Найти в Дзене

В погоне за впечатлениями: УИЛЬЯМ ТЁРНЕР. Часть первая: Мир, увиденный внимательными глазами

Добрый день, уважаемые читатели! Тёрнер появился на свет в Лондоне, и уже в ранние годы его очаровали зарисовки берегов Темзы. Став старше, он отправился в путь, желая наполнить себя новыми эмоциями. И он их испытал, превратившись в выдающегося мастера пейзажа. Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер родился 23 апреля 1775 года, в семье цирюльника, в самом сердце центральных районов Лондона. Детство художника, судя по всему, было омрачено психическими проблемами матери, страдавшей от непредсказуемых и неконтролируемых вспышек ярости. В конечном итоге она оказалась в психиатрической больнице, где и умерла в 1804 году. За всю свою жизнь Тёрнер ни разу не упоминал о матери ни в бумагах, ни в письмах. С самых юных лет в мальчике пробудились выдающиеся художественные задатки. Он не мыслил себя без Темзы, проводя часы за зарисовками самой реки и её живописных окрестностей. Таким образом, тему, ставшую стержнем его творчества, – пейзаж, будущий мастер обнаружил ещё в годы юности. В 1785 году юного Тёрне

Добрый день, уважаемые читатели!

Тёрнер появился на свет в Лондоне, и уже в ранние годы его очаровали зарисовки берегов Темзы. Став старше, он отправился в путь, желая наполнить себя новыми эмоциями. И он их испытал, превратившись в выдающегося мастера пейзажа.

Автопортрет, 1799
Автопортрет, 1799

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер родился 23 апреля 1775 года, в семье цирюльника, в самом сердце центральных районов Лондона. Детство художника, судя по всему, было омрачено психическими проблемами матери, страдавшей от непредсказуемых и неконтролируемых вспышек ярости. В конечном итоге она оказалась в психиатрической больнице, где и умерла в 1804 году. За всю свою жизнь Тёрнер ни разу не упоминал о матери ни в бумагах, ни в письмах.

Картина площади Ковент-Гардена, района, где родился Тёрнер, 1737 года
Картина площади Ковент-Гардена, района, где родился Тёрнер, 1737 года

С самых юных лет в мальчике пробудились выдающиеся художественные задатки. Он не мыслил себя без Темзы, проводя часы за зарисовками самой реки и её живописных окрестностей. Таким образом, тему, ставшую стержнем его творчества, – пейзаж, будущий мастер обнаружил ещё в годы юности.

Портрет отца, 1812
Портрет отца, 1812

В 1785 году юного Тёрнера определили в школу в Брентфорде. Примерно к этому периоду относятся самые ранние из сохранившихся эскизов и набросков художника. Его первая акварель с подписью (с видом Оксфорда) датируется 1787 годом, а спустя три года акварель Тёрнера (с изображением дворца Ламбет) уже экспонировалась в Королевской академии. К этому первому успеху Тёрнер пришёл уже не как дилетант, успев получить уроки у архитектора Томаса Хардвика и у опытного акварелиста Томаса Мелтона.

Дворец Ламбет, 1790
Дворец Ламбет, 1790

В 1790 году четырнадцатилетнему Тёрнеру предоставили возможность вольно посещать занятия в Королевской академии. Оплачивать эти занятия юноше приходилось самому, подрабатывая в так называемой "школе Монро", где он выполнял копии с акварелей именитых художников.

Водяная мельница, 1795
Водяная мельница, 1795

Юношеские годы раскрыли Тёрнеру простую истину: вся любовь к Темзе не способна была создать полноценный художественный космос. Пришло время расширять горизонты и искать новые источники вдохновения. Сначала художник ограничивался пределами родины. В 1792, 1795 и 1798 годах его привлекали горные районы Уэльса, в 1794 году он исследовал центральные графства Англии, а в 1797 году его внимание сосредоточилось на северных областях страны.

Озеро Баттермир с частью Кромакуотера, Камберленд, ливень, 1798
Озеро Баттермир с частью Кромакуотера, Камберленд, ливень, 1798

Сохранившиеся записные книжки свидетельствуют, что, помимо захватывающих дух пейзажей, путешественник проявлял интерес к истории и актуальному положению дел в каждом из выбранных регионов. Иными словами, он не сосредотачивался исключительно на художественных задачах, проявляя любопытство, присущее всем творческим людям.

Рыбаки в море, 1796
Рыбаки в море, 1796

В 1790-е годы обозначились два ключевых приоритета Тёрнера-художника. Он стал предпочитать работать в технике акварели. Многие акварели были им созданы по заказу, о чем свидетельствуют пометки, сделанные на обороте. Тёрнер прекрасно ориентировался в том, какие именно виды ландшафта пользуются спросом у покупателей, и планировал свои поездки, исходя из этого.

Фирвальдштетское озеро, 1802
Фирвальдштетское озеро, 1802

Второй его приоритет – гравюры. Именно в форме гравюры была представлена в 1794 году одна из его акварельных работ. Произведения такого рода пользовались тогда огромной популярностью. Тёрнер трезво оценил все плюсы и преимущества, которые приносил этот жанр. Вскоре гравюры, сделанные с его картин, стали регулярно печататься в иллюстрированных журналах, а с начала нового столетия – и в книжных изданиях.

Скалы Пламптона, 1798
Скалы Пламптона, 1798

Все это в итоге позволило художнику очень быстро получить материальную независимость. В 1799 году он переехал из дома своих родителей и снял прекрасную квартиру на Харлей-стрит. Вероятнее всего, этот переезд в престижный район был связан с начавшимся у Тёрнера романом с Сарой Денби. Он поддерживал дружеские отношения с ее мужем, композитором Джоном Денби, а после его скоропостижной смерти в 1798 году взял на себя заботу о вдове и детях. Эта забота и переросла в романтические отношения. В 1800 году у Сары родилась дочь от художника, а в 1806 году – еще одна.

Голландские лодки в бурю. Рыбаки перекладывают рыбу на корабль, 1801
Голландские лодки в бурю. Рыбаки перекладывают рыбу на корабль, 1801

В те годы Тёрнер продолжал свои странствия. В 1802 году его путь пролегал через Францию и Швейцарию. Это путешествие стало возможным благодаря финансовой поддержке богатых покровителей. Их великодушие предоставило художнику невиданный ранее комфорт. Он приобрел экипаж, нанял швейцарского слугу и отправился прямиком в Альпы. Там он с увлечением работал, создав свыше 400 рисунков и этюдов. На обратном пути Тёрнер остановился в Париже, чтобы осмотреть произведения искусства, награбленные Наполеоном по всей Европе и выставленные в Лувре.

Чертов мост, 1804
Чертов мост, 1804

Интересно, что наибольшее внимание его привлекли не пейзажи, а исторические и мифологические полотна старых мастеров. Это было связано с глубоким переосмыслением его собственной художественной практики. Акварели, которыми Тёрнер активно занимался, приносили ему скромный, но стабильный доход, однако ценились значительно ниже, чем картины, выполненные маслом.

Венера и Адонис, 1805
Венера и Адонис, 1805

Эксперименты с масляными красками начались у Тёрнера еще в 1793 году, хотя до 1797 года результаты этих опытов не были представлены широкой публике. Эти смелые шаги вскоре принесли свои плоды. В 1799 году Тёрнера приняли в кандидаты, а спустя три года он стал действительным членом Королевской академии (для примера - его современник, Джон Констебль, добился этого лишь в сорок лет). Помимо этого, ему предложили место в выставочном комитете, который отбирал картины для ежегодных экспозиций. В тот же период художника утвердили на должности профессора.

Кораблекрушение, 1805
Кораблекрушение, 1805

Студентам он читал курс перспективы. Однако, данная деятельность оказалась для Тёрнера не слишком удачной. Несмотря на всю серьёзность его подхода к преподаванию, педагогическим талантом он не обладал. Один из учеников Тёрнера вспоминал, что "его лекции было сложно понять из-за неразборчивой манеры речи. Свои наставления он формулировал столь туманно и загадочно, что уловить суть было решительно невозможно".

Трафальгарское сражение, вид с вантов бизань-мачты по правому борту корабля «Виктори», 1806-1808
Трафальгарское сражение, вид с вантов бизань-мачты по правому борту корабля «Виктори», 1806-1808

Тем временем финансовое положение художника укреплялось, что служило ярким свидетельством его возрастающей известности. Он приобрел сад и дополнительные строения, соседствовавшие с его лондонским домом на Харлей-стрит. В 1804 году новый владелец превратил эти помещения в частную галерею, где организовал экспозицию своих произведений. Кроме того, он стал обладателем земельного участка в элитном пригороде Лондона, где по собственному проекту возвел еще один дом.

Корабельный корпус на реке Теймар, сумерки, 1812
Корабельный корпус на реке Теймар, сумерки, 1812

Материальное благополучие позволяло Тернеру без затруднений удовлетворять свою непреодолимую тягу к перемене мест. В 1817 году он побывал в Бельгии и долине Рейна, а через два года впервые отправился в Италию. Тернер твердо верил, что каждый уважающий себя живописец обязан воочию увидеть колыбель античной культуры и Возрождения. Он был глубоко впечатлен красотами Венеции и Неаполитанского залива, сделав огромное количество архитектурных зарисовок в Риме.

Сан-Джорджо Маджоре: раннее утро, 1819
Сан-Джорджо Маджоре: раннее утро, 1819

Первое путешествие в Италию стало важной вехой для творческой эволюции Тёрнера. Именно там он осознал, что свет - это ключевой компонент его будущих произведений. Художник неоднократно возвращался в Италию, не забывая о других странах Европы. Знаменательной стала его поездка в 1833 году, когда он посетил Дрезден, Берлин, Прагу и Вену.

Гавань Дьеппа, 1826
Гавань Дьеппа, 1826
Золотая ветвь, 1834
Золотая ветвь, 1834

Тёрнер много путешествовал и по своей родной Англии, проявляя при этом наблюдательность и внимательность. Многие выдающиеся события тех лет нашли отражение на его полотнах. Например, в октябре 1834 года Тёрнер стал свидетелем знаменитого пожара в здании Парламента в Лондоне. Узнав о случившемся, он незамедлительно арендовал лодку, выплыл на середину Темзы и сделал несколько эскизов для будущей картины.

Пожар английского парламента, 1835
Пожар английского парламента, 1835
Пожар в верхней и нижней палате английского парламента, 1835
Пожар в верхней и нижней палате английского парламента, 1835

Поворотным моментом в личной жизни Тёрнера стал 1829 год, когда умер его отец, с которым у него были очень близкие отношения. Художник, и без того не отличавшийся общительностью, после этой утраты еще больше ушел в себя. Его последние годы окутаны тайной из-за его крайней замкнутости.

Современный Рим — Кампо Ваччино, 1839
Современный Рим — Кампо Ваччино, 1839

Известно лишь немногое о его позднем романе с некой миссис Софией Бут. Тёрнер познакомился с ней в 1829 году. В 1833 году София овдовела и переехала с Тёрнером в небольшой коттедж в Челси. Они не состояли в браке; более того, София ни разу не посетила городской дом Тёрнера. Примечательно, что, живя с Софией в Челси, художник всегда представлялся как "мистер Бут".

Неаполитанские рыбачки, застигнутые врасплох купающимися в лунном свете, 1840
Неаполитанские рыбачки, застигнутые врасплох купающимися в лунном свете, 1840

Его уход из жизни был спокойным. Тернер угас в тишине своего дома, покоясь на руках Софии, в день 19 декабря 1851 года. Ему было 76 лет. Последовала торжественная церемония погребения в склепе собора Святого Павла в Лондоне.

Восход с морскими чудовищами, 1845
Восход с морскими чудовищами, 1845
Going to the Ball (San Martino), 1846
Going to the Ball (San Martino), 1846

Пишите в комментариях, как относитесь к творчеству Уильяма Тёрнера?

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: