Найти в Дзене
Сквозь время и расстояния

Люди мужества: очерки о советской милиции. Глава 3: По следу

Рукопись повести о буднях советской милиции, написанная еще во времена СССР, попала в мои руки давным давно. И сегодня я предлагаю её нашим читателям... Молодой цыган был неотразим. Смуглый, с копной темных волос и щетиной, которая уже давно не видела бритву. Он живо балагурил, расточал остроты, театрально закатывал глаза. Товарищ цыгана, в противоположность ему, держался стороной и только изредка вставлял в разговор слово-другое. Деревня Манылово, где развернулись события, была похожа на тысячи других деревень среднерусской полосы, живописно расположилась среди верхневолжских лесов. Каждый путник, да еще зимой - редкий гость в доме. И Валя Нехлюдова радовалась случаю поговорить. Наступил субботний вечер, жители топили бани. Ушла мыться и мать девушки. Цыган не заставлял долго ждать себя с вопросами. Начало здесь: - Погадать, дорогая? Всё вижу. Всё расскажу без утайки… - Да наврешь ты, - неуверенно отказывалась Валя, тогда как глаза горели любопытством. - Зачем навру? - цыган притворно

Рукопись повести о буднях советской милиции, написанная еще во времена СССР, попала в мои руки давным давно. И сегодня я предлагаю её нашим читателям...

Молодой цыган был неотразим. Смуглый, с копной темных волос и щетиной, которая уже давно не видела бритву. Он живо балагурил, расточал остроты, театрально закатывал глаза. Товарищ цыгана, в противоположность ему, держался стороной и только изредка вставлял в разговор слово-другое.

Деревня Манылово, где развернулись события, была похожа на тысячи других деревень среднерусской полосы, живописно расположилась среди верхневолжских лесов. Каждый путник, да еще зимой - редкий гость в доме. И Валя Нехлюдова радовалась случаю поговорить. Наступил субботний вечер, жители топили бани. Ушла мыться и мать девушки. Цыган не заставлял долго ждать себя с вопросами.

Начало здесь:

- Погадать, дорогая? Всё вижу. Всё расскажу без утайки…

- Да наврешь ты, - неуверенно отказывалась Валя, тогда как глаза горели любопытством.

- Зачем навру? - цыган притворно обиделся и открыл из колоды туза бубей. - Ты получила письмо.

- Много их получала, - засмеявшись отмахнулась Валя.

Цыган открыл вальта виней.

- От мужчины… молодого… да еще от цыгана…

-2

Валя растерялась такой точности. Вмиг поверила, что не игра это вовсе. А необъяснимое таинство, которое творит цыган с бездонными медовыми глазами.

- Да получила…

- Может покажешь, дорогая, - спросил цыган так убедительно, будто бы констатировал факт. Так что не пришедшая в себя от растерянности девушка уступила и тотчас принесла из-за перегородки изрядно потрепанный конверт.

- Село Каверино, Горьковской области, - вслух прочитал цыган обратный адрес на конверте.

- Ищу брата Александра, - пояснил он свою радость. - И его сына Александра…

- Человек - не иголка в стоге сена, найдется. Возьмите адрес, если поможет, - Валя почему-то верила ему, как давнему знакомому. Понимала, что не следует, но поделать ничего не могла.

Открылась дверь и в клубах морозного воздуха вошла распарившаяся в бане мать Вали. Увидев цыгана и его товарища, с напускной серьезностью набросилась на них, угрожая мокрым веником;

- Вот я вас, такие растакие!..

Цыган и его молчаливый друг с беззлобным смехом выбежали на улицу.

Где ж было Вале Нехлюдовой и её матери знать, что роль цыгана искусно сыграл старший инспектор отдела уголовного розыска лейтенант милиции Владимир Сергеевич Михальков, а его другом был старший инспектор местного отдела милиции старший лейтенант Александр Николаевич Левочкин. И театрализованная постановка, в которую бы поверил и сам Станиславский, стала очередным этапом оперативной работы по уголовному делу.

-3

В город Унженск, где Михальков находился в командировке, ранним утром позвонили, сообщив, что в Усть-Лее ограблен магазин. Группа сотрудников милиции, в составе которой находился и он, Михальков, выехала на место происшествия без промедления. В Усть-Лею добрались до рассвета и сразу увидели последствия преступления: открытые контору сельпо и разоренную кладовую магазина.

Учитель местной школы Огурцов, опрошенный первым, рассказал, что перед тем, как позвонить в милицию, услышал стоны в кладовой. Сторожиха Плюшкина внесла ясность больше. Оказывается, на нее напали трое неизвестных, связали, в рот воткнули кляп.

- Пошли за лампой, - слышала Плюшкина голос одного из воров, едва придя в себя от испуга.

- Куда?

- В контору сельпо.

