Елена Павловна Тарханова-Антокольская была известна современникам в двух качествах: талантливого медика и одаренного скульптора.
После окончания Мариинской женской гимназии в Петербурге она получила образование зубного врача, что было довольно необычным выбором для женщины того времени.
Скульптор Тарханова-Антокольская
Елена Павловна начала заниматься ваянием под руководством своего дяди, известного скульптора Марка Антокольского. Она с успехом экспонировала свои произведения на выставках в Императорской Академии художеств. Работала Елена Павловна преимущественно в портретном жанре: «Читающая старуха», «Вышивальщица», «Краковский тип», «На балконе» были позитивно приняты критиками.
К сожалению, скульптурное наследие Тархановой-Антокольской, дошло до нас не полностью. Одним из выразительных примеров ее творчества является Портрет священника Г.С. Петрова, хранящийся в Русском музее, и скульптуры надгробия ее мужа в Некрополе мастеров искусств.
В 1906 году Антокольская работала над статуэткой «Оратор», которая была высоко оценена И.Е. Репиным.
Репин ценил и художественный, и профессиональный талант Елены Павловны – она была его стоматологом. Антокольская также вела с ним активную переписку, которая свидетельствует о теплых дружеских отношениях:
Вы меня очень обрадовали Вашим интересным письмом. Точно родная сестра мне пишет: сколько у Вас в глубине души благородства, доброжелательности и положительного стремления к добру
Репин к Тархановой-Антокольской, 29 сентября 1905 г.
Тарханова-Антокольская также создала Бюст И.Е. Репина.
Медицинская и научная карьера
Елена Павловна серьезно занималась научной деятельностью и принимала активное участие в международных конгрессах медиков, проходивших в Риме, Париже, была избрана почетным членом медицинских обществ Берлина и Лондона, работала в Краковском университете. В 1917 году в качестве сестры милосердия отправилась в действующую армию и позже трудилась в военном лазарете при Зимнем дворце.
Также по заказу «Института по изучению мозга и психической деятельности» она создала необычную серию детских бюстов, которые использовались в качестве наглядного пособия. Кроме того, в научных целях Антокольская создала изображения различных видов переломов костей, вылепленные ей по рентгеновским снимкам.
Художники В.В. Воинов и Г.С. Верейский говорили:
То обстоятельство, что в лице Елены Павловны сочетается художник и врач, дает ей возможность особенно ярко и наглядно фиксировать характерные особенности…