Добрый день, уважаемые читатели!
Тёрнер появился на свет в Лондоне, и уже в ранние годы его очаровали зарисовки берегов Темзы. Став старше, он отправился в путь, желая наполнить себя новыми эмоциями. И он их испытал, превратившись в выдающегося мастера пейзажа.
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер родился 23 апреля 1775 года, в семье цирюльника, в самом сердце центральных районов Лондона. Детство художника, судя по всему, было омрачено психическими проблемами матери, страдавшей от непредсказуемых и неконтролируемых вспышек ярости. В конечном итоге она оказалась в психиатрической больнице, где и умерла в 1804 году. За всю свою жизнь Тёрнер ни разу не упоминал о матери ни в бумагах, ни в письмах.
С самых юных лет в мальчике пробудились выдающиеся художественные задатки. Он не мыслил себя без Темзы, проводя часы за зарисовками самой реки и её живописных окрестностей. Таким образом, тему, ставшую стержнем его творчества, – пейзаж, будущий мастер обнаружил ещё в годы юности.
В 1785 году юного Тёрнера определили в школу в Брентфорде. Примерно к этому периоду относятся самые ранние из сохранившихся эскизов и набросков художника. Его первая акварель с подписью (с видом Оксфорда) датируется 1787 годом, а спустя три года акварель Тёрнера (с изображением дворца Ламбет) уже экспонировалась в Королевской академии. К этому первому успеху Тёрнер пришёл уже не как дилетант, успев получить уроки у архитектора Томаса Хардвика и у опытного акварелиста Томаса Мелтона.
В 1790 году четырнадцатилетнему Тёрнеру предоставили возможность вольно посещать занятия в Королевской академии. Оплачивать эти занятия юноше приходилось самому, подрабатывая в так называемой "школе Монро", где он выполнял копии с акварелей именитых художников.
Юношеские годы раскрыли Тёрнеру простую истину: вся любовь к Темзе не способна была создать полноценный художественный космос. Пришло время расширять горизонты и искать новые источники вдохновения. Сначала художник ограничивался пределами родины. В 1792, 1795 и 1798 годах его привлекали горные районы Уэльса, в 1794 году он исследовал центральные графства Англии, а в 1797 году его внимание сосредоточилось на северных областях страны.
Сохранившиеся записные книжки свидетельствуют, что, помимо захватывающих дух пейзажей, путешественник проявлял интерес к истории и актуальному положению дел в каждом из выбранных регионов. Иными словами, он не сосредотачивался исключительно на художественных задачах, проявляя любопытство, присущее всем творческим людям.
В 1790-е годы обозначились два ключевых приоритета Тёрнера-художника. Он стал предпочитать работать в технике акварели. Многие акварели были им созданы по заказу, о чем свидетельствуют пометки, сделанные на обороте. Тёрнер прекрасно ориентировался в том, какие именно виды ландшафта пользуются спросом у покупателей, и планировал свои поездки, исходя из этого.
Второй его приоритет – гравюры. Именно в форме гравюры была представлена в 1794 году одна из его акварельных работ. Произведения такого рода пользовались тогда огромной популярностью. Тёрнер трезво оценил все плюсы и преимущества, которые приносил этот жанр. Вскоре гравюры, сделанные с его картин, стали регулярно печататься в иллюстрированных журналах, а с начала нового столетия – и в книжных изданиях.
Все это в итоге позволило художнику очень быстро получить материальную независимость. В 1799 году он переехал из дома своих родителей и снял прекрасную квартиру на Харлей-стрит. Вероятнее всего, этот переезд в престижный район был связан с начавшимся у Тёрнера романом с Сарой Денби. Он поддерживал дружеские отношения с ее мужем, композитором Джоном Денби, а после его скоропостижной смерти в 1798 году взял на себя заботу о вдове и детях. Эта забота и переросла в романтические отношения. В 1800 году у Сары родилась дочь от художника, а в 1806 году – еще одна.
В те годы Тёрнер продолжал свои странствия. В 1802 году его путь пролегал через Францию и Швейцарию. Это путешествие стало возможным благодаря финансовой поддержке богатых покровителей. Их великодушие предоставило художнику невиданный ранее комфорт. Он приобрел экипаж, нанял швейцарского слугу и отправился прямиком в Альпы. Там он с увлечением работал, создав свыше 400 рисунков и этюдов. На обратном пути Тёрнер остановился в Париже, чтобы осмотреть произведения искусства, награбленные Наполеоном по всей Европе и выставленные в Лувре.
Интересно, что наибольшее внимание его привлекли не пейзажи, а исторические и мифологические полотна старых мастеров. Это было связано с глубоким переосмыслением его собственной художественной практики. Акварели, которыми Тёрнер активно занимался, приносили ему скромный, но стабильный доход, однако ценились значительно ниже, чем картины, выполненные маслом.
Эксперименты с масляными красками начались у Тёрнера еще в 1793 году, хотя до 1797 года результаты этих опытов не были представлены широкой публике. Эти смелые шаги вскоре принесли свои плоды. В 1799 году Тёрнера приняли в кандидаты, а спустя три года он стал действительным членом Королевской академии (для примера - его современник, Джон Констебль, добился этого лишь в сорок лет). Помимо этого, ему предложили место в выставочном комитете, который отбирал картины для ежегодных экспозиций. В тот же период художника утвердили на должности профессора.
Студентам он читал курс перспективы. Однако, данная деятельность оказалась для Тёрнера не слишком удачной. Несмотря на всю серьёзность его подхода к преподаванию, педагогическим талантом он не обладал. Один из учеников Тёрнера вспоминал, что "его лекции было сложно понять из-за неразборчивой манеры речи. Свои наставления он формулировал столь туманно и загадочно, что уловить суть было решительно невозможно".
Тем временем финансовое положение художника укреплялось, что служило ярким свидетельством его возрастающей известности. Он приобрел сад и дополнительные строения, соседствовавшие с его лондонским домом на Харлей-стрит. В 1804 году новый владелец превратил эти помещения в частную галерею, где организовал экспозицию своих произведений. Кроме того, он стал обладателем земельного участка в элитном пригороде Лондона, где по собственному проекту возвел еще один дом.
Материальное благополучие позволяло Тернеру без затруднений удовлетворять свою непреодолимую тягу к перемене мест. В 1817 году он побывал в Бельгии и долине Рейна, а через два года впервые отправился в Италию. Тернер твердо верил, что каждый уважающий себя живописец обязан воочию увидеть колыбель античной культуры и Возрождения. Он был глубоко впечатлен красотами Венеции и Неаполитанского залива, сделав огромное количество архитектурных зарисовок в Риме.
Первое путешествие в Италию стало важной вехой для творческой эволюции Тёрнера. Именно там он осознал, что свет - это ключевой компонент его будущих произведений. Художник неоднократно возвращался в Италию, не забывая о других странах Европы. Знаменательной стала его поездка в 1833 году, когда он посетил Дрезден, Берлин, Прагу и Вену.
Тёрнер много путешествовал и по своей родной Англии, проявляя при этом наблюдательность и внимательность. Многие выдающиеся события тех лет нашли отражение на его полотнах. Например, в октябре 1834 года Тёрнер стал свидетелем знаменитого пожара в здании Парламента в Лондоне. Узнав о случившемся, он незамедлительно арендовал лодку, выплыл на середину Темзы и сделал несколько эскизов для будущей картины.
Поворотным моментом в личной жизни Тёрнера стал 1829 год, когда умер его отец, с которым у него были очень близкие отношения. Художник, и без того не отличавшийся общительностью, после этой утраты еще больше ушел в себя. Его последние годы окутаны тайной из-за его крайней замкнутости.
Известно лишь немногое о его позднем романе с некой миссис Софией Бут. Тёрнер познакомился с ней в 1829 году. В 1833 году София овдовела и переехала с Тёрнером в небольшой коттедж в Челси. Они не состояли в браке; более того, София ни разу не посетила городской дом Тёрнера. Примечательно, что, живя с Софией в Челси, художник всегда представлялся как "мистер Бут".
Его уход из жизни был спокойным. Тернер угас в тишине своего дома, покоясь на руках Софии, в день 19 декабря 1851 года. Ему было 76 лет. Последовала торжественная церемония погребения в склепе собора Святого Павла в Лондоне.
Пишите в комментариях, как относитесь к творчеству Уильяма Тёрнера?
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: