«Фотограф – это художник. А художник должен уметь быть бесчеловечным». Эти строки можно обнаружить в романе французского писателя Пьера Буля "Фотограф", написанном в 1967 году.
Эта книга попала мне в руки совершенно случайно. Погрузившись в нее, я понял, что впоследствии по прочтению напишу о романе рецензию.
Но вначале о самом авторе.
Пьер Буль - не только известный автор. Вся его жизнь была выстроена похлеще любого триллера и могла дать фору любому сюжету фантастики.
Родившись в Авиньоне (Франция) 20 февраля 1912 г., Пьер Франсуа Мари Луи Буль в шесть лет оказался в начальных классах лицея. В 1920 г. отец Пьера покупает участок в Илоне на берегах реки Роны, где восьмилетний Пьер находит место для своих детских игр. Через 6 лет отец Пьера умирает. В 1930 г., получив диплом бакалавра в области элементарной математики, юноша решает приобрести образование инженера-электрика, что и осуществляет в 1933 году в Высшем парижском институте инженеров-электриков.
Однако несколько лет работы во Франции неусидчивому молодому человеку показали, что неплохо бы и мир повидать. В 1936 г. Буль уезжает в Малайзию,поскольку Индокитай тогда являлся французской колонией, где становится плантатором на каучуковых плантациях близ Куалы-Лумпур.
Так Пьер Франсуа Мари Луи Буль волей судеб оказался на Дальнем Востоке. Но вскоре его пребывание там совпало с началом второй мировой войны. И здесь бойкий француз вошел в ряды "Свободной Франции", заявившись в сингапурскую миссию организации, которая была представительством сил Сопротивления в Индокитае. Тем самым Пьер Буль вступил в схватку с нацистской Германией.
В шпионской школе Буль изучает джентльменский набор диверсанта, куда, к примеру, входит взрыв мостов и иные способы нанесения ущерба противнику, что, пожалуй, инженер-электрик с дипломом высшей школы схватывает на лету. Отныне его кодовое имя - Питер Джон Рул - и, будучи секретным агентом, он вовсю участвует в операциях. Овладев на уровне искусством шпионажа, Буль действовал на данном поприще в Китае, Бирме (ныне - Мьянма) и в Индонезии. В частности, еще до захвата Франции в феврале 1940 Буль пробирается в Аннам (север Индокитая),а в октябре того же года, когда Франция уже была разгромлена Гитлером – в Лаос.
В июне 1940 г. Франция пала под натиском войск гитлеровской Германии. Во французском обществе начался раскол на противников оккупантов и их сторонников в лице представителей коллаборационистского режима Виши. Буль становится и противником вишистского режима.
Находясь в Юго-Восточной Азии, Пьер Буль неплохо изучил ее нравы и колорит, что потом сказалось на создании его произведений. К тому же в конце концов в 1943 г. шпион угодил в плен к вишистам, которые захватили его близ реки Меконги, приговорив к пожизненному заключению в лагере, что располагался в Сайгоне. Чтобы не сойти с ума и окончательно не пасть духом на фоне голода, холода, зверств и расстрелов, пленник принялся вести тайный дневник.
В конце 1944 года ему все же удалось бежать из плена и присоединится к английскому экспедиционному корпусу. После окончания войны Пьер Буль какое-то время жил в Малайзии, но впоследствии вернулся во Францию.
Правительство освобожденной Франции высоко оценило деятельность Пьера Буля в борьбе с оккупантами и коллаборационистами и наградило его высшими наградами: орденом Почетного легиона, орденом Военного креста и медалью Сопротивления.
Открытые в плену писательские навыки, да и сама шпионская деятельность, подтолкнули Пьера Буля к реализации писательской карьеры.
Вначале молодой писатель создает два романа вполне себе на стыке социальной философии и науки - «Уильям Конрад»(1950) и «Святотатство в Малайзии»(1951), но несмотря на то, что критики принимают эти книги вполне благосклонно, массовый читатель их почти не замечает.
Логично было бы вылить на бумагу тот опыт, с которым писатель столкнулся в Юго-Восточной Азии. Поэтому, размявшись как следует на дебютах, Пьер Буль не сдается и создает свой третий опус. Так рождается легендарный роман "Мост через реку Квай"(1952).
Нет смысла говорить о том, что роман прогремел в западном обществе наподобие взрыва разорвавшейся бомбы. Неудивительно, что уже через пять лет по нему был снят одноименный британско-американский фильм Дэвида Лина, который взял ряд "Оскаров" и сегодня считается классикой кино.
Так Пьер Буль превратился из малоизвестного французского писателя в культового автора. Однако оставался один вопрос: куда в творчестве двигаться дальше?
И, как ни странно, Буль выбирает фантастику, жанр для него совсем нехарактерный. Но, попытка - не пытка!
Уже с того времени, когда вышел роман "Мост через реку Квай", Буль пишет ряд произведений в области фантастики: "Идеальный робот"(1952), "Бесконечная ночь"(1952), "E=мc²" (1957) и "Чудо"(1957). И сами по себе произведения Пьера Буля неплохи, но вызывают они интерес скорее по инерции у читателей и кинозрителей того же "Моста".
Казалось бы, дело швах. Но, не тут-то было.
В 1963 году Пьер Буль выпускает роман "Планета обезьян" (1963) и пресса буквально захлебывается радостью в восхищении. Пьер Буль берет новую планку, заявляя о себе и как о фантасте, оказавшись в плеяде таких ее классиков, как Айзек Азимов, Артур Кларк, Джек Финней, Рэй Брэдбери и Роберт Хайнлайн, и как о наследнике творчества таких писателей- социальных сатириков, как Эразм Роттердамский, Вольтер и Джонатан Свифт, в частности, сразу вспоминается четвертое путешествие Гулливера, в котором путешественник попадает к гуигнгнмам - разумным лошадям, рядом с которыми люди - йеху - деградировали и опустились. Социально-сатирический фантастический роман с постапокалиптической тематикой пришелся по вкусу и читательской аудитории и кинорежиссерам, которые принялись прицениваться к его экранизации.
Уже в 1968 году американский режиссер Франклин Шеффнер выпускает фильм с одноименным названием, где в в главной роли занят Чарлтон Хестон. Фильм бьет рекорды просмотров и даже в 2008 году, через 40 лет после его создания журнал "Empire" ввел его в список "500 величайших фильмов всех времен".
Позже была запущена целая кинофраншиза на заданную тему: «Под планетой обезьян»(1970), «Бегство с планеты обезьян»(1971), «Завоевание планеты обезьян»(1972) и «Битва за планету обезьян»(1973).
В 2001 г. известный режиссер Тим Бертон вновь экранизировал первый роман Пьера Буля "Планета обезьян", а заодно и осуществил римейк кинофильма 1968 г.
В 2011 г. Голливуд осуществил перезапуск кинофраншизы: «Восстание планеты обезьян»(2011), «Планета обезьян: Революция» (2014), «Планета обезьян: Война» (2017) и «Планета обезьян: Новое царство» (2024). При бюджете около 688 млн. долларов эти четыре фильма собрали в прокате более 2,5 млрд. долларов.
Впрочем, большинство из данных экранизаций, включая и первую, все дальше и дальше уходили в свободное творчество и интерпретации от первоначальной идеи автора, чаще эксплуатируя приключенческую составляющую произведения и практически игнорируя ее социально-философскую и сатирическую составляющую. Помимо этого последний запуск франшизы все чаще погружался в аллюзии на актуальную для США тематику расизма.
Однако, обласканный вниманием читательской и зрительской аудиторией, Пьер Буль и не думает останавливаться. Он уже нацелился на новый жанр - триллер, но как всегда с любимым его содержанием - социально-философским. Так свет увидел роман "Фотограф" (1967). О чем же он?
"Главный герой романа - Марсиаль Гор - в молодости не знал: чем себя занять. Подобное обстоятельство швыряет его в поисках из стороны в сторону, вплоть до криминала и экстремизма, благо молодой человек в них так и не влез. Однако жизнь сталкивает юношу с профессиональным фотографом, который становится его гуру или своеобразным Вергилием в профессию. Отныне Марсиаль Гор нашел то, что искал и всецело отдает себя профессии. Снимок за снимком, кадр за кадром он все ближе и ближе к истинному произведению искусства и к славе. Со временем его снимки публикуются в престижных журналах и подаются прессой как сенсация.
Но происходит нелепая случайность. Военное увечье во время работы в Алжире практически на острие атаки закрывает для Марсиаля все пути для получения славы фотографа, погруженного в самую гущу боевых событий.
Его жизнь проходит в захолустной гостинице и теперь его удел - фотографировать полуголых и не обезображенных интеллектом красоток, стремящихся покорить капризный мир эротического фото для взрослых.
Марсиаль Гор раздавлен этим фактом и ненавидит свою новую работу, чувствуя, что рутина убивает его и как творческую личность и как профессионала. Однако судьба неожиданно подбрасывает ему счастливый билет - возможность сделать эксклюзивные снимки, которые, без сомнения, станут его ярким возвратом в мир фотосъемки поистине мирового уровня. Но со временем фанатик-фотограф понимает, что цена, которую он заплатит за идеальные снимки, окажется слишком высока. Так что же ему делать: бросить все, обратиться в полицию и спецслужбы или же идти до конца, невзирая на жертвы?!"
Признаться честно, вначале повествование романа шло довольно вяло, но после 30 страниц прочитанного текста, его обороты так ускорились, что я буквально не мог от него оторваться. Причем роман можно читать на двух уровнях: 1) остросюжетный и приключенческий, где события несутся вскачь и ты не можешь угадать: как же поступит в сложившейся ситуации главный герой; и 2) социально-моралистский, где вопросы добра и зла стоят на чашах весов истинного фанатика своего дела, а перфекционизм требует жертв.
Если читать роман с позиций поклонника обычных триллеров, он пожалуй может показаться недоработанным и пресным, со смазанной концовкой. Но в том-то и дело, что, если читать его с позиций рассмотрения моральных дилемм современного общества, воспринимается он совсем по другому. Да и нельзя назвать роман Буля типичным триллером. Кстати, при прочтении в гостинице, номер в которой занимает главный герой, вполне себе угадывается отсылка самого автора к тем временам, когда он жил на гроши в небольшом отеле «Лютеция» (Le Lutèce) у вокзала Монпарнас в Париже до того, как его роман "Мост через реку Квай" получил широкое признание публики. Чувствуется, что написан он рукой настоящего мастера.
Роман Пьера Буля "Фотограф" был экранизирован французским режиссером Жан-Клодом Трамонтом в 1977 году. Фильм назывался "Точка мира", но другое название его было "Мишень"(в главных ролях Жак Дютрон и Анни Жирардо).
Роман есть смысл прочесть. Он стоит того, хотя и далеко не все мне в нем понравилось, но тем не менее он - весьма добротный и скорее я больше получил эстетическое удовольствие от самого чтения, нежели от концовки. Я же после его прочтения долго размышлял на целый ряд тем и вопросов, роившихся в моей голове: На что же должен порой пойти профессионал своего дела, чтобы достигнуть идеально сделанной работы в угоду славе и перфекционизму? Какова истинная цена предательства, особенно, когда предано безграничное доверие? Всегда ли искусство гуманно или в ряде случаев оно может потребовать жертв в виде дружбы, любви и даже человеческой жизни? Возможны ли в некоторых случаях ситуации, когда цель оправдывает средства в духе идей Никколо Макиавелли или же во всех случаях незыблемо и верно пушкинское утверждение, в котором "гений и злодейство - две вещи несовместные"?
Решать и выбирать Вам и только Вам - читать это произведение или не читать.
Создав впоследствии ряд серьезных произведений (его последний роман при жизни был выпущен в 1992 году и назывался "Нам двоим, Сатана!"), Пьер Буль скончался 30 января 1994 г в возрасте почти 82 лет в Париже, где он с середины 1950-х и жил долгие годы холостяцкой жизнью в небольшой и скромной квартирке, когда-то найденной его сестрой Мадлен.
В 2005 г. во Франции разразилась литературная сенсация. Любимая племянница Пьера Буля и ее муж, разбирая бумаги именитого родственника, среди его корреспонденции из Индии обнаружили и неопубликованные рукописи, датированные 1950-ми годами. Книга, собравшая их в себе, в том же году вышла во Франции под названием «Археология и тайна Нефертити»(2005).
Засим я не прощаюсь с Вами и лишь говорю: до новых встреч!
Если Вам было интересно все это читать, заходите в гости и смотрите другие мои обзоры на музыкальные альбомы, книги, фильмы и сериалы.
Мои рецензии на различные книги в рубрике "КНИГИ, ПРОЧИТАННЫЕ В РИТМЕ ВЕЧНОГО ПРОБЕГА ПО ЖИЗНИ" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/d0367731-7268-424b-9cf7-544ec276bf28
Мои рецензии на различные кинофильмы в рубрике "ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ!" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/848c5517-ef6a-4bf3-8dcc-cf8a8dd88de2
Мои рецензии на различные сериалы в рубрике "НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ СЕРИАЛЫ" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/e0c47b8a-ac6b-4a20-baa0-18991b62009c
Мои рецензии на различные музыкальные альбомы отечественных коллективов рок-музыки в рубрике "ЭТО РОК ВСЕХ СОБРАЛ ПОД СВОИМ КРЫЛОМ" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/30040239-cd01-4d1b-ac99-916c11f7edd5
Мои рецензии на различные музыкальные альбомы зарубежных прог-металлических коллективов в рубрике "ОХ, УЖ ЭТОТ ПРОГ!" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/15b1336f-1c33-4845-8fd4-474d301fbf07
Наконец, мои отчеты о собственных книгах и рассуждения о сущности творческого процесса в рубрике "МОЕ ТВОРЧЕСТВО" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/cf4629d4-5af6-4934-a9e0-1bce685d03a9
Читайте хорошую литературу и всех Вам благ во всех Ваших начинаниях!
С уважением искренне Ваш
Поэт, прозаик и драматург,
автор книг и текстов рок-групп
Дмитрий Босов.
P. S. Пользуясь случаем, приглашаю вас в свой творческий клуб на правах автора. Я - поэт, прозаик и драматург. Есть и свои исторические драмы в стихах https://vk.com/club29547461
Цитаты:
«Не всегда тот, кто громче всех кричит, приносит больше пользы».
«Фотограф, занимаясь своим делом, прежде всего должен увидеть картину в целом».
«Фотограф должен быть беспристрастным свидетелем».
«Фотограф — это художник, а художник должен уметь быть бесчеловечным».
«Фотограф, увы, никогда не получает той известности, какая бывает у художника. Даже в случае с самыми сенсационными снимками имя их автора остаётся лишь в памяти нескольких специалистов, нескольких коллег, да и то ненадолго».