Найти в Дзене

В погоне за впечатлениями: УИЛЬЯМ ТЁРНЕР. Часть вторая: ТОП-7 работ художника + опрос

Добрый день, уважаемые читатели! «Первостепенная задача искусства — это верное осмысление прекрасного в природе», — утверждал Тёрнер. В его жилах текла кровь романтика. Его пейзажи, отличающиеся смелыми колористическими и световоздушными решениями, поражают воображение необычными эффектами и красочной фантасмагорией природных стихий. Один из специалистов, изучавших творчество Тёрнера, окрестил его картины «мифологией цвета». Однако мифология — это мифология, но в то же время светоносная живопись Тёрнера предвидела и предвосхитила множество научных открытий, к примеру, в области оптики. По мнению Кеннета Кларка, «именно интуитивное постижение структуры физического мира нашей планеты, построенной на пульсации и бесконечном взаимопроникновении волн, делает Тёрнера столь универсальным». Современники художника характеризовали его как живописца «золотых видений, великолепных и прекрасных, хотя и лишенных субстанции». Он как будто заглянул в отдаленное будущее, и грядущие поколения высоко оц
Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

«Первостепенная задача искусства — это верное осмысление прекрасного в природе», — утверждал Тёрнер. В его жилах текла кровь романтика. Его пейзажи, отличающиеся смелыми колористическими и световоздушными решениями, поражают воображение необычными эффектами и красочной фантасмагорией природных стихий. Один из специалистов, изучавших творчество Тёрнера, окрестил его картины «мифологией цвета». Однако мифология — это мифология, но в то же время светоносная живопись Тёрнера предвидела и предвосхитила множество научных открытий, к примеру, в области оптики.

Невольничий корабль, 1840
Невольничий корабль, 1840

По мнению Кеннета Кларка, «именно интуитивное постижение структуры физического мира нашей планеты, построенной на пульсации и бесконечном взаимопроникновении волн, делает Тёрнера столь универсальным». Современники художника характеризовали его как живописца «золотых видений, великолепных и прекрасных, хотя и лишенных субстанции». Он как будто заглянул в отдаленное будущее, и грядущие поколения высоко оценили поразительные открытия английского художника, который помог многим увидеть мир яростным и пленительным.

Замок Норхэм, восход солнца, 1845
Замок Норхэм, восход солнца, 1845

В сегодняшней подборке будет мой субъективный топ-7 картин и рисунков мастера, наиболее полно раскрывающих его талант, работы располагаются в порядке возрастания личных симпатий автора статьи.

7. Озеро Баттермир, с радугой и ливнем, 1798

Озеро Баттермир, с радугой и ливнем, 1798
Озеро Баттермир, с радугой и ливнем, 1798

В этом произведении Тёрнер пытается выразить возвышенное романтическое ощущение слияния с природой. Картина являет собой показательный пример художественного стиля, характерного для всего творчества Тёрнера. Здесь радуга отражается в воде, чего в действительности быть не может. Еще одна характерная особенность - увлеченность передачей воздушной перспективы и поисками нежных градаций переходов света.

6. Десятая казнь египетская, 1802

Десятая казнь египетская, 1802
Десятая казнь египетская, 1802

Эта картина Тёрнера эксплуатирует библейский сюжет. Речь идет о последней из казней египетских - страшных чудес, терзавших Египет перед исходом из него евреев. Десятой казнью стало истребление всех первенцев египетских - от первенца фараона до первенца последнего из рабов (Исход 12, 29-32). После этого упрямство фараона было сломлено, и евреи получили долгожданную свободу.

5. Мол в Кале. Французские рыбаки выходят в море, прибывает английское пассажирское судно, 1803

Мол в Кале. Французские рыбаки выходят в море, прибывает английское пассажирское судно, 1803
Мол в Кале. Французские рыбаки выходят в море, прибывает английское пассажирское судно, 1803

В этом потрясающем произведении Тернера реальность сливается с фантазией, что является фирменной чертой его выдающихся работ. Картина вобрала в себя впечатления, полученные художником во время его первого визита во Францию. Корабль, на котором он путешествовал, столкнулся со штормом, не позволившим ему причалить в Кале. Горевший желанием как можно скорее ступить на твердую землю, Тернер перебрался в шлюпку. Эта рискованная затея едва не обернулась трагедией. Позже путешественник оставил запись в своем дневнике: «Мы все же высадились в Кале. Но чуть было не утонули». Тернер всегда имел целью максимально правдиво изобразить на полотне увиденное. На холсте восхитительно переданы вздымающиеся волны, раздирающие паруса порывы ветра, развевающаяся одежда людей, стоящих на причале. А бурное море и небо, пронизанное солнечными лучами, прорывающимися сквозь тучи, вызывают ассоциации с более поздними работами художника. Вместе с тем, множество деталей здесь — плод творческого воображения Тернера.

4. Вечный покой, похороны в море, 1842

Вечный покой, похороны в море, 1842
Вечный покой, похороны в море, 1842

Эта тревожная картина была данью памяти друга и соперника Тёрнера, Дэвида Уилки, умершего на борту корабля. Сила ее воздействия определяется двумя элементами - золотистыми языками пламени и черными парусами над черными бортами.

3. Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы, 1812

Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы, 1812
Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы, 1812

В этом произведении Тёрнер стремился запечатлеть образ, вызывающий трепет. На картине запечатлен легендарный переход Ганнибала через Альпы в 218 году до нашей эры. Если учесть дату написания полотна, ассоциации становятся очевидными – это год последней дерзкой кампании Наполеона, пытавшегося подчинить себе Россию. В 1802 году в Париже Тёрнер лицезрел знаменитое полотно Давида «Переход Наполеона через перевал Сен-Бернар», где французский император представлен как современный Ганнибал. Это произведение, несомненно, глубоко запечатлелось в памяти художника. Свою работу Тёрнер сопроводил отрывками из собственной поэмы «Тщетные надежды». В ней с пафосом описывались подвиги карфагенян, однако в то же время становилось предельно ясно, что их ждет неминуемая катастрофа. Англичане лелеяли надежду, что подобная участь уготована и Наполеону. И, действительно, спустя три года после завершения картины Тёрнера, европейский диктатор потерпел поражение в битве при Ватерлоо и был низложен.

Деталь

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Силуэт фигуры, сидящей верхом на слоне, выступает вдали. Это и есть Ганнибал, ведущий вперед свое войско.

2. Улисс насмехается над Полифемом, 1829

Улисс насмехается над Полифемом, 1829
Улисс насмехается над Полифемом, 1829

Сюжет данного полотна почерпнут художником Тёрнером из девятой главы "Одиссеи". В ней повествуется о том, как Одиссей (Улисс), возвращавшийся с Троянской войны, и его соратники были взяты в плен циклопом Полифемом, сыном бога Посейдона. Циклоп сожрал нескольких матросов, после чего хитроумный Одиссей смог лишить его единственного глаза, выколов его. Уходя от ослепленного Полифема, Одиссей издевается над обезвреженным врагом. Данную картину Тёрнер написал сразу по возвращении из Италии в феврале 1829 года, стремясь завершить её к выставке Королевской академии, которая должна была состояться в мае. Итальянские впечатления мастера дали о себе знать. Отдельные критики указывали на очевидное сходство виртуозных цветовых эффектов, созданных художником на этом холсте, с фресками эпохи Возрождения, которые Тёрнер тщательно изучал в Пизе. Более того, именно эти эффекты становятся центральными персонажами произведения, заслоняя, по сути, мифологический сюжет. Полифем, к примеру, изображен просто как скопление облаков. Появление картины вызвало противоречивые отзывы. Одни именовали её "главной картиной Тёрнера", другие выражали упрёки в её содержательной бедности.

Деталь

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Гигантская фигура Полифема возвышается над судном Одиссея. Силуэт циклопа написан так, что его легко принять за облако.

1. Дождь, пар и скорость. Большая Западная железная дорога, 1844

Дождь, пар и скорость. Большая Западная железная дорога, 1844
Дождь, пар и скорость. Большая Западная железная дорога, 1844

В эпоху, когда железные дороги захватили Англию, живописцы, чутко реагировавшие на перемены, отражали эту лихорадку в своих работах. Но даже на этом фоне Тёрнер выделялся. Если другие стремились воспеть красоту техники, максимально точно изображая её детали, Тёрнер устоял перед этим соблазном. Его главная задача — передать ощущение скорости. Подобно тёмному, свирепому зверю, поезд мчится по новому мосту, возведённому в период с 1837 по 1839 год. Пейзаж позади окутан дымкой, а внизу картины — маленькая лодка и пахарь, застывшие в своей статике, словно символ уходящей эпохи размеренности. На речном берегу выписаны призрачные фигуры, завороженные зрелищем поезда. Эта картина Тёрнера вызывала восторг у зарождавшихся импрессионистов.

Деталь

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Сверкающая сфера паровоза - самая яркая деталь картины, она является графическим символом сверхмощи новой машины.

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: