Два вопроса от педагогов:
1. "Как на практике работать с разновозрастными и разноуровневыми детьми, чтобы все получили свою пользу и при этом не сравнивались друг с другом?"
2. "У меня в группе есть и бегло читающие малыши, и даже толком не говорящие. Когда мы играем в развивающие игры, одни очень быстро выполняют все задания и начинают скучать и мешать остальным, а другие либо повторяют за теми, кто ответил, либо вообще не участвуют в играх, потому что для них задания слишком сложны. Они тоже начинают скучать и мешать другим.
Получается, что задания полезны лишь одному среднему ребёнку на какой-то миг, в остальное время все откровенно "вылетают" и начинают к этому привыкать, приобретая не самые лучшие черты характера...
Что делать, чтобы каждый развивался в своём темпе без пауз и ожиданий своей очереди?"
Ответ:
Благодарю за очень важный вопрос. Отвечу сразу обоим подписчикам.
Я действительно неоднократно говорила о том, что в группах обычно собираются очень разные ребята и по темпераменту, и по уже имеющимся навыкам, и по коммуникативным способностям, и по приоритетным для каждого из них начала обучения (склады, слова́, текст)... Значит, и игры, которые помогают детям научиться, тоже должны быть разными. Разве не логично?
Но как же это воплотить в жизнь в "разношёрстной" группе?
Вспомните приём из физкультуры в школьном зале, называемый учителями круговой тренировкой: комплекса заданий, выполняемых в порядке последовательной смены «станций» в помещении.
Есть ещё одна аналогия — групповая игра-приключение (квест), где каждое новое задание зависит от предыдущего и даётся по мере его выполнения.
Я уже описывала, как занимался с детками Николай Александрович Зайцев: он отправлял каждого, правильно выполнившего задание, в коридор на тренажёры ("Высшая оценка "беги в коридор"). Не всякий педагог осмелится повторить подобный опыт, да это и не нужно.
А вот устроить "параллельные игры" (что-то среднее из этих примеров) мы можем!
Так что такое параллельные игры на занятиях по методике Зайцева?
Это одновременное проведение игр из разных этапов (напомню, у нас их 3: "педагог-аниматор", "сотрудничество" и "самостоятельность"), в течение которых каждый ребёнок проходит свою ступень развития и получения навыков со своей стороны, в своём ритме и темпе и под мудрым руководством внимательного наставника.
Итак, по порядку.
Начинаем с общей игры 1-го этапа. Всегда в каждой группе, даже трёхлеток (не редкость, что и младше) есть уже реально читающие малыши. И именно они мгновенно выкрикивают ответы, подпевают попевки, давая замечательный пример всем остальным, но не время для самостоятельной догадки. Значит, их надо "загрузить" более сложным и интересным заданием из игротеки второго или даже третьего этапа.
Пример.
1. Вы играли со складовыми карточками. Когда вы показываете сторону без картинки, детки пытаются вспомнить название написанного животного или растения, показанного ранее. В это время наши "шустрики" громко прочитывают слово. Остальные так же громко вторят за ними, не успев присмотреться, вспомнить, медленно прочитать...
2. Я в этом случае говорю: "Отлично, (имя ребёнка), получи свою карточку и "простучи" слово, которое ты прочитал, по таблице или напиши кубиками на полке и поставь в нём ударение!"
Ребёнок воспринимает такое задание как поощрение и, радостно прижимая к себе карточку, бежит с указкой к таблице или коробке (к столу) с кубиками. В это время у меня остаются детки, у которых на одного подсказчика меньше, а у меня — на одну карточку. Зато у оставшихся теперь больше возможности и желания получить СВОЮ заслуженную карточку.
3. Постепенно у меня остаётся 1-2 ребёнка, которым важно получить отдельное внимание и дополнительный повтор. Пока у меня уменьшается количество ребят и карточек, я наблюдаю за тем, что происходит на полочке, и поверх голов оставшихся предлагаю проверить правильность написания слов и постановку ударения друг у друга. Когда последние детки получают свою заслуженную карточку (а они её обязательно получают!) и бегут составлять своё слово, то их встречают "знатоки" и помогают составить его совместными усилиями.
4. На полочке выстраивается цепочка слов, и теперь можно поиграть в одноимённую игру. Т.е. идёт "сборка" полученного результата через общую игру с чтением слов на кубиках и игру на внимание, в течение которой вновь отличаются "шустрики".
5. Тогда они получают другое самостоятельное задание. Например, найти карточку прочтённого слова и обвести на ней контур картинки или самого слова, если, конечно, у вас картинки заламинированы и фломастеры на водной основе, чтобы потом можно было стереть влажной салфеткой.
Можно дать и другое задание: в коробке с числовыми карточками взять первую попавшуюся карточку, назвать число на ней и найти его на числовой ленте, сравнить его с числом следующего нашедшего уже своё число. И так до тех пор, пока самый последний читающий слова, выложенные кубиками, не получит карточку с числом и так же не найдёт его на ленте. Ему с удовольствием помогут уже нашедшие.
Таким образом строится бесконечная цепочка параллельных игр с периодическим объединением всех детей и вновь естественным разделением, в которых ребята не по свистку и не по таймеру, а по мере выполнения своего задания, переходят от одной "станции" к другой, получая на каждой из них свой собственный опыт и заслуженный результат, а также возможность проявить свои добрые качества, помогая и подсказывая тем, у кого получается не так быстро и легко.
***************************
Приглашаю вас к просмотру вебинара онлайн-курса по обучению дошкольников чтению, письму и математике:
Тех, кто готов стать наставником и учить малышей читать, писать и считать самым лёгким и эффективным способом, приглашаю на онлайн-курс: