Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Шесть впечатляющих мраморных памятников Некрополя XVIII века

Оглавление

Лазаревское кладбище, старейшее в Петербурге, получило статус музея в 1930-е годы и теперь известно под названием «Некрополь XVIII века». У этого места два лица: летнее и зимнее, ведь зимой не увидеть памятники, выполненные из мрамора – их укрывают защитным футляром. Сейчас, с наступлением весны, снова есть возможность рассмотреть эти выразительные произведения искусства, так что мы решили рассказать о шести на наш взгляд самых впечатляющих.

Символ просвещения Михаила Васильевича Ломоносова

Фото: Бранч искусствоведа
Фото: Бранч искусствоведа

Памятник Михаила Васильевича выполнен из каррарского мрамора в виде стелы, на нем две эпитафии: на русском языке и на латыни, еще памятник украшают и рельефы-аллегории:

  • Кадуцей в контексте памятника Ломоносова символизирует раскрытие тайн природы и красноречие
  • Лира, символизирующая искусство, перекрещивается со свитком, пером и циркулем, символизирующими точные науки, напоминая о том, что и наука, и искусство, одинаково хорошо давались Михаилу Васильевичу
  • И лавровый венец – символ славы.
Фото: Бранч искусствоведа
Фото: Бранч искусствоведа

Особенно трогают следующие строки эпитафии Михаила Васильевича:

РАЗУМОМЪ И НАУКАМИ ПРЕВОСХОДНОМУ
ЗНАТНЫМЪ УКРАШЕНIЕМЪ ОТЕЧЕСТВУ ПОСЛУЖИВШЕМУ

Необычный с первого взгляда, этот памятник по-настоящему достоин таланта Ломоносова, а выразительный контраст белоснежного мрамора и золотых букв создает торжественность, достойную ученого эпохи просвещения и человека, которого искренне любят и ценят и по сей день!

Молящийся ангел Екатерины Аркадьевны Кочубей

Фото: Бранч искусствоведа
Фото: Бранч искусствоведа

Екатерина дочь Аркадия Алексеевича Столыпина и Веры Николаевны Мордвиновой. Фрейлина, ставшая супругой Николая Аркадьевича Кочубея, секретаря русского посольства в Афинах. Скончалась в марте 1852 года в Пизе от чахотки и похоронена с дочерью Верой, которой не было и двух лет.

Памятник, рассказывающий эту горькую историю, невероятно выразителен!.. Он выполнен во Флоренции скульптором Аристодемо Костоли и изображает ангела, сложившего руки в молитвенном жесте. Взор ангела с трепетом устремлен в небеса – во всей его фигуре читается искренняя молитва о душах матери и дочери. Сами они также изображены на памятнике.

Рельефный портрет девочки вызывает очень много эмоций: в нем мастеру удалось передать хрупкость жизни ребенка. Особенно символично, что венки матери и дочери обвивает змея, пьющая нектар цветов, будто символически забирая жизнь…

Голова Адама Прасковьи Феопемтьевны Гуанороппуло

Фото: Бранч искусствоведа
Фото: Бранч искусствоведа

Прасковья была дочерью олонецкого купца Ф. В. Попова и вышла замуж за петербургского предпринимателя греческого происхождения, коллежского асессора А. Ю. Гунаропуло.

Фото: Бранч искусствоведа
Фото: Бранч искусствоведа

Ее памятник венчает одна из самых натуралистичных «адамовых голов» во всем некрополе. Адамова голова – символ очищения души от грехов, вечной жизни души. Такой позитивный смысл устрашающие череп и кости получили благодаря представлениям о том, что Христос был распят на том же месте, где покоились останки Адама: кровь Христа омыла череп и кости Адама, очищая от грехов.

Фото: Бранч искусствоведа
Фото: Бранч искусствоведа

Рельефный портрет самой Прасковьи очень трогательный: усопшая изображена с добродушной улыбкой на лице в модной одежде того времени – такой, какой ее хотели запомнить родственники.

«Ревнитель Фидию, Российский Вонарот»

Гласит эпитафия скульптора Михаила Ивановича Козловского. Самые известные его работы на сегодняшний день «Самсон» в Петергофе и памятник Суворову на Марсовом поле.

Фото: Бранч искусствоведа
Фото: Бранч искусствоведа

Особенно завораживает в этом памятнике изображение «скорбящего Гения» с перевернутым факелом в руке – символом угасающей жизни. Необычно, что Гений опирается на историческую скульптуру – «Бельведерский торс» считающийся одним из лучших античных произведений искусства. Эта скульптура, дошедшая до нас с утратами, возможно, является аллегорией хрупкости жизни и всего материального мира, но напоминает о том, что искусство может сохраниться в вечности.

Родительская скорбь баронессы Строгановой

Фото: Бранч искусствоведа
Фото: Бранч искусствоведа

Символично, что один из памятников, созданных Козловским, расположен всего в нескольких метрах от места упокоения автора – это памятник С.А. Строгановой, невестки главы Академии художеств А.С. Строганова, урожденной Урусовой.

Этот памятник установлен родителями для дочери, скончавшейся вскоре после родов и погребенной вместе с младенцем: дочерью Верой, прожившей всего две недели. «Здесь соединены два любезные праха», – гласит первая строка эпитафии.

Фото: Бранч искусствоведа
Фото: Бранч искусствоведа

На этот памятник невозможно смотреть без слез – он истинное выражение родительской скорби.

Феникс А.А. Чичерина

Фото: Бранч искусствоведа
Фото: Бранч искусствоведа
«Материнская любовь на камне чертит милое имя в память. Милый сын возчувствуй как чтится и здесь твоя любовь твои доброты»

Этот памятник выражают самую нежную материнскую любовь. Феникс с человеческим лицом, взлетающий из пламени к небесам, трогательно раскрывая крылья… глядя на него, по-настоящему ощущаешь утрату… и надежду.

Читайте также: