Добрый день, уважаемые читатели!
На фоне пылающего зарева заката предстаёт перед нами ветеран Трафальгарского сражения, грозный корабль «Отважный». Пароходный буксир волочёт старого воина по Темзе, направляя его в док, где судну предстоит превратиться в лом. Это полотно, представленное в Королевской академии в 1839 году, было незамедлительно признано «самым потрясающим произведением величайшего мастера нашей эры». Тёрнер питал к картине нежные чувства, называя её «моя прелесть» и не желая расставаться с ней ни за какие деньги.
Вряд ли работа создана с натуры. Поэтичный и исполненный грусти образ старого корабля, отправляющегося в своё последнее плавание, скорее всего, был порождён богатым воображением художника. Этот образ служил для увядающего творца не только щемящим сердце символом ушедшей эпохи парусников, но и напоминанием о неизбежной скоротечности жизни в целом.
Вдохновленные морем
Тёрнер пылко любил море, и его тяга к драматическим и трагическим мотивам находила в морской тематике благодатную среду для вдохновения. Основы английской морской живописи заложили голландские художники - отец и сын ван де Вельде. Ван де Вельде Старший (1611-1693) служил официальным художником при голландском флоте, а затем перешёл на службу к английскому королю Карлу II. Его сын, ван де Вельде Младший (1633-1707), повторил путь отца, также прославившись морскими полотнами, которые отличались сочетанием композиционной динамики и точной передачей деталей.
Художник-маринист Кларксон Стенфилд (1793-1867) носил прозвище "английский Ван де Вельде". По одной из версий, именно Стенфилд подсказал Тёрнеру сюжет для его знаменитой работы.
На самом деле, Тёрнер не нуждался в таких подсказках. Любовь к морю подогревалась у него гравюрами ван де Вельде, голландца Якоба ван Рейсдала (1628-1682) и картинами Клода Лоррена (1600-1682), писавшего величественные силуэты парусников на фоне неба, напоминавшего расплавленное закатное золото.
Работа Тёрнера
Во второй половине своей творческой деятельности Тёрнер углубился в изучение эффектов цвета и освещения. В первую очередь, его интересовали закаты и восходы, когда эти эффекты проявлялись с наибольшей выразительностью. На картине "Последний рейс корабля «Отважный»" закатное небо занимает большую часть холста, создавая атмосферу поэтичности. Наиболее невесомый элемент полотна - свет - приобретает здесь максимальную физическую плотность. Тёрнер иногда использовал мастихин, но в этой работе жёлтые и красные тона облаков нанесены в технике импасто, с помощью кисти. Кобальтово-синее небо у горизонта художник написал жидким слоем разбавленной масляной краски для достижения максимального контраста.
Увлечение Тёрнера жёлтым светом превратилось в легенду. Он одним из первых начал использовать лимонно-жёлтую краску, которая не выцветала со временем. Другим цветом, которым художник рисовал закат, был йодистый алый (известный как краплак). Этот пигмент, созданный в 1812 году знаменитым химиком Хамфри Дэви, отличался меньшей стойкостью. Розовые оттенки, полученные с его помощью, давно потеряли свой блеск и насыщенность. Горизонтальные полосы тёмно-красных тонов написаны более традиционной киноварью.
Детали
Лунный серп
Солнце ещё не коснулось горизонта, но лунный диск уже засиял на небе. Часть критиков склонна видеть в серпе луны знак зарождения новой эпохи паровых кораблей. В то же время, солнце, уходящее за горизонт, по их мнению, олицетворяет собой закат эпохи парусников.
Силуэт «Отважного»
«Отважный», утративший былую стать, являет собой увядший образ прошлого величия, призрак-корабль. В реальности его борта украшали черные и желтые полосы, но Тернер рисует его силуэт приглушенно-бледным, словно окутанным серой пеленой. Сквозь эту дымку едва различимы детали, выполненные прозрачными золотисто-коричневыми оттенками.
Сознательная ошибка
Корабль двигали, используя два троса, но Тёрнер посчитал, что один трос, формирующий четкую прямую между судном и буксиром, произведет более выразительное впечатление. Столь же обдуманно художник переставил местами мачту и дымовую трубу буксира. Это дало ему возможность удлинить шлейф дыма, скрыв им то место, где ранее на "Отважном" развевался британский флаг. Произвольную правку художника в гравюре, сделанной с этой картины, произвел Дж. Т. Уилмор, что вызвало сильное недовольство Тёрнера.
Зловещий бакен
Тёмный силуэт бакена и его водное зеркало образуют выразительный контраст с мягким светом, струящимся по соседству. Объект композиции, бакен, расположен на полотне диагонально, вторя траектории последнего маршрута судна под названием «Отважный».
Символический закат
Предположительно, буксировка судна по Темзе осуществлялась в светлое время суток. Однако, на полотне Тернер изображает именно закат, что формирует элегическое настроение, подчеркивая темы завершения и смерти. Один из современников художника подметил: "Огненный горизонт в поэтической форме подразумевает, что солнце "Отважного" садится в лучах славы".
Наполненный ветром парус
Написанный несколькими легкими мазками парус, наполненный ветром, напоминает о днях былой славы «Отважного».
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: