Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

На стыке медицины и искусства: Тарханова-Антокольская

Оглавление

Елена Павловна Тарханова-Антокольская была известна современникам в двух качествах: талантливого медика и одаренного скульптора.

После окончания Мариинской женской гимназии в Петербурге она получила образование зубного врача, что было довольно необычным выбором для женщины того времени.

Скульптор Тарханова-Антокольская

Елена Павловна начала заниматься ваянием под руководством своего дяди, известного скульптора Марка Антокольского. Она с успехом экспонировала свои произведения на выставках в Императорской Академии художеств. Работала Елена Павловна преимущественно в портретном жанре: «Читающая старуха», «Вышивальщица», «Краковский тип», «На балконе» были позитивно приняты критиками.

К сожалению, скульптурное наследие Тархановой-Антокольской, дошло до нас не полностью. Одним из выразительных примеров ее творчества является Портрет священника Г.С. Петрова, хранящийся в Русском музее, и скульптуры надгробия ее мужа в Некрополе мастеров искусств.

Е.П. Тарханова-Антокольская. Портрет священника Г.С. Петрова
Е.П. Тарханова-Антокольская. Портрет священника Г.С. Петрова

В 1906 году Антокольская работала над статуэткой «Оратор», которая была высоко оценена И.Е. Репиным.

Илья Ефимович Репин, Портрет скульптора Е. П. Тархановой-Антокольской. 1893 г.
Илья Ефимович Репин, Портрет скульптора Е. П. Тархановой-Антокольской. 1893 г.

Репин ценил и художественный, и профессиональный талант Елены Павловны – она была его стоматологом. Антокольская также вела с ним активную переписку, которая свидетельствует о теплых дружеских отношениях:

Вы меня очень обрадовали Вашим интересным письмом. Точно родная сестра мне пишет: сколько у Вас в глубине души благородства, доброжелательности и положительного стремления к добру

Репин к Тархановой-Антокольской, 29 сентября 1905 г.

Тарханова-Антокольская, Репин, Крыжицкий
Тарханова-Антокольская, Репин, Крыжицкий

Тарханова-Антокольская также создала Бюст И.Е. Репина.

Процесс одновременной лепки художников друг с друга запечатлел объектив Н.Б. Нордман-Северовой и кисть К.Я. Крыжицкого.
Процесс одновременной лепки художников друг с друга запечатлел объектив Н.Б. Нордман-Северовой и кисть К.Я. Крыжицкого.

Медицинская и научная карьера

Елена Павловна серьезно занималась научной деятельностью и принимала активное участие в международных конгрессах медиков, проходивших в Риме, Париже, была избрана почетным членом медицинских обществ Берлина и Лондона, работала в Краковском университете. В 1917 году в качестве сестры милосердия отправилась в действующую армию и позже трудилась в военном лазарете при Зимнем дворце.

Также по заказу «Института по изучению мозга и психической деятельности» она создала необычную серию детских бюстов, которые использовались в качестве наглядного пособия. Кроме того, в научных целях Антокольская создала изображения различных видов переломов костей, вылепленные ей по рентгеновским снимкам.

Художники В.В. Воинов и Г.С. Верейский говорили:

То обстоятельство, что в лице Елены Павловны сочетается художник и врач, дает ей возможность особенно ярко и наглядно фиксировать характерные особенности…

Читайте также: