Наступило лето, жара в этом году началась ещё в середине мая, и вот теперь над Берёзовкой с самого раннего утра висело марево зноя. Пыль, поднятая проезжающими машинами, неохотно оседала на придорожную траву, и даже берёзы, давшие название селу, казались поникшими и уставшими от палящего солнца. В центре, возле нового кирпичного магазина с яркой вывеской, собирались немногочисленные местные жители. Они неторопливо обсуждали последние новости, делились слухами о предстоящем дожде, которого все ждали с нетерпением, и просто коротали время в тени немногочисленных деревьев. Разговоры шли вяло, словно повторяя общее настроение сонной Берёзовки. На окраине, где начинались поля, воздух был ещё более неподвижным. Лишь изредка слышалось стрекотание кузнечиков, да лёгкий шелест колосьев пшеницы, созревшей под неумолимым солнцем. В школе давно закончились выпускные экзамены, детвора была распущена на каникулы. Тая вместе с техничкой, тётей Зоей, делала ремонт в своём классе.
— Ну что, как там Варька, учится? — спросила её Злобина.
— Учится, скоро на каникулы приедет, — ответила Тая, протирая старой газетой окно.
— У вас жить будет, или у отца?
— У нас, конечно, она ведь привыкла жить с нами, но и к свёкру пойдёт, с ним тоже поживёт, каникулы ведь долгие.
— Ну да, ну да, — закивала головой Зоя, — рано свекровь твоя прибралась, жалко, молодая совсем баба была. Да и мать твоя Елена, тоже рано померла, а какая была хорошая женщина, уважительная, ты в неё пошла.
Тая грустно покачала в ответ головой соглашаясь.
— Да, мамы мне очень не хватает, как бы она мне сейчас с Леночкой помогла. А то каждый раз приходится крёстную Егора просить, если по делам отлучится нужно.
— Зинаида баба хорошая, — согласилась Злобина, — она ведь Егору ещё и тёткой приходится.
— Да.
— Андрей как, не жалеет, что проводил эту приживалку со двора, — наливая чистую воду в таз, поинтересовалась Зоя, — это же надо, как мужика окрутила, что он чуть с родными детьми совсем не разругался.
— Мне кажется, что нет, — пожала плечами Тая, — сам он ничего об этом не говорит, но я вижу, что после того, как от него ушла Галина Ивановна, он очень изменился. Помогает нам с Егором, Варьке деньги посылает, Леночке гостинцы и игрушки покупает.
— Андрей мужик справный, — вздохнула Зоя, — я бы за такого замуж пошла, если бы позвал.
Тая покосилась на Злобину, но ничего не ответила.
— А что, — продолжила она, — столько лет одна, без мужика живу. Тяжело это, и в хозяйстве, и вообще в жизни. Ты бы поговорила с ним, а Тай, — попросила она неожиданно, — он одинокий, я одинокая. Сошлись бы да жили. А я вам с Егором с дочкой помогала бы, и вообще.
— Хорошо, я попробую, — смутившись ответила ей Тая.
Вечером того же дня, накрывая на стол, она пересказала весь разговор Егору.
— Ну это отцу самому решать, — ответил он, отрезая кусок хлеба, — тётка Зоя баба конечно хорошая, но не получится ли, как с Галиной. Настроит его против нас, и что тогда.
Тая задумалась, может Егор, прав. Галина, которую Андрей привёл в дом сразу после смерти жены, оставила неприятный след в их жизнях. Эта женщина сумела втереться в доверие, а потом чуть не разрушила отношения Андрея с детьми. Но Зоя… Зоя была другая. Простая, добрая, всегда готовая прийти на помощь. Вечером, оставив Леночку с Егором, Тая всё же решила пойти к свёкру и поговорить с ним. Она рассказала ему о просьбе Зои, стараясь говорить как можно деликатнее. Андрей слушал молча, хмуря брови. Когда она закончила, он вздохнул и посмотрел в окно.
— Тяжело мне, Тая, — сказал он тихо, — одиноко. После Галины никому не верю. Не знаю, надо подумать, скажи Злобиной, что если на что-то решусь, то сам к ней приду.
Тая передала слова свёкра Зое.
— Хорошо, — кивнула та головой, — я подожду.
Несколько дней Андрей ходил задумчивый. Тая видела, приходя к нему, как он мучается, взвешивая все «за» и «против». Наконец, однажды вечером он сказал.
— Наверно я схожу к Зойке, поговорю с ней, баба она неплохая. Может у нас чего и выйдет.
Через неделю в Берёзовке заговорили о том, что Зойка Злобина, заколотила свой домишко, и перебралась жить к Андрею Репнину.
— Вот времена нынче пошли, — судачили старухи на завалинках, — домовину готовить пора, а они жениться надумали.
