Рукопись повести о буднях советской милиции, написанная еще во времена СССР, попала в мои руки давным давно. И сегодня я предлагаю её нашим читателям...
Все население небольшой деревушки Клычково, расположенной в километре от районного центра, жило разговорами о свадьбе. Замуж выходила Сашенька Чиркова - квартирантка бабушки Сахалинской. Свадьбу справляли в доме бабушки, на краю деревни.
По традиции, русская свадьба с народными играми, песнями и весельем привлекла много народу. Ребятишки с вечера заглядывали в окна, мужики толпились у дома гурьбой, женщины степенно рассуждали о женихе и невесте... Уж несколько часов продолжалась празднество.
Посидев за столом, гости шли на середину дома, половицы скрипели под ногами плясунов. Скрип перемежался дробным перестуком каблучков. Миловидная девушка с платочком в полусогнутой руке отплясывала, припевая:
- Ой, подружка дорогая.
Выйти на половочку:
Я тебе не досадила,
Не отбила дролечку...
Наплясавшись, снова садились за стол, кричали: "Горько”!
Начало здесь:
Только сын хозяйки дома Василий Сахалинский, старший инспектор госстраха - высокий 43-летний мужчина, сидел мрачнее тучи. На свадьбу он пришел из районного центра часов в семь вечера без жены, хотя приглашали их обоих. Мать поднесла ему стопку. Василий выпил молча, вытер повлажневшие губы рукавом. Крепкое не брало его. Посидев за столом, он вышел на улицу. Гости были даже довольны тем, что он отсутствовал: с такой миной не на свадьбу, а на поминки надобно.
Сколько времени пропадал где-то скучный сын хозяйки – никто из гостей не заметил. В танце, да за праздничным столом время летело быстро. Вернувшись, он выпил три стопки подряд. Опьянев в духоте, низко склонил голову на стол, и его отвели в сторону, уложив спать на печку.
Когда оглянулись – живописно разукрашенные морозом стекла будто зарницей залились отблеском далекого пламени.
- Пожар! - сообразил кто-то, и гости, сразу протрезвев, высыпали на улицу.
Над районным центром, огромным костром полыхал огонь, ярко выхватывая из темноты силуэты построек.
... Опрокинутой огромной черной чашей небо низко нависло над районным селом.
Заведующий районным финансовым отделом Виктор Васильевич Кузовлев - заочник финансово-экономического института, писал контрольную работу и долго не ложился спать. Но удовлетворение выполненным делом размешивалось неизъяснимым чувством тревоги. Отчего так неспокойно на душе?
За стеной что-то сухо потрескивало, протяжно гудело. Виктор Васильевич поднялся, подошел к окну и ужаснулся.
Пламя рвалось бешеным заревом.
Клубы дыма, искры столбом ...
Сердце отчаянно застучало в груди. Кузовлев тотчас бросился к телефону, сорвал трубку:
-Алло! Алло!.. Станция! ...
Но станция не отвечала. И вообще напрасно он тратил время: в огне оплавилась изоляция проводов и связь со станцией оборвалась.
К тому времени из конторы связи, расположенной в стороне, вышел моторист Дмитрий Владимирович Балуев. Он сразу увидел пожар, крикнул телефонистке:
- Скорее вызывайте пожарную команду, оповестите по радио жителей!
Так, что когда компания из дома бабушки Сахалинской прибежала на пожар, команда прокладывала рукавную линию, на место происшествия быстро собирался народ, прибывали добровольные пожарные дружины.
Огнем охватило веранду, горели карнизы, наружная тесовая обшивка двухэтажного деревянного здания. В прямой опасности оказались соседние дома, в том числе и дом, занятый районный финансовым отделом.
Самоотверженно боролся о огнем боевой расчет - начальник пожарной команды Юрий Павлович Чуканов, командир отделения Николай Иванович Сахаров, дежурный шофер Николай Сергеевич Светлов. Мужественно пожарные, а к ним подоспели районный пожарный инспектор Алексей Иванович Мазов, командир отделения Евгений Петрович Орлов и другие. Установили автоцистерну на водоеме буквально в двадцати метрах от горящего здания и проложили магистральную линию с разветвлением. Пожаротушением руководили начальник команды Чуканов и райпожинспектор Мазов.
- Коля, подай ствол литер "А" непосредственно в очаг пожара со стороны веранды! - кричал начальник команды Чуканов командиру отделения Захарову.
Огонь переметнулся на второй этаж, загулял по коридору.
- Разрешите подать ствол навстречу огню?
Это спрашивал разрешения Михаил Сергеевич Чванов - член ДПД мастерского участка леспромхоза. По раздвижной лестнице через оконный проем он поднялся со стволом на второй этаж.
Лицо опахнуло сразу жаром.
