"Читала с огромным трудом. Она сложная, особенно версия на итальянском, содержит слова, которые к настоящему времени устарели и которые трудно понять. Почти бросила - усилия превосходили удовольствие..."
В 1847 году в журнале "Современник" начали публиковаться очерки 29-летнего поэта (!) Ивана Тургенева, которые позже были собраны в отдельную книгу под названием "Записки охотника". Почему поэта? Потому что в тот период он активно писал стихи и поэмы, публиковал их в том же "Современнике", а к прозаической форме еще только подступал. Набросал пару-тройку небольших повестей, но успеха они не снискали.
Справедливости ради "Записки охотника" тоже поначалу особых восторгов у критиков не вызвали. Белинский отметил, что более-менее Тургеневу удался рассказ "Хорь и Калиныч", а остальное... ну не очень, скажем мягко. Время показало, что Белинский не всегда был прав. "Записки охотника" оказались великолепным произведением, в котором Тургенев прекрасно отточил свой стиль.
И это, кстати, очень хорошо видно по современным отзывам иностранцев, читающим Тургенева. Они все время подчеркивают невероятный стиль русского писателя, погружающий в атмосферу описываемых мест. Ведь это на самом деле очень сложно - описывать природу так, чтобы читатель не заскучал, а восхитился. Тем более читатель зарубежный.
Отзывы мы, как обычно, нашли на сайте Goodreads.com и перевели их для вас. Не все, понятное дело. Их там много, и они длиннющие, так что пришлось сделать определенную выборку.
Kinga:
Иван Тургенев - наименее известный из русской троицы (Достоевский, Толстой, Тургенев), но его стоит прочесть, чтобы хвастаться "знакомством с русскими". "Записки охотника" - менее известное произведение этого мастера, написанное до романа "Отцы и дети".
На первый взгляд, это просто красивые пасторальные истории, наполненные любовью к русскому пейзажу и его людям, но очевидно, что они не так невинны, как кажутся, иначе Тургенева не арестовали бы из-за них.
Сегодня мы могли бы задаться вопросом, что же в них было такого возмутительного, но в царской России вы просто не могли сказать ничего такого, что поставило бы под сомнение институт крепостного права (который процветал в России до середины 19 века, еще долгое время после того, как от него отказались в Западной Европе, и был почти неотличим от рабства).
Тургенев не морализирует: его рассказчик-наблюдатель позволяет фактам говорить самим за себя. Кроме того, проницательные портреты всех персонажей красноречивее всяких слов говорят о его сострадании, чем любая политически ангажированная обличительная речь.
Политический контекст утратил актуальность, но описания природы вечны. Перечитываю их, мечтая перенестись в украинское лето. Увы, я в Лондоне, где три года нет лета. Когда я в последний раз проводил теплую летнюю ночь у костра? Когда в последний раз я вдыхал запах леса ранним утром? Когда я в последний раз бежал по полям, спасаясь от внезапного весеннего ливня? Когда я на самом деле переходил вброд реку?
Тургенев прав - те, кто не охотится, могут завидовать охотникам. Я завидую им во всем, за исключением убийства животных, поскольку у меня в этом нет никакой необходимости. Если у вас есть возможность отправиться в какую-нибудь дикую местность с умеренным климатом, отправляйтесь. Если не можете, почитайте Тургенева, это самое лучшее. Я не думаю, что есть писатель, который может передать ощущение места более изящно, чем он.
Ines:
Читала с огромным трудом. Она сложная, особенно версия на итальянском, содержит слова, которые к настоящему времени устарели и которые трудно понять. Почти бросила - усилия превосходили удовольствие...
Тургенев-охотник встречает людей всех сословий: дворян, разбогатевших крестьян, бродяг, слуг, нищих интеллигентов.
Именно эти люди чаще всего становятся главными героями книги, их страдания и предрассудки, а также их красота, интеллект и ценности. Ее, безусловно, можно назвать "справочной книгой", в которой все изложено и описано без каких-либо агрессивных интонаций или явных оскорблений в адрес режима. (Возможно, именно по этой причине, что удивительно, она не подверглась цензуре со стороны российских властей).
Рассказчик, которого, как мы узнаем позже, зовут Петр Петрович, стоит в стороне, его описания остаются нейтральными, что постепенно приводит к появлению скрытой, но очень ясной и безжалостной критики "неумолимой социальной системы того времени".
Самая красивая часть - это описание природы, где концепция охоты постепенно уступает место описанию пейзажей, настолько интимных и красивых, что у вас захватывает дух.
Все обретает конкретность, как запахи влажной земли после грозы; все чувства активизируются. Кажется, что главное желание Тургенева - указать пальцем на бесконечный горизонт, где красота и высшая тайна природы дарят сердцу счастье.
Matthew Ted:
Восхитительно! Любимая часть тургеневских романов - пейзажи, а здесь их 400 страниц! Читаешь и переносишься в леса с Тургеневым. Напоминает трилогию Каск, особенно тем, как Тургенев часто выпадает из повествования, и вместо этого мы просто слушаем случайного крепостного, рассказывающего историю своего рождения, женитьбы или еще чего-нибудь (прим. ред.: речь о трилогии Рейчел Каск "Наброски", вышедшей в 2014 - 2018 гг.).
В моей любимой главе рассказывается о том, как Тургенев однажды ночью, заблудившись после охоты, улаживал отношения с группой деревенских мальчишек, стороживших лошадей. Он притворяется спящим, чтобы послушать их разговоры, причем некоторым из них всего по восемь лет. Они сплетничают, прежде чем перейти к рассказам о привидениях, феях и лесных демонах. Я мог бы с удовольствием перечитывать эту главу снова и снова. Тургеневское понимание человеческого поведения поражает своей проницательностью.
Что мне кажется интересным, так это то, что он не говорит об острых ощущениях от охоты, о доминирующем чувстве от того, что можно кого-то убить, сделать удачный выстрел. Единственные положительные моменты, о которых он говорит на протяжении еще нескольких страниц, - это ранние утренние подъемы, общение с природой, прогулки по ней, плескание в ручьях и исследования. Он ни разу не упомянул, что охота на животных - это приятная часть охоты.
Richard Derus:
Все эти рассказы иллюстрируют либерализм молодого автора, его презрение к крепостнической системе, поддерживающей роскошный образ жизни для одних и нищету и лишения для большинства. Они были одобрены его коллегами-либералами и вошли в канон русской литературы благодаря своей привлекательности. Но поколения читателей подтвердят, что люди читают эти виньетки ради определенной ловкости и непринужденности в обращении с персонажами и описаниями, которые настолько надежны, что выдерживают даже переводы. Это предметы редкой красоты. Не так уж много, если рассматривать их как истории, но они расцветают, если смотреть на них как на моменты, пережитые очень проницательным наблюдателем.
"Певцы", пожалуй, мой любимый из этюдов. Унылость деревни, неожиданность песенного конкурса в таком месте и чисто животное стремление людей найти в жизни хоть какую-то радость. Незабываемо.
Согласны ли вы с этими отзывами? Пишите в комментариях!
Другие наши статьи с зарубежными отзывами вы можете найти в подборке "Иностранцы о наших книгах":
_________________________________
1. Поддержать канал донатом можно здесь.
2. Приглашаем на наш сайт "Литинтерес". Там новые статьи появляются раньше!
3. А еще ждем вас в нашей группе ВКонтакте. И в Телеграме