Вопрос от выпускницы:
"У меня ощущение, что наши занятия похожи друг на друга и становятся "занятиями сурка". Ребята легко справляются с игровыми заданиями почти без меня. Как понять, что пора переходить на новый уровень, на следующий этап?"
Наставники, которые думают, что использование в работе с детьми кубиков — это и есть методика Зайцева, очень сильно заблуждаются, безнадёжно упуская педагогические и детские возможности естественного, быстрого и эффективного развития..
Методика предполагает концептуальное понимание процесса обучения и разницы в восприятии детей символьной системы общения, чуткое внимание к детям, многовариантное и гибкое планирование занятий и возможность быстрого изменения образовательного (психологического, информационного, дидактического...) поля.
Игротека — дело нехитрое, она хорошо описана в методичке к "Кубикам" и легко воспроизводится любым взрослым человеком. А вот педагогическая "чуйка" (в т.ч. понимание происходящего с каждым ребёнком здесь и сейчас) — есть либо врождённая, либо нарабатывается только с практикой. В пед. учебных заведениях этому, к сожалению, не учат.
Многие педагоги привычно ждут от курсов поурочных планов, но их нет и не будет. А если где-то есть, то это уже не методика Зайцева. Николай Александрович говорил: "Позанятийно, поурочно расписанная программа никогда и нигде толком не работала, отучала педагогов думать, творчески относиться к делу".
Именно поэтому мы ввели в практику не поурочное планирование, а поэтапное приобретение детьми с разными задатками навыков беглого и осмысленного чтения и лёгкого устного счёта.
Отвечаю на вопрос.
Первое и очень важное — перестать ждать конкретных результатов, а начать получать наслаждение от общения и взаимодействия с детьми. Результат появится быстро и может стать радостной неожиданностью как для самого обладателя нового навыка, так и для окружающих...
Второе — это интерес самих детей. Если они требуют определённых игр, значит, им это нужно, значит, происходит активный процесс познавания. При этом у всех игр с пособиями Зайцева есть масса вариантов развития (сюжетов, новых списков слов, разных парных гласных для "Поезда", плавных сюжетных переходов в следующую игру, параллельных игр для "шустриков" и мн.др.).
Тем не менее мы внимательно наблюдаем за детьми и при первых же признаках пресыщения действом даже у одного ребёнка в группе меняем вид деятельности.
Есть реальные казусы в работе педагогов. Например, лет 15 назад я познакомилась с педагогом, которая училась у Николая Александровича. Она считала игру "Поезд" чуть ли не единственной сто́ящей игрой на занятиях по обучению чтению. Да, дети, конечно, у неё давно и благополучно ушли от побуквенного чтения складов, но "чтецы" словами и фразами так и не проявились.
Оказывается, она, как и многие педагоги, считала "постепенным усложнением" в обучении чтению следующую последовательность: буквы —> слияния (слоги-склады) —> слова —> предложения —>тексты. Она просто не давала проявиться результату "раньше положенного".
А поэтапность совсем в другом: 1. действие по образцу наставника ("Педагог-аниматор") —> 2. совместные действия ("Сотрудничество") —> 3. самостоятельные исследования ("Самостоятельность").
Ребёнок должен иметь возможность начать учиться читать и считать с удобной ЕМУ стороны и в ЕГО природном темпе. Разнообразие игр всех этапов позволяет сделать это возможным в общей игре для любого ребёнка на любом этапе. Игротеку на конкретное занятие наставник может составить сам в соответствии с интересами детей. Опытные педагоги, имея большой опыт и достаточное количество пособий Зайцева, работают по интуиции.
Итак. Как понять, что пора переходить к следующему этапу?
Для начала нам нужна ненавязчивая (скрытая от детей) диагностика в форме игр, которые покажут уровень формирования навыков, где ребятки могут демонстрировать их по одному, по двое-трое, всей группой... Задача наставника зафиксировать результаты в процессе или сразу после занятия.
Если вы уже знаете своих детей, их предпочтительный способ обучения, то подбираете соответствующие игры для диагностики. Для тех, кто идёт в чтение через склады, нужна диагностическая игра "Кубики из-за ширмы". Для читающих словами — игры со складовыми картинками. А для тех, кто выходит в чтение сразу предложениями, — пение "Песенок. Потешек", прочитывание "Скороговорок. Чистоговорок" и отгадывание "300 загадок" (это всё пособия Зайцева), собирание и чтение фраз кубиками и по таблицам. Зачем? Напомню: чтобы зафиксировать для себя результаты и принять решение о начале перехода на второй этап.
Малыши могут быть на первом достаточно долго (маленьким консерваторам комфортно быть в поле, где всё идёт по известному порядку), порой они не дают даже поменять местами привычные игры... Старшие же дошколята могут "проскочить" первый этап за 3-6 занятий.
Аналогично происходит и с математикой. Только там всё ещё проще: части пособия обычно используются в определённой хронологии: 1. "лента" с карточками, 2. "столбик" с карточками, 3. разрядные кубики и таблица "тысячи", 4. лента "часики", 5. таблица названий чисел, 6. для тех, кто готовится в школу — таблица сложения-вычитания в пределах 20, 7. таблицы умножения, 8. таблицы квадратов и кубов. В поддержку навыков можно приобрести и другой материал Зайцева. В частности, хорошо зарекомендовал себя набор "Пять в кубе"... В любом случае, у наставника всегда есть возможность учить детей не по единой для всех программе, а, учитывая сиюминутные интересы и потребности конкретных детей, менять порядок изучения материала по своему усмотрению.
Если даже пара человек в группе с лёгкостью справляется с заданием без видимого участия наставника, значит пора включать конкретно для них систему параллельных игр, в которых будут присутствовать задания второго этапа. По мере того, как их начнут догонять остальные, все переходим на второй этап. Тем, кто поотстал, могут помочь наши "шустрики". Переход со второго этапа на третий происходит по той же схеме. Граница этих этапов ещё более размыта и внешне незаметна. Для него уже не нужна диагностика, всё достаточно очевидно.
Гораздо подробней и конкретней можно узнать на онлайн-курсах по методикам Н.А.Зайцева: