Найти в Дзене
Наука и фантастика

В погоне за Утренней звездой - очерк 3: трагедия Лежантиля

Продолжение научно-популярного сериала о приключениях астрономов 18 века в погоне за транзитом Венеры по диску Солнца. Первые две части уже опубликованы. Самым неудачливым астрономом в эпопеях 1761 и 1769 годов оказался Гийом Лежантиль (1725-1792). Почему у нас принято писать его фамилию слитно, сказать не берусь. Традиция. На французском - Le Gentil, а между прочим, Gentil означает, с одной стороны, "милый", "кроткий", "приятный" (было в 19 веке такое русское слово - жантильный!), а с другой - "язычник" (ну уж нет, к нашему герою это не относится). Его полное имя звучало впечатляюще: Гийом Жозеф Ясент Жан-Батист Ле Жантиль де ла Галасьер (Guillaume Joseph Hyacinthe Jean-Baptiste Le Gentil de la Galaisière). Понятно, что с таким набором имен и фамилий он мог быть только дворянином, однако происходил он из провинциальной небогатой семьи и должен был зарабатывать на жизнь какой-нибудь почтенной профессией. Сначала он думал стать священником, но потом под влиянием Жозефа Делиля (о нем
Оглавление

Продолжение научно-популярного сериала о приключениях астрономов 18 века в погоне за транзитом Венеры по диску Солнца.

Первые две части уже опубликованы.

Кто такой Лежантиль

Самым неудачливым астрономом в эпопеях 1761 и 1769 годов оказался Гийом Лежантиль (1725-1792).

Почему у нас принято писать его фамилию слитно, сказать не берусь. Традиция. На французском - Le Gentil, а между прочим, Gentil означает, с одной стороны, "милый", "кроткий", "приятный" (было в 19 веке такое русское слово - жантильный!), а с другой - "язычник" (ну уж нет, к нашему герою это не относится).

Его полное имя звучало впечатляюще: Гийом Жозеф Ясент Жан-Батист Ле Жантиль де ла Галасьер (Guillaume Joseph Hyacinthe Jean-Baptiste Le Gentil de la Galaisière). Понятно, что с таким набором имен и фамилий он мог быть только дворянином, однако происходил он из провинциальной небогатой семьи и должен был зарабатывать на жизнь какой-нибудь почтенной профессией. Сначала он думал стать священником, но потом под влиянием Жозефа Делиля (о нем читайте в первом очерке!) увлекся астрономией и в 1753 году был принят в штат сотрудников обсерватории Академии наук в Париже.

Достоверного портрета Лежантиля мне найти не удалось (в сети есть разные изображения без указания первоисточников, но в статьях Википедии, включая французскую - ни одного, так что воздержимся от распространения неточной информации). Ограничимся картинкой обсерватории, в которой он работал.

Парижская обсерватория. Современное фото.
Парижская обсерватория. Современное фото.

Казалось бы, профессия астронома - более чем спокойная. Сиди себе в обсерватории, наблюдай за звездами в телескоп, производи вычисления, пиши научные труды, обсуждай их с коллегами и получай за это неплохие деньги и широкую известность в узких кругах.

Но не таковы были астрономы 18 века!

Неугомонный Делиль поднял переполох на весь мир, побудив всю общественность устраивать дальние экспедиции для наблюдений за транзитами Венеры в 1761 году (а потом его дело продолжил коллега Лаланд, вдохновитель экспедиций 1769 года).

Лежантиль принял участие в обеих погонях за Утренней звездой и... везде потерпел неудачу.

"В те поры война была": мытарства Лежантиля в 1761 году

В 1760 году (заблаговременно!) Лежантиль отправился в Индию, в город Пондишери, который был тогда французским владением. Суэцкого канала тогда не существовало, и путь был очень длинным и окольным - вокруг Африки и мимо Мадагаскара.

Пунктом назначения был индийский город Пондишери (ныне - Пудучерри, или Пондичерри).

Однако вот что бы астроному и его спонсорам заранее не поинтересоваться политической обстановкой?.. Ведь с 1757 по 1763 в Европе шла Семилетняя война, в которой участвовали ведущие державы, включая Россию, Англию, Францию, Пруссию, Австрию и ряд других. Именно тогда русские войска впервые взяли Берлин и на несколько лет овладели Кёнигсбергом (а Кант превратился в русского подданного). Но успехи русского оружия никак не влияли на судьбу Лежантиля, зато соперничество Англии и Франции за колониальные владения повлияло самым прямым образом.

Война приняла практически глобальный размах и распространилась на Юго-Восточную Азию, включая индийские колонии обеих держав. Еще в 1757 году англичане захватили французский Чанданнагар в Бенгалии, а французы - английские торговые поселения между Мадрасом и Калькуттой. В 1758-59 годах продолжалась война и на море, и на суше, причем в 1759-60 годах перевес оказался на стороне англичан.

Вот каким образом можно было совершенно не знать о творившихся в Индии делах, если война шла уже несколько лет? И стоило ли вообще очертя голову отправляться в столь неспокойное место?..

Пока Лежантиль медленно плыл на торговом судне, осенью 1760 года началась осада англичанами Пондишери, а в начале 1761 года французская крепость капитулировала и была фактически разрушена.

Руины Пондишери в 1769 году. Гравюра из книги Лежантиля.
Руины Пондишери в 1769 году. Гравюра из книги Лежантиля.

Об осаде Пондишери Лежантиль узнал на острове Иль-де-Франс (Маврикий), расположенном недалеко от Магадаскара. Но от своего замысла - во что бы то ни стало увидеть из Пондишери транзит Венеры! - не отступился. Он провел на Маврикии восемь (!) месяцев, дождался военного фрегата, который шел на помощь воевавшим французам, и отважно поплыл в самое пекло военного конфликта.

Высадиться на берег в тот раз ему не удалось. При подходе к Пондишери индийцы, подплывшие к фрегату на легкой лодке, сказали, что город захвачен англичанами. Смекалистый капитан быстренько поднял... флаг Португалии и гордо проплыл мимо порта - дескать, мы тут не местные, идем по своим делам, никого не трогаем. После чего фрегат лег обратным курсом на Маврикий.

Несчастный астроном приготовил свои инструменты для наблюдения за транзитом Венеры с борта корабля. Увы, в таких условиях затея оказалась безнадежной. Корабль постоянно перемещался, на океане были волны, поэтому точные координаты наблюдений Лежантиль определить не мог. И собранные им данные оказались бесполезными для задуманной коллективной работы - определить благодаря транзиту Венеры точное расстояние между Землей и Солнцем.

Никогда не сдавайся!

Видимо, девизом Лежантиля могла бы стать расхожая фраза "Никогда не сдавайся!".

Картинка из сети.
Картинка из сети.

Ну, или другая - "Слабоумие и отвага!" (впрочем, слабоумным он не был, разве что несколько безрассудным в своем фанатичном упорстве).

В самом деле, разве не обидно было возвращаться в Париж с пустыми руками и репутацией неудачника, проделав такой путь? Ведь следующий транзит Венеры ожидался в 1769 году (а потом уже - лишь в 1874!).

Подождать восемь лет - не вопрос! И Лежантиль остался в Юго-Восточной Азии, изучая природу тамошних островов, составляя карты и фиксируя всё, что видел.

Позднее его записки легли в основу солидного двухтомного издания, посвященного королю Людовику XV и вышедшего в свет в Париже в 1779 году: "Путешествие через индийские моря по приказу Короля, по случаю прохождения Венеры по диску Солнца, 6 июня 1761 и 3 числа того же месяца 1769 года".

Титульный лист первого тома. Гуглбукс.
Титульный лист первого тома. Гуглбукс.

Экспедиция 1768-69 годов

Транзит Венеры в 1769 году лучше всего было наблюдать восточнее Индии, и уже в 1766 году Лежантиль отправился на Филиппины, принадлежавшие тогда Испании, которая была союзницей Франции в Семилетней войне.

Астроном прибыл в столицу Филиппин, Манилу, где продолжил свои ботаническо-зоологические изыскания. И попутно обнаружил, что небо над Манилой довольно часто бывает облачным. Климат такой. Влажность и прочее. К тому же испанские власти Манилы почему-то невзлюбили французского ученого и всячески мешали его деятельности (может, приняли за шпиона?).

Не желая рисковать и окончательно упустить свой шанс, Лежантиль вновь поплыл в Пондишери, где власть опять захватили французы.

Туда астроном добрался на сей раз спокойно и жил там с марта 1768 года, предаваясь наблюдениям за флорой и фауной. Французский губернатор отнесся к нему как к дорогому гостю, закатил пир в его честь и разрешил устроить обсерваторию в одном из разрушенных старинных дворцов (где, правда, находился пороховой склад).

Ничто, как говорится, не предвещало...

Накануне дня транзита Венеры погода над Пондишери была ясной. Но к ночи налетели облака. Небо было закрыто ими в самый ответственный момент, и лишь через два часа после того, как транзит закончился, тучи развеялись и небо вновь стало чистым.

Лежантиль впал в отчаяние, усугубленное письмом из Манилы, в котором ему сообщали, что там как раз в тот день погода стояла прекрасная, и транзит наблюдался отлично.

После этой неудачи он записал в дневнике:

"Именно такая судьба часто ожидает астрономов. Я преодолел более десяти тысяч лье; я пересек огромное морское пространство, исторгнув себя из родной страны, - только для того, чтобы стать свидетелем роковой тучи, которая в тот самый момент, когда я наблюдал за ней, закрыла Солнце и унесла с собой все, что я видел, плоды моих трудов и моих изнурительных стараний...”

Душевная депрессия сопровождалась и другими болезнями - в Пондишери Лежантиль переболел дизентерией.

Надо было возвращаться на родину, и в марте 1770 года, все еще плохо себя чувствуя, он взошел на борт корабля. И... опять перенес череду злоключений, достойных пера романиста.

Злоключения мнимо погибшего

На корабле Лежантиль продолжал болеть и решил сделать остановку в уже знакомом им порту Иль-де-Франс (Маврикия), чтобы поправиться и восстановить силы. К июлю 1770 года его здоровье улучшилось, но вновь возникли препятствия: возник конфликт с местным губернатором, который запретил капитану брать Лежантиля на борт. Лишь в ноябре ему удалось получить разрешение на отъезд.

Ноябрь даже в тропиках - время не самое благоприятное для морских путешествий. Корабль, на котором он плыл, угодил в бурю и был вынужден сделать остановку на острове Реюньон (тогда - Остров Бурбон).

Несчастного астронома ждал еще один жестокий сюрприз. Он получил письма из Парижа и узнал, что там его объявили погибшим. Наследники делят имущество, а вдова (считавшая себя таковой) успела выйти замуж за другого. Да и место в Академии наук перешло к другому коллеге.

В довершение всех бед, бесследно исчезли несколько ящиков с собранными им в Индии и в Маниле коллекциями.

Последние испытания

31 марта 1771 года Лежантиль в очередной раз сделал попытку вернуться домой на борту испанского корабля, направлявшегося в Кадис. Он едва не пропустил момент отплытия.

Плавание не обошлось без приключений: кораблю удалось обогнуть Мыс Доброй Надежды лишь после нескольких пережитых штормов.

Вдобавок оставалось неясным, продолжают ли оставаться в состоянии войны Англия и Испания. Испанцев остановило английское судно, два капитана обменялись любезностями, причем англичанин сообщил, что война закончилась - уф, можно спокойно плыть по своим делам.

Испанский фрегат зашел в Кадис 1 августа 1771 года. Отсюда Лежантиль решил отправиться во Францию по суше - хватит с него морских катавасий. Друзья помогли ему добыть денег на поездку. 8 октября он, наконец, ступил на французскую землю и отправился в Париж - добиваться справедливости.

Король восстановил его в должности астронома при Академии наук.

Трудно сказать, что там произошло с семейными обстоятельствами, но в итоге у Лежантиля образовалась жена и дочка (была ли жена той же самой, которая успела выйти замуж во время его отсутствия, или нет, источники не пишут).

Труды его были, как уже сказано, красиво изданы. Всё-таки материалы он добыл ценные и полезные.

Но с транзитом Венеры Лежантилю капитально не повезло. И в историю он вошел как самый неудачливый астроном из когда-либо существовавших.

Оперный герой

Зато в 2007 году канадский композитор Виктор Дэвис (Davies, р. 1939) написал оперу "Транзит Венеры" по пьесе Морин Хантер, героем которой стал Лежантиль.

Помимо Лежантиля, в опере присутствует его невеста Селеста ("Небесная"!), которая, устав ждать его возвращения, выходит замуж за другого. Есть также мать Селесты, подруга матери и молодой астронорм Демаре - новый избранник Селесты.

Картинка отсюда: https://web.archive.org/web/20120213010443/http://www.manitobaopera.mb.ca/operas/transitofvenus.html
Картинка отсюда: https://web.archive.org/web/20120213010443/http://www.manitobaopera.mb.ca/operas/transitofvenus.html

Музыка, по-моему, отнюдь не шедевр, но на слух вполне приятная.

Сцена из финала: Селеста отвергает Лежантиля. Она признается, что ждет ребенка от Демаре.
Сцена из финала: Селеста отвергает Лежантиля. Она признается, что ждет ребенка от Демаре.

В конце он остается один и поет о неуловимой Венере, которая ускользнула от него - и в небе, и в жизни...

--