Найти тему

Как часто и долго надо заниматься с детьми?

Один из самых частых вопросов::
— Сколько раз в неделю должны быть занятия с дошкольниками и сколько они должны длиться?

На такой вопрос обычно ожидается вполне себе технически-методический ответ, например, 3 раза в неделю по 35 минут для старших дошкольников и 2 раза в неделю по 10-15 минут для малышей.
Что-то типа: по пол чайной ложки 2 раза в день перед едой...

Расскажу одну реальную историю, которую услышала из уст организатора описанного ниже события.
В 90-е годы группа врачей Краснодарского края пригласила китайского целителя для обучения их акупунктуре.
Уважаемый доктор повесил большой плакат-картинку человека с указанием на нём тысяч биологически активных точек. Чтобы замотивировать учеников ко следующей встрече через несколько месяцев, преподаватель предложил обменяться взаимными обязательствами. Он пообещал, что следующий семинар будет вести без переводчика, т.е. выучит русский язык в объёме, необходимом для ведения занятий и понимания слушателей. Их же попросил выучить все точки на теле человека.
Первое занятие следующего семинара началось с проверки "домашнего задания". Ведущий действительно вёл занятие без помощника. А наши врачи по школьной привычке развели руками и сказали, что не смогли выучить точки (их же так много, а китайский язык такой сложный!)...
— А как вы их "утили"? — спросил учитель.
— По картинке наизусть...
— А надо было "
ПО ОСЮСЕНИЯМ"!

-2

К чему я это?
Мы, педагоги, относимся к планированию и конспектированию занятий как врачи к медицинским протоколам и не чувствуем детей и ситуацию сердцем, не мыслим головой... Зачем, когда всё уже прописано?
Да, у педагогов есть определённые заранее написанные планы, в которых указаны дидактические задачи, рассчитаны алгоритмы донесения знаний до детей, способы проверки их наличия и...
они обязательны к исполнению. Урок №97, шаг влево, шаг вправо... далее по тексту. В результате мы опираемся не на возможности, потребности и интересы конкретных детей, не на конкретные ситуации, не на талант и опыт педагога..., а на некую усреднённую программу, заранее расписанную и данную свыше.
В результате у нас, педагогов и родителей, автоматически выключается естественная педагогическая чуйка, то самое "ПО ОСЮСЕНИЯМ". И мы расстраиваемся, если у ребёнка или группы детей что-то не получается, и реально пасуем, не знаем, что делать, начинаем злиться на себя, детей, перекладывать ответственность на родителей (а родители — на учителей), понижать свою самооценку, развешивать детям ярлыки и диагнозы (ведь это они глупые, не методисты же!), тормозим детей, если им знания даются слишком легко или, наоборот, подгоняем, чтобы вписаться в единую для всех программу...
Любые алгоритмы задают жёсткие рамки, но жизнь — штука порой неожиданная (см. статью
"Про планирование занятий") и учит нас быстро ориентироваться, развивать свою интуицию — ту самую чуйку, доверие своим "осюсениям".
Среднестатистического человека в природе не существует. И ко всем с единым алгоритмом обучения подходить нельзя.
Жаль, что этому не учат в педагогических образовательных учреждениях...

Пишем планы занятия на год вперёд и к ним ещё кучу документации...
Пишем планы занятия на год вперёд и к ним ещё кучу документации...

Но вернёмся ко времени занятий. Конечно, в работе детского центра/клуба/студии без расписания занятий никак не обойтись.
Тем не менее, планируя их, желательно ориентироваться на конкретных ребятишек, их возможности и наклонности и быть готовыми к любым неожиданностям, например, дать наиграться всласть в игру, которая "зашла", подвинув запланированное ранее, сменить сюжет, подыграть ребятам в их задумках... Главное — не забывать фиксировать ваши выводы, которые лягут в основу задач на следующее занятие.
Самыми эффективными и радостными встречами становятся те, где сам наставник волен гибко планировать и изменять по ходу порядок и ритм проведения занятий, исходя из своего наблюдения за детьми здесь и сейчас.

Особенно повезло в этом родителям и работающим с детьми по нескольку часов каждый день, но об этом подробней ниже.

Если дети САМИ в процессе игры (без предложения от взрослого и специально организованных физкультминуток) свободны в своих движениях, могут принимать любые удобные им позы, то временны́е границы могут быть весьма гибкими. Например, занятие может закончиться чуть позже ожидаемого или, наоборот, раньше. Если у вас занятия комплексные, т.е. в их процессе есть и двигательные, и творческие, и обучающие, и развлекательные моменты, то лучше всего их проводить с плавным перетеканием (размытыми границами во времени) одно в другое или "калейдоскопом", т.е. постоянно меняя интенсивность, давая возможность сбрасывать напряжение удобным детям способом (побегать-попрыгать, полежать-"потупить", порисовать, покричать, громко разговаривать, поиграть, попить-перекусить...). В таком случае, общее время всех занятий может быть суммарным до трёх часов подряд в любом дошкольном возрасте (3-7 лет).

-4

По опыту работы в совершенно разных условиях могу сказать, что чем больше впечатлений получают детишки, тем больше у них должно быть свободного времени для самостоятельного внутреннего их проживания, воплощения в жизнь. Понаблюдайте за ребятками, проанализируйте свойственный им режим жизни.
Если дети 3 часа в день получают мощный эмоциональный и информационный заряд для своего развития, то следующий день должен быть посвящён свободному осмыслению его и внутреннему перераспределению энергий. Это возможно в процессе прогулок, свободно организованных игр (подвижных, сюжетных...), в доверительных беседах, в творчестве, в развлечениях, в самостоятельных или совместных бытовых моментах.
Таким образом, самые частые встречи — через день до трёх часов подряд. Остальное время посвящаем отдыху и набору "голода" на знания и новые впечатления.
И даже это достаточно быстрый темп, не всем детям такой под силу. Средний темп, обычно устраивающий всех, — это два раза в неделю. Такой режим уберегает ребят от "переедания", родителей — от "разъездных" и финансовых перегрузок, администраторов и педагогов центров — от проблем с "утрясанием" расписания занятий.

Что же касается "домашних" ребятишек, то им повезло больше всех, т.к. мудрые родители могут вплести элементы обучения в бытовую жизнь тогда и столько, когда и сколько потребует интерес ребят и возможности взрослых. В многодетной семье или разновозрастной группе сюжет занятий, понятный ребятам (игра в сказку, подготовка к празднику, простые семейные заботы и мн.др.), может быть общим, а игровые задания — конкретные по индивидуальным возможностям.
Кому-то достаточно трёх минут несколько раз в день, а кто-то может сильно увлечься на час, два и даже несколько дней, всё повторяя и повторяя определённые действия, и, насытившись, больше не вспоминать о них впоследствии. Что ж, значит, это очень важно прожить именно таким образом и прямо сейчас. Так порадуйте детей, проживите такой опыт вместе с ними.

-5

Получается, что расписание занятий составляется в каждом конкретном случае наставником. Оно должно быть удобным для него и родителей, естественным для детей (учитывать возрастные и личные особенности восприятия знаний, темперамент, интересы, культуру среды семей детей...), вписываться в концепцию, условия и общий режим образовательного заведения в целом. Важно не упустить из внимания также длительность учебного сезона, итоговые ожидаемые результаты обучения, платёжные возможности родителей, удалённость места жительства семей от места занятий, наличие и грамотное расположение в пространстве пособий и мн.др..

Продолжение этой темы см. здесь.

**************************

Запись на просмотр видео вебинара и скидки на курсы для дошкольников и для школьников.
Запись на онлайн-курсы
"Чтение, письмо и математика для дошкольников": и "Любимый русский для школьников".