Найти в Дзене

Птицы Архипа Ивановича Куинджи

Оглавление

Всматриваясь в пейзажи Куинджи, можно заметить, что многие из них изображают вид с высоты птичьего полета. Картины Архипа Ивановича и правда дарят ощущение полета в бескрайнем пространстве между землей и небом – настоящий восторг!

Сейчас мы расскажем, как Архип Иванович проявлял любовь и заботу к птицам и как память об этом запечатлели его друзья и ученики в надгробии, посвященном художнику.

Дорогие угощения и птичий пансионат Куинджи

У Архипа Ивановича была традиция: каждый день, в 12 часов дня, после выстрела крепостной пушки, он кормил птиц на крыше своего дома. Современники говорили, что туда будто слетались все птицы Петербурга!

«Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек… Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний…», – писал о своем учителе Н.К. Рерих.

Позже именно Рерих изобразит на надгробии Куинджи целую птичью стаю.

А.И. Куинджи, 1900-е.
А.И. Куинджи, 1900-е.

В семейном бюджете Куинджи всегда находились деньги на корм птицам. Причем угощения для своих любимцев художник подбирал самые разнообразные: это и зерно, и дорогие французские будки, воронам даже полагалось мясо!

«Овса выходило до шести кулей в месяц... Из этого видно, в каких размерах производилось кормление...», – писал публицист М.П. Неведомский.

Куинджи птиц не только подкармливал, но и выхаживал: он подбирал больных и замерзших воробьев, галок, ворон, обогревал в комнате и лечил их.

За такое трепетное внимание к птицам Куинджи считали чудаком, а некоторые не стеснялись шутить о душевном здоровье «птичьего доктора».

Жена художника передавала ему гулявшие по городу слухи и с иронией говорила:

…с тобой, Архип Иванович, вот что будет – приедет за тобой карета, скажут, там вот на дороге ворона замерзает, спасай. И повезут тебя, только не к вороне, а в дом умалишенных

Но конечно были люди, которые понимали художника и по-настоящему восторгались его добротой!

Птицы на надгробии Куинджи

Не удивительно, что создавая памятник Архипу Ивановичу, его ученики и друзья Щусев и Рерих в итоге пришли к образу птиц.

Фото: Бранч Искусствоведа
Фото: Бранч Искусствоведа

Щусев решил изобразить голубей в каменной резьбе мемориального памятника, а Рерих поселил на Древе жизни в нише надгробия так много птиц, что по просьбе заказчиков – Общества Куинджи – их количество даже пришлось немного уменьшить.

Мозаика Рериха, выполненная в византийском стиле, показывает Древо жизни с золотыми листьями и цветами, у корней дерева – стилизованный пейзаж с церквушками. И почти на каждой ветви – маленькая птичка.

На вершине Древа жизни Рерих показал птицу, отбивающую троих своих птенчиков от нападения змеи. Хотя некоторые искусствоведы трактуют этот образ как птицу, которая взлетела в гнездо змей, мы склоняемся к версии с птичкой, защищающей птенчиков, ведь тот же Рерих писал:

Куинджи умел защитить неправо пострадавшего… Куинджи выказал большую самоотверженность, когда великий князь Владимир и гр. Толстой предложили ему немедленно подать в отставку за защиту учащихся

До сих пор сохранилась легенда о том, что не только почитатели таланта собрались на похоронах Куинджи – к нему прилетели и птицы. Но вот что подтверждается множеством свидетельств – еще долго после смерти художника птицы прилетали в 12 часов дня на крышу его дома.

Прилетают они к Архипу Ивановичу и сейчас на место его упокоения в Некрополе мастеров искусств Государственного музея городской скульптуры.

Читайте также: