Найти в Дзене

"Художник должен уметь быть бесчеловечным!". Роман Пьера Буля - Фотограф.

Обложка романа французского писателя Пьера Буля "Фотограф"(1967).
Обложка романа французского писателя Пьера Буля "Фотограф"(1967).

«Фотограф – это художник. А художник должен уметь быть бесчеловечным». Эти строки можно обнаружить в романе французского писателя Пьера Буля "Фотограф", написанном в 1967 году.

Эта книга попала мне в руки совершенно случайно. Погрузившись в нее, я понял, что впоследствии по прочтению напишу о романе рецензию.

Но вначале о самом авторе.

Пьер Буль - не только известный автор. Вся его жизнь была выстроена похлеще любого триллера и могла дать фору любому сюжету фантастики.

Пьер Буль
Пьер Буль

Родившись в Авиньоне (Франция) 20 февраля 1912 г., Пьер Франсуа Мари Луи Буль в шесть лет оказался в начальных классах лицея. В 1920 г. отец Пьера покупает участок в Илоне на берегах реки Роны, где восьмилетний Пьер находит место для своих детских игр. Через 6 лет отец Пьера умирает. В 1930 г., получив диплом бакалавра в области элементарной математики, юноша решает приобрести образование инженера-электрика, что и осуществляет в 1933 году в Высшем парижском институте инженеров-электриков.

Однако несколько лет работы во Франции неусидчивому молодому человеку показали, что неплохо бы и мир повидать. В 1936 г. Буль уезжает в Малайзию,поскольку Индокитай тогда являлся французской колонией, где становится плантатором на каучуковых плантациях близ Куалы-Лумпур.

Так Пьер Франсуа Мари Луи Буль волей судеб оказался на Дальнем Востоке. Но вскоре его пребывание там совпало с началом второй мировой войны. И здесь бойкий француз вошел в ряды "Свободной Франции", заявившись в сингапурскую миссию организации, которая была представительством сил Сопротивления в Индокитае. Тем самым Пьер Буль вступил в схватку с нацистской Германией.

В шпионской школе Буль изучает джентльменский набор диверсанта, куда, к примеру, входит взрыв мостов и иные способы нанесения ущерба противнику, что, пожалуй, инженер-электрик с дипломом высшей школы схватывает на лету. Отныне его кодовое имя - Питер Джон Рул - и, будучи секретным агентом, он вовсю участвует в операциях. Овладев на уровне искусством шпионажа, Буль действовал на данном поприще в Китае, Бирме (ныне - Мьянма) и в Индонезии. В частности, еще до захвата Франции в феврале 1940 Буль пробирается в Аннам (север Индокитая),а в октябре того же года, когда Франция уже была разгромлена Гитлером – в Лаос.

В июне 1940 г. Франция пала под натиском войск гитлеровской Германии. Во французском обществе начался раскол на противников оккупантов и их сторонников в лице представителей коллаборационистского режима Виши. Буль становится и противником вишистского режима.

Находясь в Юго-Восточной Азии, Пьер Буль неплохо изучил ее нравы и колорит, что потом сказалось на создании его произведений. К тому же в конце концов в 1943 г. шпион угодил в плен к вишистам, которые захватили его близ реки Меконги, приговорив к пожизненному заключению в лагере, что располагался в Сайгоне. Чтобы не сойти с ума и окончательно не пасть духом на фоне голода, холода, зверств и расстрелов, пленник принялся вести тайный дневник.

В конце 1944 года ему все же удалось бежать из плена и присоединится к английскому экспедиционному корпусу. После окончания войны Пьер Буль какое-то время жил в Малайзии, но впоследствии вернулся во Францию.

Правительство освобожденной Франции высоко оценило деятельность Пьера Буля в борьбе с оккупантами и коллаборационистами и наградило его высшими наградами: орденом Почетного легиона, орденом Военного креста и медалью Сопротивления.

Открытые в плену писательские навыки, да и сама шпионская деятельность, подтолкнули Пьера Буля к реализации писательской карьеры.

Вначале молодой писатель создает два романа вполне себе на стыке социальной философии и науки - «Уильям Конрад»(1950) и «Святотатство в Малайзии»(1951), но несмотря на то, что критики принимают эти книги вполне благосклонно, массовый читатель их почти не замечает.

Логично было бы вылить на бумагу тот опыт, с которым писатель столкнулся в Юго-Восточной Азии. Поэтому, размявшись как следует на дебютах, Пьер Буль не сдается и создает свой третий опус. Так рождается легендарный роман "Мост через реку Квай"(1952).

Обложка романа Пьера Буля "Мост через реку Квай"(1952).
Обложка романа Пьера Буля "Мост через реку Квай"(1952).

Нет смысла говорить о том, что роман прогремел в западном обществе наподобие взрыва разорвавшейся бомбы. Неудивительно, что уже через пять лет по нему был снят одноименный британско-американский фильм Дэвида Лина, который взял ряд "Оскаров" и сегодня считается классикой кино.

Постер к фильму Дэвида Лина "Мост через реку Квай"(1957).
Постер к фильму Дэвида Лина "Мост через реку Квай"(1957).

Так Пьер Буль превратился из малоизвестного французского писателя в культового автора. Однако оставался один вопрос: куда в творчестве двигаться дальше?

И, как ни странно, Буль выбирает фантастику, жанр для него совсем нехарактерный. Но, попытка - не пытка!

Уже с того времени, когда вышел роман "Мост через реку Квай", Буль пишет ряд произведений в области фантастики: "Идеальный робот"(1952), "Бесконечная ночь"(1952), "E=мc²" (1957) и "Чудо"(1957). И сами по себе произведения Пьера Буля неплохи, но вызывают они интерес скорее по инерции у читателей и кинозрителей того же "Моста".

Казалось бы, дело швах. Но, не тут-то было.

В 1963 году Пьер Буль выпускает роман "Планета обезьян" (1963) и пресса буквально захлебывается радостью в восхищении. Пьер Буль берет новую планку, заявляя о себе и как о фантасте, оказавшись в плеяде таких ее классиков, как Айзек Азимов, Артур Кларк, Джек Финней, Рэй Брэдбери и Роберт Хайнлайн, и как о наследнике творчества таких писателей- социальных сатириков, как Эразм Роттердамский, Вольтер и Джонатан Свифт, в частности, сразу вспоминается четвертое путешествие Гулливера, в котором путешественник попадает к гуигнгнмам - разумным лошадям, рядом с которыми люди - йеху - деградировали и опустились. Социально-сатирический фантастический роман с постапокалиптической тематикой пришелся по вкусу и читательской аудитории и кинорежиссерам, которые принялись прицениваться к его экранизации.

Обложка романа Пьера Буля "Планета обезьян"(1963).
Обложка романа Пьера Буля "Планета обезьян"(1963).

Уже в 1968 году американский режиссер Франклин Шеффнер выпускает фильм с одноименным названием, где в в главной роли занят Чарлтон Хестон. Фильм бьет рекорды просмотров и даже в 2008 году, через 40 лет после его создания журнал "Empire" ввел его в список "500 величайших фильмов всех времен".

Постер к фильму "Планета обезьян"(1968).
Постер к фильму "Планета обезьян"(1968).

Позже была запущена целая кинофраншиза на заданную тему: «Под планетой обезьян»(1970), «Бегство с планеты обезьян»(1971), «Завоевание планеты обезьян»(1972) и «Битва за планету обезьян»(1973).

Постер к фильму «Под планетой обезьян»(1970).
Постер к фильму «Под планетой обезьян»(1970).
Постер к фильму «Бегство с планеты обезьян»(1971).
Постер к фильму «Бегство с планеты обезьян»(1971).
 Постер к фильму «Завоевание планеты обезьян»(1972).
Постер к фильму «Завоевание планеты обезьян»(1972).
Постер к фильму «Битва за планету обезьян»(1973).
Постер к фильму «Битва за планету обезьян»(1973).

В 2001 г. известный режиссер Тим Бертон вновь экранизировал первый роман Пьера Буля "Планета обезьян", а заодно и осуществил римейк кинофильма 1968 г.

Постер к фильму Тима Бертона "Планета обезьян"(2001).
Постер к фильму Тима Бертона "Планета обезьян"(2001).

В 2011 г. Голливуд осуществил перезапуск кинофраншизы: «Восстание планеты обезьян»(2011), «Планета обезьян: Революция» (2014), «Планета обезьян: Война» (2017) и «Планета обезьян: Новое царство» (2024). При бюджете около 688 млн. долларов эти четыре фильма собрали в прокате более 2,5 млрд. долларов.

Постер к фильму «Восстание планеты обезьян»(2011)
Постер к фильму «Восстание планеты обезьян»(2011)
Постер к фильму «Планета обезьян: Революция» (2014)
Постер к фильму «Планета обезьян: Революция» (2014)
Постер к фильму «Планета обезьян: Война» (2017)
Постер к фильму «Планета обезьян: Война» (2017)
Постер к фильму «Планета обезьян: Новое царство» (2024)
Постер к фильму «Планета обезьян: Новое царство» (2024)

Впрочем, большинство из данных экранизаций, включая и первую, все дальше и дальше уходили в свободное творчество и интерпретации от первоначальной идеи автора, чаще эксплуатируя приключенческую составляющую произведения и практически игнорируя ее социально-философскую и сатирическую составляющую. Помимо этого последний запуск франшизы все чаще погружался в аллюзии на актуальную для США тематику расизма.

Однако, обласканный вниманием читательской и зрительской аудиторией, Пьер Буль и не думает останавливаться. Он уже нацелился на новый жанр - триллер, но как всегда с любимым его содержанием - социально-философским. Так свет увидел роман "Фотограф" (1967). О чем же он?

Обложка книги Пьера Буля "Фотограф"
Обложка книги Пьера Буля "Фотограф"

"Главный герой романа - Марсиаль Гор - в молодости не знал: чем себя занять. Подобное обстоятельство швыряет его в поисках из стороны в сторону, вплоть до криминала и экстремизма, благо молодой человек в них так и не влез. Однако жизнь сталкивает юношу с профессиональным фотографом, который становится его гуру или своеобразным Вергилием в профессию. Отныне Марсиаль Гор нашел то, что искал и всецело отдает себя профессии. Снимок за снимком, кадр за кадром он все ближе и ближе к истинному произведению искусства и к славе. Со временем его снимки публикуются в престижных журналах и подаются прессой как сенсация.

Но происходит нелепая случайность. Военное увечье во время работы в Алжире практически на острие атаки закрывает для Марсиаля все пути для получения славы фотографа, погруженного в самую гущу боевых событий.

Его жизнь проходит в захолустной гостинице и теперь его удел - фотографировать полуголых и не обезображенных интеллектом красоток, стремящихся покорить капризный мир эротического фото для взрослых.

Марсиаль Гор раздавлен этим фактом и ненавидит свою новую работу, чувствуя, что рутина убивает его и как творческую личность и как профессионала. Однако судьба неожиданно подбрасывает ему счастливый билет - возможность сделать эксклюзивные снимки, которые, без сомнения, станут его ярким возвратом в мир фотосъемки поистине мирового уровня. Но со временем фанатик-фотограф понимает, что цена, которую он заплатит за идеальные снимки, окажется слишком высока. Так что же ему делать: бросить все, обратиться в полицию и спецслужбы или же идти до конца, невзирая на жертвы?!"

Признаться честно, вначале повествование романа шло довольно вяло, но после 30 страниц прочитанного текста, его обороты так ускорились, что я буквально не мог от него оторваться. Причем роман можно читать на двух уровнях: 1) остросюжетный и приключенческий, где события несутся вскачь и ты не можешь угадать: как же поступит в сложившейся ситуации главный герой; и 2) социально-моралистский, где вопросы добра и зла стоят на чашах весов истинного фанатика своего дела, а перфекционизм требует жертв.

Если читать роман с позиций поклонника обычных триллеров, он пожалуй может показаться недоработанным и пресным, со смазанной концовкой. Но в том-то и дело, что, если читать его с позиций рассмотрения моральных дилемм современного общества, воспринимается он совсем по другому. Да и нельзя назвать роман Буля типичным триллером. Кстати, при прочтении в гостинице, номер в которой занимает главный герой, вполне себе угадывается отсылка самого автора к тем временам, когда он жил на гроши в небольшом отеле «Лютеция» (Le Lutèce) у вокзала Монпарнас в Париже до того, как его роман "Мост через реку Квай" получил широкое признание публики. Чувствуется, что написан он рукой настоящего мастера.

Роман Пьера Буля "Фотограф" был экранизирован французским режиссером Жан-Клодом Трамонтом в 1977 году. Фильм назывался "Точка мира", но другое название его было "Мишень"(в главных ролях Жак Дютрон и Анни Жирардо).

Постер к фильму "Мишень"(1977).
Постер к фильму "Мишень"(1977).

Роман есть смысл прочесть. Он стоит того, хотя и далеко не все мне в нем понравилось, но тем не менее он - весьма добротный и скорее я больше получил эстетическое удовольствие от самого чтения, нежели от концовки. Я же после его прочтения долго размышлял на целый ряд тем и вопросов, роившихся в моей голове: На что же должен порой пойти профессионал своего дела, чтобы достигнуть идеально сделанной работы в угоду славе и перфекционизму? Какова истинная цена предательства, особенно, когда предано безграничное доверие? Всегда ли искусство гуманно или в ряде случаев оно может потребовать жертв в виде дружбы, любви и даже человеческой жизни? Возможны ли в некоторых случаях ситуации, когда цель оправдывает средства в духе идей Никколо Макиавелли или же во всех случаях незыблемо и верно пушкинское утверждение, в котором "гений и злодейство - две вещи несовместные"?

Решать и выбирать Вам и только Вам - читать это произведение или не читать.

Создав впоследствии ряд серьезных произведений (его последний роман при жизни был выпущен в 1992 году и назывался "Нам двоим, Сатана!"), Пьер Буль скончался 30 января 1994 г в возрасте почти 82 лет в Париже, где он с середины 1950-х и жил долгие годы холостяцкой жизнью в небольшой и скромной квартирке, когда-то найденной его сестрой Мадлен.

В 2005 г. во Франции разразилась литературная сенсация. Любимая племянница Пьера Буля и ее муж, разбирая бумаги именитого родственника, среди его корреспонденции из Индии обнаружили и неопубликованные рукописи, датированные 1950-ми годами. Книга, собравшая их в себе, в том же году вышла во Франции под названием «Археология и тайна Нефертити»(2005).

Засим я не прощаюсь с Вами и лишь говорю: до новых встреч!

Если Вам было интересно все это читать, заходите в гости и смотрите другие мои обзоры на музыкальные альбомы, книги, фильмы и сериалы.

Мои рецензии на различные книги в рубрике "КНИГИ, ПРОЧИТАННЫЕ В РИТМЕ ВЕЧНОГО ПРОБЕГА ПО ЖИЗНИ" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/d0367731-7268-424b-9cf7-544ec276bf28

Мои рецензии на различные кинофильмы в рубрике "ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ!" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/848c5517-ef6a-4bf3-8dcc-cf8a8dd88de2

Мои рецензии на различные сериалы в рубрике "НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ СЕРИАЛЫ" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/e0c47b8a-ac6b-4a20-baa0-18991b62009c

Мои рецензии на различные музыкальные альбомы отечественных коллективов рок-музыки в рубрике "ЭТО РОК ВСЕХ СОБРАЛ ПОД СВОИМ КРЫЛОМ" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/30040239-cd01-4d1b-ac99-916c11f7edd5

Мои рецензии на различные музыкальные альбомы зарубежных прог-металлических коллективов в рубрике "ОХ, УЖ ЭТОТ ПРОГ!" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/15b1336f-1c33-4845-8fd4-474d301fbf07

Наконец, мои отчеты о собственных книгах и рассуждения о сущности творческого процесса в рубрике "МОЕ ТВОРЧЕСТВО" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/cf4629d4-5af6-4934-a9e0-1bce685d03a9

Читайте хорошую литературу и всех Вам благ во всех Ваших начинаниях!

С уважением искренне Ваш

Поэт, прозаик и драматург,

автор книг и текстов рок-групп

Дмитрий Босов.

P. S. Пользуясь случаем, приглашаю вас в свой творческий клуб на правах автора. Я - поэт, прозаик и драматург. Есть и свои исторические драмы в стихах https://vk.com/club29547461

Цитаты:

«Не всегда тот, кто громче всех кричит, приносит больше пользы».

«Фотограф, занимаясь своим делом, прежде всего должен увидеть картину в целом».

«Фотограф должен быть беспристрастным свидетелем».

«Фотограф — это художник, а художник должен уметь быть бесчеловечным».

«Фотограф, увы, никогда не получает той известности, какая бывает у художника. Даже в случае с самыми сенсационными снимками имя их автора остаётся лишь в памяти нескольких специалистов, нескольких коллег, да и то ненадолго».