Найти в Дзене
Наука и фантастика

Астрономы - герои опер и балетов

Оглавление
Коллаж картинок от нейросети Дезго
Коллаж картинок от нейросети Дезго

Астроном - профессия вроде бы тихая и сугубо академическая. Но биографии многих астрономов прошлого настолько богаты драматическими и даже трагическими поворотами, что так и манят писателей, драматургов и композиторов, ищущих нестандартных героев для своих произведений.

Опер про астрономов на удивление много (дисклеймер: и даже балеты есть). Подавляющее большинство этих произведений написано в 20 и 21 веке, что не удивительно - с наступлением эры воздухоплавания и освоения космоса интерес к первооткрывателям планет, комет и к создателям революционных концепций (Коперник!) резко возрос, а церковная цензура нехотя разжала челюсти и скрепя сердце согласилась с тем, что Коперник был прав, с Галилеем обошлись жестковато, а Бруно сожгли... ну, не за астрономию, а за упорство в ереси.

Танцующий Тихо Браге

Начну, пожалуй, с балета. В 1924 году датский композитор Хакон Борресен (1876-1954) представил балет "В Ураниенборге: Сон Тихо Браге".

Действие балета разворачивается в обсерватории Тихо Браге в Ураниенборге на острове Вен, астроному являются в мечтах (или наяву тоже?) звезды, кометы и даже взрыв суперновой, случившийся в 1572 году.

Ураниенборг. Источник: Википедия
Ураниенборг. Источник: Википедия

К сожалению, ни конкретных сведений о либретто и сюжете, ни каких-либо картинок постановки балета добыть не удалось.

В сети имеется только запись музыки всего балета. Она производит приятное впечатление, хотя вряд ли содержит какие-то творческие открытия. Добротный симфонизм 19 века без примет новой музыки.

В партитуре 12 номеров, из них, судя по названиям, лишь последние, начиная с № 9, относятся к астрономическим видениям Тихо.

I. Allegro festivo II. Allegro III. Sværddans (Sword Dance) IV. Skotsk Dans (Scottish Dance) V. Ridderdans (Knights' Dance) VI. Bondedans (Peasants' Dance) VII. Allegro festivo VIII. Bondegilde (Peasants' Festivities) IX. Andante - Adagio X. Tycho Brahes Drøm (Tycho Brahe's Dream) XI. Stjernernes Dans (Dance of the Stars) XII. Allegro molto - Adagio.

Танец звезд (№ 11) - очень лиричный и поэтический, но, по-моему, довольно вторичный по музыкальным средствам, даже если сравнивать с аналогичными по замыслу эпизодами в операх Римского-Корсакова (танцы звезд в "Ночи перед Рождеством").

Танцует ли сам Тихо Браге, выяснить не удалось, но думаю, что странно было бы создавать балет со спящим главным героем. "Спящая красавица" не в счет, она не астроном, и в конце концов танцует очень живенько.

Поющие астрономы

Зато спеть астрономы могут, и еще как!

В 2007 году популярный канадский композитор Виктор Дэвис (Davies, р. 1939) написал оперу "Транзит Венеры", героем которой стал французский астроном 18 века Гийом Лежантиль. В основе либретто - одноименная пьеса канадской писательницы Морин Хантер, а название имеет символический смысл: наблюдение за транзитом Венеры стало идеей-фикс астронома, но богиня любви совершила другой транзит: невеста Лежантиля, устав ждать, ушла к другому.

Вообще судьба Лежантиля действительно сложилась трагически. Для наблюдения за вожделенным транзитом Венеры он в 1761 году отправился в Индию, но пережил там множество злоключений и так и не добился желаемого. Он застрял в Юго-Восточной Азии на несколько лет, и вторая попытка наблюдения транзита, в 1769 году, вновь оказалась неудачной из-за облачного неба. Возвращаясь во Францию, он попал в плен к пиратам и смог попасть на родину лишь спустя 11 лет. По завершении своей провальной экспедиции Лежантиль писал:

Такая судьба часто ждет астрономов. Я преодолел почти десять тысяч лиг; я пересек моря, покинув Отечество, только для того, чтобы стать наблюдателем злополучного облака, которое заслонило Солнце точно в момент моих наблюдений, и чтобы пожать плоды злоключений, выпавших на мою долю.

Сцена из оперы Дэвиса. Скриншот.
Сцена из оперы Дэвиса. Скриншот.

Фрагмент постановки "Транзита Венеры" в виде слайдшоу можно посмотреть в сети. Музыка мелодичная, многим должна понравиться, но, по мне, слишком отдает популярными жанрами.

Оперы про Кеплера

Один из любимых героев оперной сцены - Иоганнес Кеплер.

Вероятно, первую оперу про него создал в 1957 году Пауль Хиндемит (я про него тут писала). Опера называется "Гармония мира", и на ее музыкальном материале основана симфония Хиндемита с тем же самым названием (но сюжетно с оперой не совпадающая).

Затем Кеплером заинтересовался чрезвычайно плодовитый и успешный американский композитор Филип Гласс (р. 1937), один из мэтров американского минимализма (техники композиции, основанной на повторении и легком варьировании простейших паттернов).

Его опера "Кеплер" на немецко-латинское либретто Мартины Винкель появилась в 2009 году и была поставлена в Линце.

Сцена из оперы. Мальчик Иоганнес наблюдает небо в подзорную трубу, рядом с ним - любимая мать, Катарина. Источник: Википедия.
Сцена из оперы. Мальчик Иоганнес наблюдает небо в подзорную трубу, рядом с ним - любимая мать, Катарина. Источник: Википедия.

Согласно замыслу авторов, биография и идеи Кеплера в либретто перемежаются картинами Тридцатилетней войны, бушевавшей тогда в Германии, и стихами крупнейшего немецкого поэта того времени, Андреаса Грифиуса.

В опере - хоровой пролог и два акта, по завершении действия - эпилог. К сожалению, полной записи обнаружить не удалось.

В 2016 году оперу про Кеплера представил в Кембридже английский композитор Тимоти Уоттс (Timothy Watts, р. 1979), который предпочитает называть себя Тимом Уоттсом.

Тим Уоттс. Фото отсюда: https://globalconservatoire.com/faculty/tim-watts/
Тим Уоттс. Фото отсюда: https://globalconservatoire.com/faculty/tim-watts/

Эта опера называется "Kepler 's Trial" - "Процесс Кеплера". Сюжет основан на реальных событиях: мать Кеплера, Катарина, была в 1615 году обвинена в ведовстве, и ей угрожала позорная смертная казнь. Процесс тянулся шесть лет, и Кеплер сделал всё, чтобы защитить и спасти свою мать, что ему, в конце концов, удалось, но стоило огромного количества нервов и денег.

Это произведение смело рекомендую к просмотру и прослушиванию. Постановка - полуконцертная, зато в церкви, что очень соответствует атмосфере 17 века и проблематике оперы (столкновение и переплетение религии и науки, предрассудков и свободной мысли, ожесточения и любви).

Музыка Тима Уоттса красива, но не поверхностна, в ней слышится глубокое знание искусства разных эпох.

--

Как всегда, напоминаю, что в моей космоопере "Хранительница" присутствуют и астрономы, и музыка, и соединение того и другого, в том числе в последней книге, "Возвращение Улисса", которая сейчас пишется и понемногу выкладывается.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.

Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".