятого семейства. Пережив череду модернизаций, приобретя несколько вариантов двигателя и три типа кузова, в 2007 году «десятка» сошла с производственной линии АвтоВАЗа. Всего было выпущено 1 млн 870 тыс. автомобилей, включая 295 тыс. универсалов ВАЗ-2111 и 540 тыс. хэтчбеков ВАЗ-2112.

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Больше материалов в моем телеграм!

Читайте также:

Lada
208,9 тыс интересуются