Приехавшая их города на каникулы Варька, на новость о том, что отец привёл в дом Злобину, только рукой махнула.
— Пускай живут, мне что с этого. Тёть Зоя женщина неплохая. Она меня всегда пирожками угощала.
Жизнь в доме Репниных потекла своим чередом. Зоя хлопотала по хозяйству, стараясь угодить Андрею и детям. Леночка теперь частенько гостила у деда, за ней теперь было кому присмотреть. Первое время в селе судачили, но постепенно разговоры утихли. Люди привыкли и перестали обращать внимание на Андрея и Зою. Подходило к концу лето, отгуляв положенный отпуск, Тая вышла на работу. В один из дней, её вызвал к себе в кабинет Михаил Юрьевич, и сообщил.
— Таисия Михайловна, вам нужно поехать в горд, на двухнедельные курсы, от РОНО требуют, чтобы наша школа послала двух учителей.
— А кто ещё со мной поедет? — поинтересовалась девушка.
— Екатерина Михайловна, думаю вдвоём вам скучно не будет.
— А когда ехать?
— Через два дня. Для вас уже забронированы места в институтском общежитии.
— Спасибо, что заранее предупредили, — поблагодарила Тая директора, — хоть успею дома что-то сделать, и еды побольше приготовить, чтобы мои с голоду не померли, пока меня не будет.
— Не преувеличивайте, Таисия Михайловна, — улыбнулся директор, — муж ваш, мужчина самостоятельный, на такого нестрашно дом оставить. К тому же Варвара пока дома, и Зоя Павловна, теперь для вас человек не чужой, подстрахует если что.
Вечером Тая сообщила новость Егору. Услышав, что ей нужно будет уехать, он растерялся.
— Как же я без тебя? — проговорил он. — Мы давно не разлучались так надолго. Только когда на сессии уезжали, когда учились, а так всё время вместе.
— Егор, ну что ты как маленький, — засмеялась Тая, — Зоя Павловна поможет, Варька с вами. А я всего на две недели. Глазом не успеешь моргнуть, как вернусь.
Сборы были недолгими. Тая напекла пирогов, наварила щей и котлет, чтобы домашним хватило на первое время. Провожая её на остановку, Егор долго обнимал жену, словно боялся, что больше не увидятся.
Курсы оказались интересными, Тая с удовольствием слушала лекции, словно вернувшись в студенческие годы, общалась с коллегами из других школ. Вечерами они с Екатериной гуляли по городу, в одну из таких прогулок, им повстречался Анатолий Александрович.
— Девушки, а вы как тут оказались? — удивился он.
— Мы здесь на курсах, — ответила за двоих Екатерина, — а ты что здесь делаешь?
— Так я родом отсюда, — ответил Ткачёв, — отпуск у матушки догуливаю, скоро обратно в Берёзовку.
— Слушайте, девчонки, может в гости ко мне зайдём. Я вас с матушкой познакомлю, вот мой дом, — он указал рукой на пятиэтажную сталинку, стоящую на противоположной стороне улицы.
— Нет, спасибо, — тут же отказалась Тая, — мне на переговорный пункт пора, хочу домой позвонить, узнать, как дела у моих. Екатерину Михайловну, пригласите, думаю она против не будет.
Екатерина, недолго думая, согласилась на приглашение, и они направились к дому Анатолия. Тая же поспешила к переговорному пункту. Дозвониться домой удалось быстро, трубку взял Егор.
— Здравствуй родная, — раздался голос мужа, — Как ты? Как курсы?
— Всё хорошо, Егор. Я соскучилась, как вы там? Леночка не капризничает?
— Всё в порядке, не переживай. Леночка с дедом и Зоей Павловной во дворе, играют. Варька уехала к подруге в соседнюю деревню, обещала завтра вернуться.
— Ну и хорошо, а ты чем занимаешься?
— Да вот, управлялся по хозяйству, зашёл в дом за ведром, а тут ты звонишь. Скучаю по тебе очень.
— Я тоже, ты даже не представляешь как. Ладно, Егор, у меня уже время заканчивается. Целуй всех от меня. До скорой встречи, — успела прокричать она в трубку, прежде чем послышались кроткие гудки.
В один из последних дней курсов, когда Тая возвращалась в общежитие, ее неожиданно догнал Ткачёв.
— Таисия, здравствуйте, — прокричал он, подбегая, — а я вас ищу.
— Зачем? — спросила Тая, не скрывая раздражения.
— Екатерина сказала, что вы завтра уезжаете. А она ещё на два дня здесь задержится, у неё какие-то свои дела. Хотел вот в попутчики напроситься, отпуск мой заканчивается, пора отчаливать. Одному ехать не хочется, а вместе веселее будет.
— Нет, мне попутчики не нужны, — ответила Тая, голосом, не терпящим возражения, и пройдя мимо Ткачёва, скрылась в подъезде.