Найти в Дзене

Филипп Халсман – человек, который снимал душу | Подборка для вдохновения

Оглавление

В истории портретной фотографии имя Филиппа Халсмана стоит особняком. Не только из-за его невероятного технического мастерства или списка легендарных имён, которые попадали в его объектив. Халсман умел видеть то, что обычно остаётся за фасадом – человеческую уязвимость, иронию, искру. Он снимал не лица, а души, используя фотоаппарат как инструмент психологического портрета.

Кстати, о том, как делать фотографии исренними рассказываю на своем четырехдневном марафоне "Грани фотографии".

От тюремной камеры до студий Vogue и Life

История Халсмана могла бы стать сюжетом для фильма. Родившись в Риге в 1906 году, он пережил драматическое испытание в юности – обвинение в убийстве отца в Австрии, тюремный срок и неожиданное освобождение благодаря поддержке таких интеллектуальных гигантов, как Эйнштейн и Фрейд.

Вынужденный покинуть Австрию, он оказался в Париже и быстро стал одним из самых востребованных портретистов, работая для Vogue, Vu и других изданий. Но война снова изменила его жизнь – он эмигрировал в США, где начался его «золотой» период.

101 обложка Life и дружба с Дали

Сотрудничество с журналом Life принесло Халсману беспрецедентную известность – 101 его фотография украсила обложку.

Встреча с Сальвадором Дали в 1941 году стала началом одного из самых ярких творческих тандемов XX века. Их работы – это смесь сюрреализма, технической виртуозности и дерзкой фантазии. «Dali Atomicus» с летящими кошками и водой – пример того, как можно превратить студию в театральную сцену, а «In Voluptas Mors» – урок того, что фотография способна объединять живых людей в архитектуру образа.

Dali Atomicus, 1948
Dali Atomicus, 1948
«Смерть в наслаждении» («In Voluptate Mors»), Сальвадор Дали, 1951.
«Смерть в наслаждении» («In Voluptate Mors»), Сальвадор Дали, 1951.

Прыжок как метод

Одна из «визитных карточек» Халсмана – портреты в прыжке. Его книга Jump Book собрала 178 фотографий знаменитостей, от Мэрилин Монро до Ричарда Никсона, буквально в воздухе.

«Когда вы просите кого-нибудь подпрыгнуть, всё его внимание направляется на акт прыжка – и маска спадает», – говорил он.

Это не просто трюк, а психологический приём. Прыжок отключает самоконтроль, и в этот момент перед камерой оказывается настоящий человек.

Одри Хёпберн, 1955
Одри Хёпберн, 1955
Софи Лорен, 1955
Софи Лорен, 1955
Филипп Халсман и Грейс Келли
Филипп Халсман и Грейс Келли
Бриджит Бардо, 1955
Бриджит Бардо, 1955
Мерлин Монро, 1959
Мерлин Монро, 1959
Французский писатель Франсуа Мориак рядом со своим домом под Бордо.
Французский писатель Франсуа Мориак рядом со своим домом под Бордо.
Американский физис Роберт Оппенгеймер, 1958
Американский физис Роберт Оппенгеймер, 1958
Рэй Болджер, 1950
Рэй Болджер, 1950
Ширли Маклейн
Ширли Маклейн
Марта Грэм и Мэрс Каннингем
Марта Грэм и Мэрс Каннингем

Секрет портрета по-Халсману

Анализируя работы мастера, можно выделить несколько принципов, которые важны для любого фотографа:

  1. Контакт глазами. Халсман создавал атмосферу, в которой человек забывал о камере, но встречался с ней взглядом как с собеседником.
  2. Минимум отвлекающих деталей. Белый фон и яркий свет делали героя центром всей композиции.
  3. Элемент неожиданности – будь то прыжок, сюрреалистический реквизит или остроумный жест.
  4. Психологическая пауза – он ждал тот самый момент, когда «маска» соскальзывала.

Наследие

Филипп Халсман оставил тысячи портретов, которые стали частью культурной памяти XX века. Он снимал Эйнштейна, Черчилля, Пикассо, Хичкока, Одри Хепбёрн, Софию Лорен – и каждого превращал в историю.

Его работы сегодня можно увидеть в крупнейших музеях мира – от MoMA в Нью-Йорке до Национальной портретной галереи в Лондоне.

-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23

Используйете ли вы какие-нибудь неожиданные приемы, которые раскрывают личность на своих фотосессиях? Или еще не нашли что-то для себя?