А давайте поговорим про меню, но не просто про меню, а подставки и керамические меню.
Немного истории
Когда и где появились меню, не установлено. Историки называют и Китай времен империи Сун (960–1279), и даже Древний Египет. Меню, похожие на современные, возникли в XVIII веке. Самые ранние экземпляры датируются 1751 годом и были похожи на небольшие карточки на плотной бумаге с перечнем блюд. Вероятнее всего, такие меню предназначались для неформальных обедов, так называемых интимных ужинов, которые вошли в моду во время правления короля Франции Людовика XV. В ресторанах меню появились в конце XVIII века, после Французской революции 1789 года. В XIX веке с распространением сервировки по-русски меню как информация для гостей о том, что будет подано во время обеда и в каком порядке, стало обязательным на парадных, званых и особо торжественных официальных приемах.
Начиная с середины XIX века, благодаря научно-технической революции, цветная литография, а позднее и хромолитография стали более доступны, в результате чего напечатанное в типографии меню получило бóльшее распространение и стало обязательным не только на столах аристократии и богатой буржуазии, но и во время праздничных застолий среднего класса.
В Европе, США и Российской империи во второй половине XIX — первой четверти XX века особой популярностью пользовались декоративные подставки под бумажные меню и меню, полностью выполненные из керамики (фарфора, майолики или фаянса).
Подставки для меню
Подставки для меню, вероятнее всего, появились именно в XIX веке, в эпоху, когда сервировка стола стала не просто функциональной, а настоящим искусством. Их изготавливали из серебра, посеребренных металлов, бронзы, стекла, хрусталя, фарфора, фаянса. Размеры и дизайн этих предметов были раз нообразны: от простых геометрических фигур до цветов, фигурок людей, животных.
Подставки для меню продавались в наборах из 4, 6, 8, 10, 12 и т. д. штук. Известны подставки от Лалик, Фаберже, Christofle, Meissen, Розенталь, Royal Worcester, Wedgwood и многих других. Подставки для меню могли использоваться и как подставки для кувертных карточек.
Керамические меню
Особое место среди старинных меню занимают керамические, изготовленные в виде небольших табличек, чаще всего прямоугольной формы, реже в форме овала, круга. Наибольшей популярностью пользовались меню из фарфора, а также выполненные в виде фарфоровых статуэток, например путти – маленьких мальчиков, чаще всего с крыльями, которые держали в руках бланк из бисквитного (неглазурированного) фарфора. Изготавливались меню даже со встроенной вазочкой для небольшого букетика из мелких цветов. В Российской империи были меню в форме фарфоровых или фаянсовых сырных досок. Такие меню – сырные доски – изготавливали на заводах М. С. Кузнецова и Гарднера.
Керамические меню могли украсить изображением семейного герба, фирменного знака, инициалами, монограммами.
Керамические меню были двух видов:
- многоразовые
- одноразовые.
Многоразовые меню выглядели как пустые бланки и названия подаваемых блюд вписывались от руки на их неглазурованной поверхности.
После обеда названия блюд удаляли, и меню можно было использовать повторно.
Как отмечали в конце XIX века: «Фарфоровые меню можно использовать снова и снова. Они очень подходят для каждодневного использования во время семейных обедов» («Mrs. Beeton’s Cookery Book», 1899).
Самыми роскошными считались одноразовые меню, которые заказывали к определенным торжествам. Над их дизайном трудились именитые художники, а выполняли их на известных фарфоровых и фаянсовых мануфактурах.
В отличие от многоразовых меню, в одноразовом меню все надписи выполнялись как единое изделие. Одним из известных керамических меню в Российской империи является фаянсовое меню, изготовленное на заводе Товарищества М. С. Кузнецова по случаю бракосочетания старшего сына Матвея Кузнецова, Николая Матвеевича Кузнецова и Надежды Николаевны Алябьевой, которое состоялось 2 февраля 1892 года. Меню было выполнено в форме красочной фаянсовой пластины. По бортам меню были нанесены соответствующие торжеству надписи: «Любовь да совѣтъ», «Милости просимъ, людъ честной, къ нашимъ молодымъ на сыръ-каравай». На самом меню были нанесены: год, вензель «ННК» (Николай Надежда Кузнецовы), два кольца и перечень блюд, которые подавались во время праздничного обеда. Меню было разработано и выполнено по рисункам известного российского живописца, графика, зодчего Федора Осиповича Шехтеля.
Сервировка стола и меню
Керамические меню было принято размещать на семейных и неформальных обедах по одному меню на 2–4 человека, а во время торжественных обедов – около каждого куверта.
Меню по очень торжественным случаям, например по случаю бракосочетания, в честь высокого гостя, рождения ребенка и т. д., было принято дарить гостям и сохранять на память.По окончании приема гости могли забрать меню с собой в качестве подарка, что они и делали с радостью и удовольствием.
Статья написана по материалам книги «Тайны и истории кухни. Стол, посуда, этикет».
Всех благодарю за комментарии, 👍, подписку и рекомендацию моего канала.