Возвратились преступники не только с лампой, но и с денежным ящиком.

Один из преступников предположил, что сторожиха сможет разглядеть их, тогда-то она и успела заметить, как смуглый брюнет, судя по виду, цыган, ловко накинул на неё порожний холщовый мешок.

Добычу грабители забрали с собой богатую: денег 400 рублей, 54 пальто, 22 костюма, двое часов, сапоги и другие вещи по мелочи. Общей стоимостью тысяч на десять.

Первая версия возникла сразу. Да иначе и предположить было нельзя. Столько вещей унести на себе преступники не могли. Обязательно использовали автомашину.

-4

Михальков и Левочкин отправились выслеживать преступников по горячим следам. Вот только зимний след остывает быстро.

Метель так перемела дорогу, что и проехать оказалось трудно. Куда уж разглядеть что-то. Километрах в двадцати от места происшествия Михальков распорядился остановиться: в поселке леспромхоза сотрудников заверили, что никакой машины здесь не проходило со вчерашнего дня.

Началась кропотливая проверка автохозяйств. За трое суток сотрудники милиции перебрали сотни машин и не нашли ни одной, которая в ту ночь могла бы очутиться близ места происшествия. Начальник отдела собрал короткое оперативное совещание.

Выслушал доклады. Повторный осмотр места происшествия и окрестностей поразил удивительной неожиданностью. В километре от магазина, под мостом через реку, нашли стоянку лошади: побуревший снег, конский навоз, веревку и след саней. Подытожил:

- Нужно все начинать сначала… Честный человек не будет держать лошадь под мостом, когда до села рукой подать. Не иначе, лошадь принадлежала преступникам.

Михальков предположил, основываясь на полученных данных:

- Преступники не из местных. На кражу они приехали из других мест… Для этого нужно время. Посидеть. Осмотреться… Не перед самим же грабежом они прибыли сюда.

- Значит, - понимающе вмешался Левочкин, - они останавливались где-то рядом на дневку.

- Точно. И местные жители наверняка что-то видели и кое-что расскажут.

Предположив так, оперативные работники отправились в поиск и не ошиблись. В одной из ближних деревень колхозница Ветрова сообщила сотрудникам, что у нее действительно останавливались отдыхать трое мужчин.

- Приехали утром. Один, похоже, цыган, остался, а двое других куда-то отлучились. Вечером продали немного овса и уехали. Жеребец у них загляденье. Хоть на скачки. Сильный, серый в «яблоках». Ноги - в белых "чулках".

Михальков запросил соседние районы, не пропадала ли где лошадь, сани и овес. Вскоре удостоверился: да случилось на днях такое, угнали жеребца из колхоза. Приметы угнанного рысака совпадали с теми, которые перечислила Ветрова. Послали образец проданного "путниками" овса на исследование. Заключение экспертизы подтвердило предположение о том, что он идентичен с украденным из колхоза.

-5

"Угнать лошадь - привычка цыгана. Ветрова рассказала, что один из троих походил на цыгана. В протоколе допроса сторожихи тоже упоминался цыган". Михальков и Левочкин обобщили сведения, которыми располагали.

- Однажды я видела того самого цыгана, - вспомнила Ветрова, когда ей зачитали протокол допроса и спросили, не имеет ли она чего добавить. - Пожалуй, это было прошлым летом...

Левочкин, как местный работник, отлично ориентировавшийся на вверенной ему территории, доподлинно знал, что цыган на жительстве в районе нет. и поделился своими соображениями с Михальковым. Владимир Сергеевич чуть задумался, неожиданно объявил:

- Будем искать цыгана среди тех, кто наезжал в район в прошлом году.

Это было всё, чем располагала милиция в начале поиска. Требовалось установить контакты здесь, в окрУге, с кем из местных могли общаться цыгане.

Так, смуглый по природе, осунувшийся за дни поиска и обросший черной густой щетиной Михальков и стал изображать цыгана.

- Где стояли цыгане в прошлом году?

- В Акимовском и Усть-Лейском сельсоветах.

...По деревням сотрудники поехали на лошади. Побывали в семи населенных пунктах, в восьмом им рассказали, что да, проживал цыган. Звали его Александром. Но фамилию никто не помнил. Был у него сын, тоже Александр, лет двенадцати.

- Из нашей деревни Александр уехал в Манылово.

Левочкин шепнул Михалькову:

- Это в паре километров от места кражи…

Оперативники предположили, что он, узнав особенности охраны магазина и конторы, организовал с подельниками дерзкий налет.

Куда уехал Александр из Манылова, никто не знал.

- Впрочем, - спохватилась колхозница Галкина, искренне желая помочь милиции, - идите к Вале Нехлюдовой. Ей, кажется, сынишка Александра прислал письмо.

Все познания Михалькова в картах и состояли только в том, что туз бубей при гадании говорит за письмо, а валет - за молодого человека. Потому и положил эти карты сверху предусмотрительно захваченной колоды. Разыграл всё, как и было задумано.

-6

Сперва Валя обеспокоилась появлением в доме незнакомых мужчин, но, увидев, что встреча с ними не сулит ничего плохого, успокоилась. Принесла из-за перегородки письмо младшего Александра.

Адрес, старательно выеденный на конверте детской рукой, гласил: село Каверино, улица Полевая, дом 3, Чубревич.

- Это в соседней области, - отметил Владимир Сергеевич.

Доложив обо всем начальнику отдела, Михальков и Левочкин получили разрешение выехать в ту область.

Расстояние до Каверино сотрудники милиции преодолели за сутки с небольшим. Добравшись, обратились к местным коллегам.

- Чубревич? Александр? - начальник отделения начал припоминать, попросил принести ему карточку из адресного бюро. - Да, прописан недавно. - Повернул карточку оборотной стороной, посмотрел отметку, - работает в лесхозе.

Пришли к хозяину дома, у которого квартировал Чубревич.

Тот не скрывал:

- Да, Александр уезжал на педелю, вернулся с лошадью, объяснил, будто купил у друзей-цыган. Приметы лошади? Серая в "яблоках”, ноги в белых "чулках”.

Теперь никаких сомнений в том, что Чубаревич - один из участников налета на магазин, у оперативников не осталось.

В ожидании грабителя Михальков и Левочкин вышли на дорогу, по которой цыган обычно возвращался с работы. Однако на этот раз Александр, словно предчувствуя засаду, изменил привычке и поехал кружным путем. Настоявшаяся за день лошадь шла легко, играючи тянула за собой скрипучие сани.

Милиционерам пришлось пуститься в погоню. Так что в сани к цыгану они ввалились запыхавшиеся.

- Поворачивайте. В отделение милиции!

Чубревич смотрел непонимающими глазами и испуганно мигал. Позже на допросе он рассказал, что поминутно ожидал расплаты за содеянное, но, услышав требование ехать в отделение милиции, почувствовал, как «внутри что-то оборвалось».

-7

Впрочем, разоткровенничался Чубревич не сразу. Сперва, полагая, что задержание является чисто случайным и вот-вот его отпустят, представлял себя жертвой ошибки или, по крайней мере, старался казаться ею. Но сотрудники милиции предъявляли ему все новые улики. Наконец, на столе появился и конверт, изъятый у Вали Нехлюдовой.

Чубревич узнал почерк сына и тотчас поменялся в лице. Первое, что пришло ему в голову: конверт обронен на месте ограбления.

- Подлец! Сашка подвел, - выдавил Чубревич по адресу сына. И, взяв себя в руки, начал: - Рви начальник старый протокол: я грабил магазин…

Рассказывал, как на духу:

- У меня заболела лошадь, а цыган без лошади, сам знаешь, - не цыган. И решил я угнать новую. В городе Семенове в столовой познакомился с двумя парнями, договорились ограбить магазин и контору сельпо в Усть-Лее. По пути присмотрели рысака, ночью забрали его. Дневали в Унженском районе.

- Подробнее, - подогнал его Левочкин.

- Ночью оставили рысака под мостом, а сами пошли к магазину. Попросили сторожа показать дорогу, а потом сделали и то, о чем должно быть известно… Гнали лошадей до рассвета. Проехали километров 30. В лесу поделили краденное. Мне досталось 13 пальто, 9 костюмов, 130 рублей деньгами и рысак.

- Где вещи? - спросил Михальков.

- Вещи спрятаны лесу. Чубревич назвал место и добавил, - без меня всё равно не найдете…

Утром выехали в лес, где, по показаниям Чубревича, были спрятаны вещи. Ни Михальков, ни Левочкин не пожалели, что захватили преступника с собой. Будь они одни с понятыми, ни за что не нашли бы тайник. Чубревич спрятал вещи прямо на дороге, засыпал снегом, наездил ее, да так, что этот участок не выделить от остальной дороги, если не знать.

-8

- Век живи и век учись, - пошутил Михальков, признаваясь в душе, что не посчитал бы за разумное искать вещи на дороге.

Чубревич сам раскалывал снег. Под наезженным снегом оказался брезент. Отвернул край, и взору открылся тайник, множество украденных вещей.

На другой день Чубревич назвал и соучастников. Вскоре их задержали в других местах…

Продолжение следует...

Уважаемые читатели, теперь Дзен дает возможность поблагодарить автора. Оставить благодарность и поддержать канал можно, нажав на кнопку "Поддержать" под статьей. Или перейдя по ССЫЛКЕ

Подписывайтесь на нас в Телеграм

Спасибо, что дочитали до конца.

__________________________________

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.

Понравилась статья - с вас лайк))