Среди памятников Петербурга, посвященных известным людям, мы часто забываем о существовании тех, которые находятся на кладбищах. В новой рубрике «О чем говорит памятник» порассуждаем о символизме надгробий.
Автор оперы «Князь Игорь», один из участников «Могучей кучки», ученый-химик и доктор медицины, Александр Порфирьевич Бородин прожил многогранную жизнь и получил мемориальный памятник, достойный его талантов.
Подробнее о деталях
Выразительный гранитный памятник в русском стиле на могиле ученого и композитора появился спустя два года после его смерти. Памятник создавался на деньги друзей и почитателей таланта Бородина.
Мозаичное панно из золотой смальты
Это панно работы Фролова – одно из главных украшений памятника. Каждая строка цитирует одно из музыкальных произведений Бородина.
- Первая строчка из «Богатырской симфонии»
- Далее не менее известный в наши дни хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь»
- Следующим звучит романс «Песнь темного леса» на слова и музыку композитора
«Темный лес шумел,
Темный лес гудел.
Песню пел.
Песню старую,
Быль бывалую…»
- Замыкают строки из неоконченной третьей симфонии и начала картины «В Средней Азии»
Бронзовый бюст композитора был выполнен Гинзбургом и в точности передает не только внешность, но и характер Бородина.
На памятнике также изображены струнные музыкальные инструменты. Любопытно, что памятник Бородину, создает единый ансамбль с соседним надгробием его товарища по «Могучей кучке» – Мусоргским у которого показаны клавишные музыкальные инструменты.
Также задумывалась ограда по проекту Ропета звенья которой собой художественное переплетение знаков химических элементов, отсылая к научной деятельности Бородина.
Как описывали памятник современники
Вот что писала пресса об открытии этого памятника 15 февраля 1889 года:
«…взорам присутствующих открылся… в своем роде художественный «шедевр» архитектуры. Памятник сделан из разноцветного гранита и имеет овальную форму. В глубине его ниши кроется громадная золотая доска, сделанная из мозаики. Верхняя часть представляет разноцветный мозаический рисунок в русском стиле; ниже, вдоль всей доски, идут нотные черные линейки, на которых изображены строки из сочинений Бородина… Перед этой доской, представляющей эмблематическое изображение действительно «золотой» страницы в русской музыке, красуется бронзовый бюст композитора на гранитном камне».
Известные авторы
Идею памятника подсказал музыкальный и художественный критик Владимир Васильевич Стасов.
Над этим произведением искусства непосредственно трудились такие знаменитости, как:
Архитектор Иван Павлович Ропет (Петров), автор павильонов Русского отдела на Всемирной выставке в Париже 1878 года и в Чикаго 1893 года.
Скульптор Илья Яковлевич Гинзбург среди работ которого особенно известны памятник Менделееву в Санкт-Петербурге и Плеханову перед зданием СПбГТИ
Художник-мозаичист Владимир Александрович Фролов, представитель династии Фроловых, которому мы обязаны внутренним убранством «Спаса на крови». Его мозаики украшают станции Московского метро «Новокузнецкая», «Маяковская», «Автозаводская».
Именно он создатель мозаики мемориального памятника Архипу Ивановичу Куинджи, о котором мы писали ранее.