Найти в Дзене

Подставка для меню и керамическое меню

А давайте поговорим про меню, но не просто про меню, а подставки и керамические меню. Когда и где появились меню, не установлено. Историки называют и Китай времен империи Сун (960–1279), и даже Древний Египет. Меню, похожие на современные, возникли в XVIII веке. Самые ранние экземпляры датируются 1751 годом и были похожи на небольшие карточки на плотной бумаге с перечнем блюд. Вероятнее всего, такие меню предназначались для неформальных обедов, так называемых интимных ужинов, которые вошли в моду во время правления короля Франции Людовика XV. В ресторанах меню появились в конце XVIII века, после Французской революции 1789 года. В XIX веке с распространением сервировки по-русски меню как информация для гостей о том, что будет подано во время обеда и в каком порядке, стало обязательным на парадных, званых и особо торжественных официальных приемах. Начиная с середины XIX века, благодаря научно-технической революции, цветная литография, а позднее и хромолитография стали более доступны, в
Оглавление

А давайте поговорим про меню, но не просто про меню, а подставки и керамические меню.

Подставка для меню и фарфоровое меню
Подставка для меню и фарфоровое меню

Немного истории

Когда и где появились меню, не установлено. Историки называют и Китай времен империи Сун (960–1279), и даже Древний Египет. Меню, похожие на современные, возникли в XVIII веке. Самые ранние экземпляры датируются 1751 годом и были похожи на небольшие карточки на плотной бумаге с перечнем блюд. Вероятнее всего, такие меню предназначались для неформальных обедов, так называемых интимных ужинов, которые вошли в моду во время правления короля Франции Людовика XV. В ресторанах меню появились в конце XVIII века, после Французской революции 1789 года. В XIX веке с распространением сервировки по-русски меню как информация для гостей о том, что будет подано во время обеда и в каком порядке, стало обязательным на парадных, званых и особо торжественных официальных приемах.

Подставка для меню с меню. Великобритания. 1880-1900. Великобритания. Картон, бумага, карандаш, акварель.
Подставка для меню с меню. Великобритания. 1880-1900. Великобритания. Картон, бумага, карандаш, акварель.

Начиная с середины XIX века, благодаря научно-технической революции, цветная литография, а позднее и хромолитография стали более доступны, в результате чего напечатанное в типографии меню получило бóльшее распространение и стало обязательным не только на столах аристократии и богатой буржуазии, но и во время праздничных застолий среднего класса.

Меню (бланк). Западная Европа. Около 1900. Бумага, цветная хромолитография. Бланки бумажных меню можно было купить в магазинах или заказать в типографиях.
Меню (бланк). Западная Европа. Около 1900. Бумага, цветная хромолитография. Бланки бумажных меню можно было купить в магазинах или заказать в типографиях.

В Европе, США и Российской империи во второй половине XIX — первой четверти XX века особой популярностью пользовались декоративные подставки под бумажные меню и меню, полностью выполненные из керамики (фарфора, майолики или фаянса).

Подставки для меню

Подставка для меню. Лондон. Великобритания. 1910. Серебро, панцирь черепахи.
Подставка для меню. Лондон. Великобритания. 1910. Серебро, панцирь черепахи.

Подставки для меню, вероятнее всего, появились именно в XIX веке, в эпоху, когда сервировка стола стала не просто функциональной, а настоящим искусством. Их изготавливали из серебра, посеребренных металлов, бронзы, стекла, хрусталя, фарфора, фаянса. Размеры и дизайн этих предметов были раз нообразны: от простых геометрических фигур до цветов, фигурок людей, животных.

Набор подставок для меню. Из каталога 1939 г.
Набор подставок для меню. Из каталога 1939 г.

Подставки для меню продавались в наборах из 4, 6, 8, 10, 12 и т. д. штук. Известны подставки от Лалик, Фаберже, Christofle, Meissen, Розенталь, Royal Worcester, Wedgwood и многих других. Подставки для меню могли использоваться и как подставки для кувертных карточек.

Керамические меню

Пара меню. Великобритания. 1900-1910. Фарфор.
Пара меню. Великобритания. 1900-1910. Фарфор.

Особое место среди старинных меню занимают керамические, изготовленные в виде небольших табличек, чаще всего прямоугольной формы, реже в форме овала, круга. Наибольшей популярностью пользовались меню из фарфора, а также выполненные в виде фарфоровых статуэток, например путти – маленьких мальчиков, чаще всего с крыльями, которые держали в руках бланк из бисквитного (неглазурированного) фарфора. Изготавливались меню даже со встроенной вазочкой для небольшого букетика из мелких цветов. В Российской империи были меню в форме фарфоровых или фаянсовых сырных досок. Такие меню – сырные доски – изготавливали на заводах М. С. Кузнецова и Гарднера.

Керамические меню могли украсить изображением семейного герба, фирменного знака, инициалами, монограммами. 

Керамические меню были двух видов:

  • многоразовые
  • одноразовые.

Многоразовые меню выглядели как пустые бланки и названия подаваемых блюд вписывались от руки на их неглазурованной поверхности.

Меню (многоразовое). Royal Crown Derby. Великобритания. 1903. Фарфор. На фотографии представлены лицевая и оборотная стороны.
Меню (многоразовое). Royal Crown Derby. Великобритания. 1903. Фарфор. На фотографии представлены лицевая и оборотная стороны.

После обеда названия блюд удаляли, и меню можно было использовать повторно.

Меню (многоразовое). Названия блюд написаны от руки карандашом на глазурованной поверхности.
Меню (многоразовое). Названия блюд написаны от руки карандашом на глазурованной поверхности.

Как отмечали в конце XIX века: «Фарфоровые меню можно использовать снова и снова. Они очень подходят для каждодневного использования во время семейных обедов» («Mrs. Beeton’s Cookery Book», 1899).

Самыми роскошными считались одноразовые меню, которые заказывали к определенным торжествам. Над их дизайном трудились именитые художники, а выполняли их на известных фарфоровых и фаянсовых мануфактурах.

Меню (одноразовое) обеда по случаю бракосочетания Николая Матвеевича Кузнецова и Надежды Николаевны Алябьевой 2 февраля 1892 г. Тверь. Завод Товарищества М.С. Кузнецова. 1892. Фаянс. Муниципальное учреждение культуры «Егорьевский историко- художественный музей».
Меню (одноразовое) обеда по случаю бракосочетания Николая Матвеевича Кузнецова и Надежды Николаевны Алябьевой 2 февраля 1892 г. Тверь. Завод Товарищества М.С. Кузнецова. 1892. Фаянс. Муниципальное учреждение культуры «Егорьевский историко- художественный музей».

В отличие от многоразовых меню, в одноразовом меню все надписи выполнялись как единое изделие. Одним из известных керамических меню в Российской империи является фаянсовое меню, изготовленное на заводе Товарищества М. С. Кузнецова по случаю бракосочетания старшего сына Матвея Кузнецова, Николая Матвеевича Кузнецова и Надежды Николаевны Алябьевой, которое состоялось 2 февраля 1892 года. Меню было выполнено в форме красочной фаянсовой пластины. По бортам меню были нанесены соответствующие торжеству надписи: «Любовь да совѣтъ», «Милости просимъ, людъ честной, къ нашимъ молодымъ на сыръ-каравай». На самом меню были нанесены: год, вензель «ННК» (Николай Надежда Кузнецовы), два кольца и перечень блюд, которые подавались во время праздничного обеда. Меню было разработано и выполнено по рисункам известного российского живописца, графика, зодчего Федора Осиповича Шехтеля.

Сервировка стола и меню

Керамические меню было принято размещать на семейных и неформальных обедах по одному меню на 2–4 человека, а во время торжественных обедов – около каждого куверта.

Меню по очень торжественным случаям, например по случаю бракосочетания, в честь высокого гостя, рождения ребенка и т. д., было принято дарить гостям и сохранять на память.По окончании приема гости могли забрать меню с собой в качестве подарка, что они и делали с радостью и удовольствием.

Статья написана по материалам книги «Тайны и истории кухни. Стол, посуда, этикет».

Всех благодарю за комментарии, 👍, подписку и рекомендацию моего канала.