Брови слизнул огня язык.
Дух перевел- и бросился в пламя.
Прямо стволом к огню впритык.
Чванов работал в дыму, в высокой температуре, каждый миг подвергал себя смертельной опасности. Выполнив задание руководителя пожаротушения, поднялся на чердак. Весь промокший, несмотря на мороз, он был на виду у всех, своим примером увлекая людей бороться с огнем до последней минуты.
Хорошую боевую выучку и профессиональное мастерство показали пожарные и члены ДПД. В результате их мужества и активной помощи населения пожар был ликвидирован успешно.
Обследование места ЧП показало, что огонь стал распространяться с тесовой террасы.
- Но ведь в ней нет ни отопительных приборов, ни электропроводки, не бывает зимой и злополучных гроз с молниями, - выразил удивление работник милиции, назначенный для расследования причин пожара.
- Был поджог, - однозначно ответил ему руководитель пожаротушения.
Но кто мог пойти на такое?
... Василий Александрович Сахалинский после свадьбы долго не засыпал, ворочался на большой деревенской печи. Полупьяным и застал его милиционер Чернов.
- Прошу пройти со мной в милицию.
Сахалинский не удивился необычному приглашению.
И мать его думала, что вызов сына в милицию - недоразумение: Василия трудно заподозрить в предосудительном - служил в Армии, учился, находился на руководящей работе, был председателем колхоза. Теперь старший инспектор госстраха. И старушка искренне надеялась: все образуется, встанет на свои места.
Когда работники милиции заговорили с Василием о пожаре, он возмутился:
- Я поджег? Да вы что, в своем уме?
Алиби Сахалинского действительно выглядело убедительно: в момент загорания находился на свадьбе в деревне. Он и остался там, когда гости убежали тушить повар. Сахалинский высказал это без обиняков и оговорок.
- Вам это подтвердят все 28 человек, гулявшие на свадьбе.
Стали вызывать свидетелей.
- Если Сахалинский и отлучался со свадьбы, то минут на 20-30, не более, - утверждали гости, вполне веривших в его непогрешимость.
Между тем для подозрений были основания. Первый о них заговорил заведующий райфинотделом Виктор Васильевич Кузовлев:
- Вечером я зашел в здание райфо. Вдруг слышу в комнате госстраха шорох. "Кто там? И свет не зажигает”. Открыл дверь, спрашиваю: "Кто?” Отвечает - "Это я, сахалинский".-"Что ты делаешь?" - "Да вот вино разлил. "А я нюхаю - не вином пахнет.
Сахалинский не отрицал, что с вечера приходил на свое рабочее место, но утверждал, что в здание напротив, где случился ночью пожар, не заходил и представления о поджоге не имеет...
Так что, когда старший инспектор ОБХСС УВД майор милиции В.И.Головин, вызванный в помощь следователю, приезжал в район, прокурор прямо сказал:
- Трудный орешек достался ...
Можно было бы рассказать о большой работе, проведенной начальником отделения майором милиции В.К. Бобарыскиным и другими товарищами, пока не был установлен человек, сторож животноводческой фермы из Клычково, который видел высокого мужчину, бежавшего перед тем, как вспыхнуть пожару, из районного центра в деревню и вошедшего в дом бабушки Сахалинской, где была свадьба. Были добыты и другие данные, заставившие подозреваемого заговорить.
- Заведующий райфо Кузовлев действительно видел меня и помешал поджечь комнату госстраха. Через некоторое время я вернулся к соседнему зданию, открыл дверь в тамбур, вылил бензин и бросил на него зажженную спичку ... - показания Сахалинского походили на истину. Однако их правдоподобность надо было проверить и закрепить. Поэтому начальник милиции спросил:
- Где вы взяли бензин?
- У тестя, в сарае.
Тесть Сахалинского накануне забивал в сарае поросенка. Чтобы опалить щетину, заправлял паяльную лампу, в посудине оставался бензин. В присутствии понятых осмотрели сарай.
- Бензин пропал! - удивился старик, еще не зная к чему привела пропажа.
А Сахалинский тем временем продолжал показания:
- Через подставных лиц я получал страховые суммы, причитающиеся другим гражданам. В последнее время у товарищей по работе возникло подозрение… Поджог я совершил, будучи уверенным, что вместе с инспекцией госстраха в огне погибнут документы, изобличающие мою преступную деятельность…
Продолжение следует...
Уважаемые читатели, теперь Дзен дает возможность поблагодарить автора. Оставить благодарность и поддержать канал можно, нажав на кнопку "Поддержать" под статьей. Или перейдя по ССЫЛКЕ
Подписывайтесь на нас в Телеграм
Еще по теме:
Спасибо, что дочитали до конца.
__________________________________
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.
Понравилась статья - с вас лайк))