Найти в Дзене

На каком этаже вы сейчас: Кустодиев и психология кризисов

Я всегда черпаю вдохновение в картинных галереях. Где бы я ни была, в отпуске и в короткой поездке - посещение галереи всегда есть в моём списке. А вот в домашней обстановке, среди множества рутинных дел, сложно выделить на это время. Поэтому на прошлой неделе я намеренно решила взять паузу и отправилась в Третьяковскую галерею на выставку большого русского художника Бориса Кустодиева. Имя Кустодиева у большинства людей ассоциируется с "Русской Венерой", роскошными купчихами за чаепитием, народными гуляниями, ярмарками и масленицами — образами, наполненными яркими красками и атмосферой праздника. Но у его творчества есть и другая, более глубокая и философская сторона. В 1920 году Кустодиев пишет картину "Голубой домик" — на первый взгляд — тихий уголок провинции. Голубой деревянный дом, утопающий в зелени, церквушка на дальнем плане, люди заняты своими делами. Но чем дольше смотришь, тем больше понимаешь: этот дом — не просто мирный провинциальный пейзаж, а "многоэтажная" метафора жи
Оглавление

Я всегда черпаю вдохновение в картинных галереях. Где бы я ни была, в отпуске и в короткой поездке - посещение галереи всегда есть в моём списке. А вот в домашней обстановке, среди множества рутинных дел, сложно выделить на это время. Поэтому на прошлой неделе я намеренно решила взять паузу и отправилась в Третьяковскую галерею на выставку большого русского художника Бориса Кустодиева.

Чем известен Борис Кустодиев?

Имя Кустодиева у большинства людей ассоциируется с "Русской Венерой", роскошными купчихами за чаепитием, народными гуляниями, ярмарками и масленицами — образами, наполненными яркими красками и атмосферой праздника.

Но у его творчества есть и другая, более глубокая и философская сторона.

Что скрывает провинциальный пейзаж

В 1920 году Кустодиев пишет картину "Голубой домик" — на первый взгляд — тихий уголок провинции. Голубой деревянный дом, утопающий в зелени, церквушка на дальнем плане, люди заняты своими делами. Но чем дольше смотришь, тем больше понимаешь: этот дом — не просто мирный провинциальный пейзаж, а "многоэтажная" метафора жизненного пути.

Смотрите сами, сколько символизма!

Фото автора. "Голубой Домик" Б. Кустодиев.
Фото автора. "Голубой Домик" Б. Кустодиев.

Этажи — это наша жизнь

Справа внизу на картине - мать с младенцем на руках и играющие дети поодаль символизируют начало пути.

Мальчик на крыше, гоняющий голубей, — беззаботное детство, ощущение бесконечного лета.

Девушка в окошке первого этажа, воркующая с парнем — юность, пора влюблённости, время открытий и смелых планов.

Супружеская пара за самоваром на балконе — средний возраст, семейное тихое счастье.

Внизу слева — беседующие пожилые люди за шахматной доской, а рядом - гробовая мастерская. Это и есть финальная точка, как символ того, что каждый путь неизбежно приходит к концу.

Смотря на картину, невольно ищешь себя: на каком я этаже? Всё ли успел?

Жизненные этапы...

На сессиях мои клиенты часто тревожатся, что время уходит слишком быстро. И дело не столько в конечности бытия (в широком смысле), а в страхе, что жизнь свернёт не туда или вообще, пройдёт мимо.

Зачастую такие экзистенциальные вопросы возникают на определенных жизненных этапах - как в молодости, так и в преклонном возрасте.

...и кризисы

В подростковом возрасте, с 12 до 19 лет, люди задаются вопросами "Кто я? Какой я? Куда иду?". Молодые люди нередко под влиянием родителей выбирают не свой путь, а осознание этого и последующий поиск себя часто сопровождается протестами, зависимостями и прочим.

В период с 27 до 33 лет многие переживают кризис самоопределения. Это время, когда начинают осознаваться свои права, личные границы, своё место в мире. Именно в этот период люди обращаются за психологической помощью.

В возрасте от 45 до 55 лет наступает кризис второй половины жизни. Он сопровождается необходимостью примерять на себя новые жизненные роли (например, когда дети покидают родительский дом или физическое состояние вносит свои коррективы в привычный образ жизни). В этот период важно не застревать в мыслях, что "уже поздно что-то менять" и продолжать находить для себя новые смыслы.

В возрасте 75 лет наступает этап "последнего экзамена", когда проводится глобальная ревизия жизни. Выход из такого кризиса - либо в глубокую житейскую мудрость, когда человек живёт в согласии с собой, либо в маразм.

Важные вопросы

Вопросы смысла жизни и конечности человеческого бытия всегда волновали философов — от Ницше до Хайдеггера. На их идеях выросла экзистенциальная психология, которая рассматривает кризисный период не как тупик, а как возможность для глубокого переосмысления. Мы не можем изменить того, что любой путь когда-то завершится, но мы в силах наполнить его содержанием, которое сделает жизнь ценной и насыщенной.

Добавить ярких красок

В этом и кроется парадокс: осознание ограниченности времени придаёт каждому моменту особую значимость. "Голубой домик" Кустодиева как раз об этом — о доме, где этажи складываются из прожитых лет. И, возможно, прямо сейчас стоит добавить ярких красок в собственную картину.

Ну и напоследок...

Автор в образе Кустодиевской купчихи:

А какая из картин Бориса Кустодиева нравится вам больше? 🖼️ Пишите в комментариях!