В самом конце 1942 года несколько новых истребителей Н. Поликарпова И-185 прошли войсковые испытания на фронте, встретились в воздушном бою с истребителями немцев, и какие-то из них вроде даже были сбиты. Но, несмотря на хорошие отзывы пилотов, этот самолет в серию так и не прошел, и поэтому появились версии о том, что Сталин якобы отдал предпочтение своему фавориту А. Яковлеву, но не захотел связываться с опальным Поликарповым. Однако никто не говорит о том, что хорошие отзывы И-185 получил от опытных пилотов, полетевших в бой на «эталонных» экземплярах истребителя, а вот какие бы отзывы дали обычные молодые пилоты, которым пришлось бы воевать на серийных машинах?
В среде специалистов-авиаторов, изучающих Вторую Мировую войну, ходит такое распространенное мнение, что наши истребители марки Як были просто отстойными самолетами, буквально на уровне И-16 по эффективности, а то и еще ниже. Мол, И-16 уступал только в скорости полета, а по всем остальным параметрам, включая прочность конструкции, живучесть, вооружение и маневренность, а также способность пикировать и штурмовать наземные цели, превосходил Яки существенно.
Но при этом они почему-то забывают упомянуть о том, что даже в мирное время на И-16 разбилось больше опытных пилотов, чем разбилось неопытных на Яках во время войны.
В связи с этим становится понятно, почему Сталин (ну, а кто же еще?) не дал ход новейшим изобретениям Н. Поликарпова И-180 и И-185. Напомню, кто не знает – именно на И-180 разбился опытнейший советский летчик Валерий Чкалов, и хоть его смерть была чистой случайностью (мог бы отделаться только царапинами, если бы не приложился к рельсу головой), тем не менее, факт катастрофы имел место быть.
Короче, обе эти новинки Поликарпова были хоть и прекрасными машинами, но для тотальной войны, к которой готовился Сталин, не годились. Во-первых, они были очень сложными в производстве, и были в этом подобны немецким «мессершмиттам» Bf-109. А Сталин прекрасно знал возможности отечественного массового производства и все его недостатки. Да, наши заводы могли бы изготовить этих И-180 и И-185 столько, сколько было произведено «мессершмиттов» вместе с «фокке-вульфами», и даже больше, но итоговое качество этих самолетов было бы в разы ниже.
Во-вторых, истребители Поликарпова были такими же сложными в освоении, как и И-16, и на них могли бы успешно воевать немногие наши пилоты, а в условиях массовой войны столько пилотов высокой квалификации произвести было невозможно, особенно учитывая пониженное в сравнении с «мессерами» и «фоккерами» качество.
И разразившаяся 22 июня 1941 года война прекрасно показала, насколько Сталин прекрасно все предвидел. Все И-16, пережившие разгром на аэродромах впервые дни войны, были потеряны в основном в катастрофах или воздушных боях, уцелели и успешно повоевали только те, которые пилотировались очень опытными пилотами.
То же самое было бы и с И-180 и И-185, если бы их запустили в серию вместо истребителей марки Як.
Именно поэтому очень быстро прекратился и выпуск новейших истребителей МиГ-3, и существенно снизилось производство ЛаГГ-3 – это были самолеты не для массового производства и не для массового употребления.
В связи с этим у советских ВВС на 1941-1942 годы осталась только одна марка – это Як (Як-1 и Як-7). Больше у Сталина ничего нового и актуального, то есть годного для тотальной войны, в первые полтора года не было.
А что такое тотальная война? Это такая война, которая, если применять ее для сферы авиации, требовала множество пилотов, которые не имели не то что боевого, но и летного опыта. Новые самолеты выпускались массово, а новые летчики тоже выпускались массово, но не того качества, которое было нужно – им приходилось учиться своему мастерству прямо в бою. А истребителя Як отличались тем, что позволяли научиться необстрелянному пилоту быстрее, чем это моно было бысделать на самолетах Поликарпова.
Мало того - Яки были настолько простыми в освоении, что даже летных происшествий на них случалось гораздо меньше, чем они случались в люфтваффе при эксплуатации хваленых «мессершмиттов». Ясно, что по боевым данным Яки уступали немецким истребителям, но ненамного. И заслуга наших Яков была в том, что на них довольно успешно могли воевать и менее опытные пилоты, а все благодаря простоте пилотирования самолета. На и-180 и И-185 наши новички воевать не научились бы – если бы они не погибли в катастрофе, то сразу бы погибли в бою, несмотря даже на то, что как минимум И-185 по многим качествам, превосходил не только «мессершмитт», но и более поздний «фокке-вульф».
Вот как раз истребители Як для тотальной войны подходили прекрасно, а немецкие истребители – нет. В люфтваффе в конце войны была такая же проблема, какая была у нас в ее начале – не хватало опытных пилотов. И у нас в 1941-42-м, и у немцев в 1944-45-м на истребителях приходилось воевать новичкам не то что без боевого, но и без летного опыта. Но у нас в начале войны были такие прекрасные и прощающие многие ошибки самолеты, как Як, а у немцев в конце войны были только очень сложные «мессеры» и «фоккеры». Это и ускорило конец Третьего рейха, потому что многие новые немецкие пилоты мало того, что просто разбились в катастрофах, так еще и не могли нормально воевать на таких сложных машинах.
Точно такой же разгром ждал бы и наши ВВС вначале войны, если бы все же Сталин решил вместо Яков запустить в серию истребители Поликарпова.
Только тут надо еще учитывать и то, что немецкие новички даже в конце войны летали на качественных машинах, а вот наши сложные И-180 и И-185 такого качества при массовом производстве не имели бы, а если бы и имели, то это было бы далеко не массовое производство, а штучное. Немцы как раз на штучном производстве техники в самую кульминацию тотальной войны и погорели.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: